Копируют только лидеров: как украли функционал и дизайн нашего сервиса финансового планирования в amoCRM
Представьте: вы придумываете продукт, тратите много сил на его дизайн, функционал и реализацию. А потом у вас его копируют от и до. Нам вот и представлять не нужно — мы с этим столкнулись! В статье разберёмся, где грань между невинным копированием и наглым копипастом, расскажем о плагиате в IT-сфере на примере своих и чужих виджетов, и обсудим, что делать, чтобы ваши идеи не копировали. Давайте разбираться!
Привет! На связи Настя и команда Кэткод. Мы уже 5 лет разрабатываем и поддерживаем виджеты (дополнения) для amoCRM. К сути дела ⤵️
Сижу, ничего не подозреваю, тут мне в телеге прилетает сообщение от Миши Кузьмина (кто не знает Мишу из Сконта, тот не знает, что такое хороший клиентский сервис) с сообщением: «Смотри, это же прямо ваш виджет Payer». Открываю сообщение и сижу в полном шоке.
Миша прислал мне видео, где один из руководителей компании по предоставлению услуг для автоматизации бизнеса (там у них, как я поняла, полный спектр: от установки CRM-систем до услуг типографии) без стеснения рассказывает в пяти историях о том, какой классный виджет они разработали. Эти истории прикладывать не буду, упоминание и реклама этого человека и компании будут лишними.
Сейчас подробно разберём «воровство» идеи одного из наших виджетов — Payer!
P.S. Я ещё обсудила эту ситуацию с коллегами, поэтому их комментарии также будут в статье ;)
Что такое Payer
Payer — простой сервис финансового планирования в amoCRM. Он считает прибыль по сделке, удобно отображает график платежей, также с его помощью можно легко рассчитать рассрочку. Есть автоматические напоминания клиентам о предстоящей оплате (в удобном мессенджере), выгрузка в Excel, а также отображение неоплаченных платежей.
Если коротко: Payer для тех, кому надоело вести учёт доходов/расходов в эселевской табличке и не видеть общей картины по финансам в своём бизнесе.
Разбираем грань между воровством и невинным заимствованием
Примерно 5 лет назад, когда мы выпустили Payer, он был одним из первых виджетов, где можно планировать доходы и расходы, работать с рассрочкой, посмотреть календарь платежей и получить аналитику. После этого стали появляться похожие виджеты, к примеру, RocketCRM (один из интеграторов amoCRM) выкатили свой виджет: ребята очень постарались над аналитикой, добавили три вида отчётов, сделав это своей фишкой. Респект!
И таких виджетов становилось всё больше, но каждая компания старалась отличиться от конкурентов. Если сейчас зайти на аmoМакрет и ввести слово «платежи», то виджетов с похожей идеей будет достаточно:
Чтобы вы имели представление о том, как вообще выглядят платёжные календари в других виджетах, прикладываю примеры:
Как вы можете заметить, идея одна, но каждый реализует её по-своему
В этом году вышел виджет, благодаря которому появилась эта статья. Рекламить его не будем, поэтому дадим выдуманное название «Копипаст», думаем, оно вполне оправданно.
Payer vs Копипаст
Для детального сравнения я скачала виджет Копипаст и создала идентичные сделки, чтобы показать насколько Payer и Копипаст похожи.
Начнём с самого интересного — с отчёта по платежам. Отчёт по платежам — это довольно полезная штука для тех, у кого свой бизнес. Вместо того, чтобы рыться в сделках, заходить в каждую, смотреть по ним задолженности и поступления, мы сделали календарь, в котором все платежи удобно распределены по датам.
Так вот, оказывается, не нам одним в голову пришла эта идея. Ребятам, разработавшим Копипаст, тоже!
В глаза сразу бросается практически идентичное оформление:
Найдите 10 отличий 😸 (да, это две разных картинки, слева — Копипаст, справа — Payer)
P.S. Сравните эти календари с примерами выше, абсолютно разные по функционалу и дизайну
Все платежи в календаре Payer окрашены в разные цвета: если платеж зелёный, то платёж по сделке уже выполнен; если красный, то платёж просрочен; а если светло-жёлтый, то оплата только планируется. Ребята воспользовались такой же схемой, только заменили светло-жёлтый на серый:
Плюс в нашем календаре, если в один из дней есть хотя бы один просроченный платёж, то весь день окрашивается в светло-красный, как бы привлекая внимание пользователя на задолженность:
У них же получилась какая-то шахматная доска, каждый день перетягивает на себя внимание:
Информация об оплаченных платежах в календаре не несёт никакой смысловой нагрузки, для чего весь день заливать зелёным, отвлекая внимание пользователей от реально нужной информации, в нашем случае от задолженностей, непонятно. Хотели отличиться от нас, а в итоге запутали пользователей.
В качестве хорошего примера заимствования идеи: ребята добавили в Копипаст развёрнутую инфу по дню ⤵️
Здесь у них сводная информация по всем платежам за день, это очень удобно. В Payer такой кнопочки нет, а ребята догадались и добавили её. Вот мы за такое заимствование: взять идею и улучшить её, а не cкопировать, чтобы cкопировать.
Мы лет 6 назад первые сделали простой виджет «Автоназвание сделки». Он был очень популярным. К сегодняшнему дню в маркетплейсе около 10 подобных виджетов. Но есть те, кто повторил весь функционал и даже дизайн нашего виджета, а есть те, кто сделал его немного по-другому, где-то поудобнее, где-то чуть функциональнее. Первый вариант особо ничего не даёт рынку, тогда как второй заставляет и нас дорабатывать наш виджет и даёт клиентам выбор для разных кейсов.
Под календарём платежей расположен сводный отчёт по доходам и расходам за месяц:
Только вот ребята опять сделали что-то странное:
Из нашей концепции с круговой диаграммой, ребята придумали суперсложную аналитику. Вместо этого громоздкого блока можно было сделать столбчатую диаграмму или таблицу, чтобы было понятнее пользователям. Опять за основу взяли наше, в итоге — сделали только хуже.
Цветовое кодирование вообще поехало, они же не могли и наши цвета взять, решили заменить на свои, в итоге получилась каша:
В Payer добавление платежа происходит отдельно от рассрочки, в Копипасте всё в одном окне. Почему мы так не сделали? Потому что проще добавлять отдельно платежи и отмечать их поступление максимально быстро, с рассрочкой же намного сложнее.
Ребята с рассрочкой решили не заморачиваться, поэтому засунули всё в одно окно. У них нельзя выбрать схему оплаты рассрочки, процентную ставку и установить первоначальный взнос. Хотели усидеть на двух стульях, не получилось ни на одном:
Если с рассрочкой ещё можно как-то разобраться, она на примитивном уровне, то с добавлением платежей у ребят всё очень сложно:
И опять же скопированы иконки редактирования, добавления комментария и корзины. Ребята, конечно, привнесли что-то своё. К примеру, разделили платежи по категориям в карточке, подшаманили над кнопками и тд. Но большая часть их работы — это просто Ctrl+C и Ctrl+V.
Видно, что на наш каркас ребята пытались наложить свою идею. Но из-за непонимания, как всё внутри у нас устроено, у них получилась каша. Ребята добавили что-то своё, но настолько загнали себя в рамки нашего функционала и дизайна, что получилось максимально неудобно и непонятно для пользователей.
Так получается, что создатели виджета Копипаст позаимствовали у нас и идею, и исполнение, и иконки. Мы не против вдохновения чужими идеями, мы за здоровую конкуренцию: взять крутую идею, сделать свой дизайн и добавить свои фишки — это топ! Но тупое копирование не уважаем.
На самом деле в Payer много костылей, и они скопировали эти костыли, которые нужны были одному клиенту, но он заплатил нам много денег, чтобы мы выкатили это в продакшн. Я уже сейчас смотрю и вижу, что можно переделать. А они останутся с этими ошибками 😼
Где грань между невинным заимствованием и наглым копипастом? (на примере)
Мы не говорим о том, что мы такие уникальные и всё придумываем исключительно сами: когда мы создавали свои первые виджеты в 2017 году, они тоже были на базе чего-то. Вот, например, Linker — виджет с выводом списка ссылок в карточках сделок, контактов, компаний и покупателей для быстрого доступа:
Честно признаемся, идею этого виджета мы подсмотрели. Вот ссылка на оригинал. В нём было куча ограничений и «вырвиглазный» дизайн:
Добавить нормально можно было только 10 ссылок, в конце списка висела ссылка на их сайт, которая лишь занимала место. Плюс ко всему не сохранялись спецсимволы: ?=&. Как вы поняли, виджет был куцый, но при этом он пользовался популярностью. Даже в отзывах пользователи просили исправить дизайн:
Сейчас ребята немного изменили дизайн виджета, функционал, к сожалению, остался таким же:
И вот мы взяли эту идею и сделали Линкер, в котором уже можно:
- перемещать ссылки;
- вставлять параметры;
- использовать все символы;
- добавлять неограниченное количество ссылок.
В карточке это выглядит так:
Linker — хорошая альтернатива виджету от amoHELPER с симпатичным дизайном, мы её делали для людей, чтобы они пользовались им бесплатно. Мы скопировали идею, но привнесли свои изменения, убрав все недочёты ребят. Как итог: удобный виджет для добавления ссылок с красивым дизайном. Можно же копировать с умом, когда хочешь!
Мы как и все редко что-то придумываем нового, но если нам понравилось что-то, и мы решили сделать подобное решение, то точно могу сказать, что мы его сделаем по-другому. Это будет и другой дизайн, и другие функции, и отличный от конкурента маркетинг.
P.S. С Мишей мы здесь полностью согласны
Что мы собираемся делать с наглым копипастом?
Сразу говорим, что подавать в суд на ребят, создавшим Копипаст, или устраивать им разборки не видим смысла. Мы себя успокаиваем тем, что у нас настолько хороший продукт, что им вот так вдохновляются 😸 Плюс ко всему у нас всё-таки нет штампика, что это прямо наше.
Мы только-только открыли ООО, а из Payer начали делать отдельный сервис контроля платежей. У него будет иконка (как у Miro, Trello и т.д.), название и товарный знак. Мы внесём его в единый реестр российского ПО, и тогда уже мы сможем говорить «это наш продукт, он запатентован», отсюда уже все вытекающие: если из этого сервиса кто-то что-то скопирует, то уже извините.
Рано или поздно любой востребованный продукт переходит в разряд коммодити, где вы сможете конкурировать только ценой. Поэтому если вас копируют, то единственное, что нужно делать — это быстрее бежать, то есть чаще обновлять продукт, добавляя в него новые функции и подстраивая его под текущие реалии, а также больше вкладываться в маркетинг, и в частности, в брендинг. И тогда тот, кто вас скопировал, будет помогать вам в продажах, так как вы сможете объяснять клиентам, что продукт конкурента это позапозапрошлая версия вашего продукта.
Как сделать так, чтобы вас не копировали?
В принципе в amoCRM такой рынок, что все могут брать, копировать, менять и продавать. Это нормальная конкурентная среда. Даже не знаем, как защитить от плагиата остальные свои виджеты (сложно и дорого из каждого делать отдельный сервис), потому что запатентована только amoCRM, а вот инструментов для защиты виджетов, к сожалению, нет.
Ребятам, создавшим Копипаст, всё равно пришлось писать код заново на бэке и на фронте, и они, конечно, потратили на это время. Исходный код ребятам не удалось скопировать, как бы они не старались. Попробую коротко объяснить, о чём речь ⤵️
Любой продукт состоит из пользовательской и серверной частей. На странице в интернете вы видите текст, кнопки, панели, изображения и видео. Перед вами — пользовательская часть сайта или фронтенд-код: визуализация, интерактивность и понятность интерфейса.
За логику, работоспособность и правильное функционирование виджета же отвечает серверная часть, которая скрыта от пользователя. Это бэкенд-код.
Вот как с лёгкостью можно прочитать фронтенд-код
А если каждый захочет скопировать ваш код? Тут на помощь приходит обфускация кода: она изменяет сам код, вставляя между операторами нечитаемые символы, меняя имена переменных и функций на набор визуально непонятных символов. Грубо говоря, там все немного минимизируется и подменяется, код на самом деле не меняется, его также можно скопировать, но поддерживать его будет сложно, ты уже просто не поймёшь, что нужно подправить.
- Обфускация помогает с тем, чтобы код было сложно поддерживать и скопировать, поэтому его проще написать самому.
- Код с сервера (бэкенд) никак не скопировать, и все, что клиент видит — это результат работы фронтенд-разработчика, а что происходит внутри системы непонятно, опять-таки приходится придумывать самому. Следовательно, код наших виджетов более менее как-то скрыт.
Мы пришли к тому, что нужно просто развивать свой продукт и маркетинг. Это единственное, как можно бороться с такими ребятами, потому что они не будут успевать копировать. У них и нет особой мотивации развивать продукт, потому что он не их. Называть чужую работу своей — это плагиат: ты её скопировал и ты знаешь это. Чтобы украсть идею, ее нужно понять и вплести в свою работу. Даже Apple воровали идеи, объединяли их и улучшали.
Копипаст был есть и будет. Ничего не поделаешь. Поэтому отношусь к этому «никак». Копируют обычно сильнейших или прорывные идеи. В любом случае должно быть время, которое можно использовать. Если идею скопировать легко и просто, это будут делать.Задумался бы о том, почему нас так легко скопировать. Где наши ценности? Скопировать вкус редбулла элементарно. Маркетинг невозможно.
Маркетингом. Стоит однозначно.
Вывод: улучшаем свои продукты, работаем над маркетингом, а если копируем, то с умом! Скачивайте наши виджеты, обращайтесь за разработкой и подписывайтесь на наш телеграм-канал (там много полезных штук про amoCRM и не только).
"Ненавижу, б**ть, цыган"
Мааааркетинг! Тут я прям очень согласен с Мишей <3
Определенно, есть над чем подумать
А их действия можно квалифицировать как пропаганду ЛГБТ?
Пропаганда депрессии и уныния
Неприятная история, понимаю вас
Спасибо за поддержку!