Почему саморазвитие становится вредной привычкой и как этого избежать

Наверняка каждый встречался с людьми, которые постоянно чему-то учатся: читают, ходят на курсы и следят за экспертами. В общем, занимаются саморазвитием, ставят перед собой амбициозные цели и в итоге… ничего не достигают.

Стремление работать над собой для многих остается лишь стремлением — оно никак не реализуется на практике. Это даже можно сравнить с вредной привычкой. Ведь такой образ жизни тоже вызывает зависимость, а чувство, что ты находишься на пути к успеху, становится заменой настоящему успеху. В этой статье расскажу, как избежать превращения тяги к новым знаниям в привычку, которая мешает реальному саморазвитию.

Когда саморазвитие превращается во вредную привычку

Многие следуют концепции lifelong learning (обучение длиною в жизнь), и в последние годы из-за быстрого развития EdTech этот тренд только набирает обороты. Благодаря доступности и разнообразию полезного контента, обучение входит в привычку. Однако далеко не всегда это приносит реальную пользу.

Вот несколько признаков «неправильной» тяги к знаниям:

  • Большое количество подписок на мотивирующий контент

В соцсетях и мессенджерах активно развивается инфобизнес. Такие паблики и каналы часто заточены исключительно под мотивацию и не предлагают конкретных практических инструментов. Это просто вдохновляющий контент, который говорит тебе: «Ты можешь добиться чего угодно», но не объясняет, как это сделать.

Конечно, для кого-то и одной мотивации достаточно, чтобы решиться на изменения. Но многим все-таки нужен четкий алгоритм действий по достижению конкретных целей. Без этого они не смогут добиться реальных результатов.

  • Обучение без цели

Отсутствие конкретной цели — это одна из главных причин, которые мешают превращению знаний в устойчивые навыки. Не стоит учиться, потому что какая-та тема вошла в моду или потому что ваш знакомый получил новую специальность и теперь стал зарабатывать больше, и вы хотите так же. Важно четко понимать, как и когда вы будете применять новые знания.

  • Теория без практики

Без применения на практике знания быстро забываются. Вспомните, например, как в школе все мы заучивали формулы на физике, теоремы на геометрии и валентность элементов на химии. Что из этого вы помните сейчас? Наверняка очень немного (если, конечно, регулярно не сталкиваетесь с этим в жизни). То же самое происходит и с другими знаниями, которым вы не находите применения. Поэтому после пройденного обучения знания нужно превращать в реальные навыки. А это возможно только при регулярном повторении изученного на практике.

Как вынести реальную пользу из постоянного обучения

Чтобы тяга к саморазвитию не превратилась во вредную привычку, нужно соблюдать несколько важных принципов:

  • Составляйте план обучения

Заранее планируйте темы, которые вы хотите изучить. Идеально, если вы сможете разработать календарный график с подробным расписанием на год, квартал или месяц: когда и какой курс вы пройдете, какую книгу прочтете и какое обучающее видео посмотрите. Такая систематизация помогает следовать намеченному плану и не отвлекаться на другие темы.

Например, вы хотите развить эмоциональный интеллект, но не знаете, как это сделать. Изучению этой темы вы планируете посвятить весь следующий месяц. Тогда график обучения может выглядеть следующим образом:

1 неделя: курс по развитию эмоционального интеллекта.

2 неделя: чтение книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».

3 неделя: просмотр обучающих видео по практическому применению эмоционального интеллекта.

4 неделя: разработка собственного плана развития своего эмоционального интеллекта.

  • Формулируйте ценность обучения

При выборе тем важно четко понимать, как эти знания помогут решить задачи, которые перед вами стоят. Это поможет отсеять все лишнее и выбрать только то, что действительно вам пригодится.

Любую интересующую вас тему стоит провести через фильтр. Задайте себе несколько вопросов:

— Зачем вам этому учиться?

— Как эти навыки помогут в решении ваших задач?

— Какую пользу это может принести в долгосрочной перспективе?

Например, вы продажник и давно хотели отработать навыки ведения переговоров. Вроде бы это полезно для работы, но «полезно» — формулировка абстрактная. Поэтому проверить себя через дополнительные вопросы:

— Зачем вам этому учиться?

Чтобы добиваться выгодных условий в сделках, находить подход к клиентам.

— Как эти навыки помогут в решении ваших задач?

Вы научитесь сохранять спокойствие, разбираться в людях и понимать их эмоции.

— Какую пользу это может принести в долгосрочной перспективе?

Вы будете работать эффективнее и показывать отличные результаты, а значит сможете получить повышение. В итоге у вас будет выше зарплата и лучшие условия работы.

Таким образом, навыки ведения переговоров для вас не просто «полезны». Они позволят улучшить ваш уровня жизни. Вот основная ценность обучения.

Не забывайте задавать себе вопросы, которые помогут выявить точную цель обучения и найти вариант, который максимально полно решит ваши задачи.

  • Сразу отрабатывайте изученное на практике

Хорошо закрепить материал и превратить знания в устойчивые навыки можно только при чередовании обучения с отработкой на практике. После изучения теории сразу реализуйте ее. Так вы и материал закрепите, и сразу сможете оценить результаты. Возможно, вам будут нужны какие-то дополнительные навыки для реализации задуманного. Их изучение также можно добавить в план.

Если тема, которую вы хотите изучить, очень обширная, то стоит разбить ее на более мелкие блоки. Так будет проще удержать все изученное в памяти и своевременно закрепить материал.

Например, если вы планируете развивать личный бренд и позиционировать себя как эксперта в своей профессиональной области, то тему можно разбить на следующие блоки:

— Общие принципы создания и продвижения личного бренда.

— Продвижение личного бренда в соцсетях.

— Продвижение личного бренда в СМИ.

— Особенности участия в профессиональных мероприятиях (конференции, форумы и т.д.)

— Правила публичных выступлений.

И главное: обучение ради обучения или потому что «все учатся, и я буду» — неверный подход к саморазвитию. Надо учиться тому, что интересно. Это должно не только развивать, но и помогать в текущих задачах. Ведь самое действенное обучение — это обучение в действии.

3 комментария

Впервые слышу что саморазвитие это плохо, это не плохо, развиваться если есть возможность , всегда занимайтесь этим

Ответить

если говорить про курсы для какой то профессиональной деятельности, то согласен, сейчас есть тенденция обучаться и дальше не идти, но саморазвитие это также про всестороннее обогащение ,про расширение кругозора

Ответить

Странно что саморазвитие считают вредной привычкой. По моему это всегда было хорошо, когда человек не стоит на месте, не останавливается на достигнутом. Важна и цель в этом саморазвитии. Достигнув её, нужно ставить следующую и бороться за её достижение.

Ответить