Почему техническое задание на сайт — не панацея?

Почему техническое задание на сайт — не панацея?

Мы часто сталкиваемся с тем, что техническое задание написано просто потому, что нужно. В итоге, оно либо написано слишком сложно, либо накладывает ненужные ограничения на проект. Важно также понимать, что техническое задание не дает гарантию отсутствия изменений в процессе разработки проекта. Поэтому, важно составить такое техническое задание, которое будет полезно обеим сторонам и уменьшит риски на проекте.

Когда разработка технического задания не нужна?

Если кратко — техническое задание необходимо только на сложных проектах. В остальных случаях — это пустая трата времени. Нет смысла разрабатывать техническое задание для несложных корпоративных сайтов, промо-сайтов и лендингов. Это также ограничит решения по дизайну на проекте.

На подобных проектах нужно составить структуру сайта, кратко описать функционал страниц и зафиксировать базовые технические требования к проекту (поддерживаемые браузеры, требования к серверу и системе управления сайтом и т.д.). Хватит нескольких листов A4, чтобы это описать. Остальные нюансы (например, анимации) обсуждаются после сдачи дизайна.

На нашей практике не было ни одного проекта в процессе разработки которого не происходило изменений. Главный принцип — не менять количество страниц и функциональную составляющую. Если это происходит — то стоимость проекта увеличивается.

Когда техническое задание необходимо?

Почему техническое задание на сайт — не панацея?

Если проект сложный — например, корпоративный сайт с личным кабинетом и разными типами пользователей или интернет-магазин — то в этом случае рекомендуется написать техническое задание. Также для такого проекта лучше выбрать поэтапную реализацию.

На первом этапе происходит исследование и разрабатывается техническое задание на функционал проекта. Затем происходит финальный просчет проекта, где каждый сложный этап разбивается на части. После этого проект реализуется по частям. Таким образом, клиент в быстрый срок получает готовую часть проекта.

Ошибки при разработке технического задания

Перечень ошибок, которые часто встречаются в техническом задании:

  1. Много «воды» и абстрактного текста. Например — описание задач сайта и целевой аудитории, фиксация излишних требований к дизайну, чрезмерное использование канцелярского языка и т.д.
  2. Подробное описание каждой страницы текстом, вплоть до требований по дизайну к каждому элементу, вместо использования графики, прототипов или дизайна (если он уже подготовлен).
  3. Копирование кусков технических заданий без понимания сути текста. Например, устаревшие технические требования (поддержка браузеров Internet Explorer).
  4. Сложное графическое оформление: мелкий шрифт, разный размер текста, неправильное выравнивание и т.д.

Как выглядит идеальное техническое задание?

Почему техническое задание на сайт — не панацея?

Хорошее техническое задание содержит:

  1. Четкое описание результата проекта.
  2. Этапы проекта, сроки, правила приемки каждого этапа.
  3. Ссылку на прототип. Возможно краткое описание структуры и функционала, если потребуется.

Главный вывод — ни в каком проекте нельзя предусмотреть все заранее. И техническое задание — не панацея. Но оно может упростить процесс разработки проекта для обеих сторон, если будет составлено правильно.

11
11 комментариев

Прочел статью и остался в недоумении. Вроде бы автор работает в сфере дизайна и веб-проектирования, но при этом имеет какие-то фундаментальные ошибки в представлении о том что такое ТЗ, когда и для чего оно пишется.

Ваша статья содержит на половину воду, а на половину какие-то предрассудки. Также крайне странно требовать от клиента прототипа (он по вашему должен спроектировать варйфреймы, сам все продумать, натянуть первичный ui и еще и прототипировать? Это редкость.

Первые 2 пункта из вашей "рекомендации" для "хорошего" тз, это вещи, которые должны быть в уставе проекта, на худой конец в концепции. То что вы описываете как прототип, который должен быть в ТЗ, это вообще отдельный материал, почему он должен быть в ТЗ загадка.

А уж то, что в описываете как минусы, это вообще user story, говорить что это минус... Ну не знаю, как минимум овер странно.

3
Ответить

Артем, спасибо за комментарий. Отвечу сразу на этот и следующий.

В статье мы нигде не указали, что написание ТЗ на стороне заказчика. Естественно, это наша задача. Особенно, когда речь касается прототипов и всех технических вопросов. Поэтому, я с вам тут полностью согласен.

Цель статьи была в другом — опровергнуть известный миф о том, что ТЗ спасает от всего, для сложных проектов оно лишнее и как раз, что писать ТЗ нужно грамотно, а это смогут сделать только специалисты. Т.е., по сути то, о чем вы пишете.

Я думаю, просто недостаточно правильно донесли мысль, не раскрыли суть, но наша статья, повторюсь, для клиентов, которые, как правило, вообще не разбираются во всех тонкостях.

Что касается наличия прототипов в техническом задании. Мы считаем, что это обязательная функция, поскольку читать текстом состав каждой страницы довольно сложная задача с точки зрения восприятия и понимания. Куда проще "потыкать" готовый прототип со всем функционалом.

User story это часть аналитического этапа, который мы тоже делаем. Он к техническому заданию никак не относится.

Ответить

согласна, что все должно быть по существу. Но описывать все пожелания и требования обязательно, чтобы потом не было "Мы это видели по-другому"...

1
Ответить

Мы пишем о том же самом. Вопрос лишь в том, как это описывать, насколько сложно и нужно ли описывать слишком развернуто.

Ответить

Ожидать от обычных клиентов профессионального ТЗ также крайне странно, как минимум вы должны или предоставлять шаблон и рекомендации, как максимум сами реализовывать это как платную услугу.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У нас был печальный опыт в этом вопросе, как с нашей стороны (отсутствие компетенций), так и со стороны заказчиков (непонимание процессов). В результате, мы хотели найти такое решение, которое бы обезопасило нас и клиента, но не усложняло никому жизнь. Об этом мы и попытались написать.

Ответить