Потерянный год: как агрегаторы авиабилетов, отелей и туров переживают карантин и когда ждут окончания кризиса
Сервисы возлагают надежды на туризм по России, но не ждут быстрого восстановления былого спроса.
Путешествия внутри России
После закрытия границ пользователи продолжают следить за ценами на отели и доступностью разных направлений, но запросы редко конвертируются в покупки, говорит Феликс Шпильман, гендиректор Emerging Travel Group. В неё входят российский сервис для бронирования отелей Ostrovok и международные RateHawk и ZenHotels.
За последние два месяца трафик на Aviasales снизился примерно на 60%. В этот же период 2019 года, рассказывает операционный директор сервиса Антон Байцур, пассажиров было несколько миллионов, сейчас — сотни тысяч. Поведение пользователей изменилось.
Самый популярный сценарий последних недель — покупка билета из Москвы и Санкт-Петербурга в одну сторону на ближайшую дату: люди улетают из столиц переждать карантин в более спокойные города.
Посещаемость агрегатора туров Travelata.ru за последние два месяца упала в десять раз относительно того же периода в прошлом году. В апреле и мае 2019 года сервис продавал более 10 тысяч туров в месяц по всему миру, сейчас пользователи покупают в основном туры по России, и то мало, поделился директор по маркетингу Олег Козырев.
Мы фиксируем рост аудитории за счёт новостей о постепенном снятии ограничений. Из интересных особенностей поведения аудитории — логичное смещение поиска туров на более поздние даты: август и сентябрь. Причём мы видим более чем десятикратный рост поиска на 2021 год.
Приоритет стран тоже поменялся: больше ищут туры по России, тогда как в прошлом году в это время лидером была Турция.
Рост интереса к путешествиям по России подтверждают и в Emerging Travel Group. «В мае путешественники чаще всего бронировали отели в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других городах черноморского побережья. Причём тенденция такова, что туристы стали бронировать отели в России на более длительный срок — почти во всех городах растёт доля бронирований на 3–7 и 7–15 дней», — рассказал Шпильман.
За счёт чего живут сервисы сейчас
В апреле 2020-го агрегатор туров Level.Travel полностью остановил продажи. Из-за неопределённости с ситуацией и закрытия границ сервис не хотел продавать туры, которые могут не состояться. В компании работает около 170 человек, пока сокращений нет, рассказал сооснователь Дмитрий Малютин.
Сервис держится благодаря финансовому запасу, но пришлось сократить расходы. Компания договорилась с арендодателем и меньше платит за офис, равномерно снизила нагрузку на отдел клиентского сервиса, чтобы уменьшить зарплатные выплаты.
«По нашим оценкам, подушки безопасности хватит до конца кризиса», — прокомментировал Малютин. Он не дал прогноз, как долго продлится кризис, но добавил, что Level.Travel ведёт переговоры о дополнительных инвестициях.
Travelata.ru сотрудничает с компаниями, которые продолжают работать или активно развиваются даже в период ограничений. По словам Козырева, бизнес в сфере доставки, аптеки и интернет-магазины нуждаются в новых сотрудниках, но не успевают их нанимать.
Сейчас сервис предоставляет «Сбермаркету» и Maximum Education свой колл-центр. Ещё Travelata.ru поддерживает компании продуктовыми командами и программистами, которые могут быстро переключиться на разработку в другой области.
Однако компании всё равно пришлось уволить часть сотрудников из-за падения спроса, точное количество работников до и после сокращений в компании не называют. Но Козырев рассказывает, что Travelata.ru оптимизировала самый большой отдел — обслуживание клиентов.
OneTwoTrip, Aviasales и Tutu.ru сократили затраты на маркетинг и рекламу. Как изменились бюджеты, участники рынка не раскрывают. Помимо этого, Aviasales остановила запланированный активный наём сотрудников и притормозила выход на новые рынки.
Чего ждут сервисы от рынка и клиентов
Дать единый прогноз по восстановлению спроса представители агрегаторов затрудняются. Однако они сходятся во мнении, что онлайн-сервисы станут сильнее.
Туристический рынок от коронавируса не умрет, но аппарат ИВЛ после всего произошедшего ему наверняка понадобится. К началу восстановления рынок, скорее всего, не досчитается некоторых игроков, в первую очередь тех, кто не сможет эффективно перестроиться и оптимизировать бизнес во время кризиса.
Мы верим в резкий рост доли онлайна. Самоизоляция неизбежно простимулирует электронную торговлю и привычку россиян приобретать товары и услуги в онлайне даже в тех отраслях, где раньше это было непривычно.
Восстановление сферы туризма и путешествий, считают агрегаторы, будет зависеть не только от открытия границ. На него также будут влиять цены на билеты, финансовое состояние россиян и эпидемиологическая ситуация в регионах России.
Aviasales считает 2020 год потерянным для индустрии и ожидает восстановления и дальнейшего роста не раньше весны 2021 года. «Любые прогнозы сейчас — гадание на кофейной гуще», — оговаривается Байцур. Он отметил, что на планы может повлиять много факторов, начиная от неопределённости в экономике и заканчивая потенциальной второй волной вируса.
Тем не менее RateHawk и ZenHotels уже заметили, что спрос начинает расти. Это связано с тем, что в Европе ослабляют карантин: снимают ограничения на поездки внутри региона и открывают границы для стран-соседей, говорит Шпильман.
Мы уже сейчас видим, что туристы хорошо реагируют на первые смягчения и бронирования начинают возвращаться. Это говорит, что туризм вернётся к жизни, не дожидаясь полного восстановления авиаперевозок. Для нас это обнадёживающий знак.
По консервативным прогнозам Emerging Travel Group, вернуться на уровень 2019 года удастся во втором-третьем квартале 2021 года.
Вернуться к обычной работе сервисы не могут, но они нашли, чем себя занять. Они сфокусировались на доработке своих платформ, контентных проектах и поддержке пользователей.
С середины марта пользователи стали намного чаще обращаться с вопросами о возврате и обмене билетов и бронирований отелей, делятся представители OneTwoTrip и Emerging Travel Group. Сервисы сосредоточились на помощи клиентам и подготовке инструкций — как вернуть деньги за отменённые поездки.
- Tutu.ru запустил интерактивную карту мира с открытыми и закрытыми авиарейсами. Можно кликнуть по любому аэропорту и посмотреть, что пассажира ждёт в том или ином регионе, если он полетит туда сейчас.
- Level.Travel собирает в отдельную форму данные об отменённых турах туроператоров: например, вернёт ли он деньги на карту или в виде депозита.
- Travelata.ru проводит продуктовые интеграции c ivi.ru, Domino’s Pizza и другими брендами: предлагает промокоды со скидками или бесплатным доступом на время.
У зарубежных агрегаторов дела не лучше
Кризис ударил и по зарубежным крупным игрокам. Booking Holdings, в которую входят агрегаторы отелей и авиабилетов Booking.com, Agoda и Kayak, закончила квартал с убытком впервые с конца 2017 года.
Убыток за первый квартал 2020 года составил $699 млн против прибыли в $765 млн годом ранее.
Аренда гостиничных номеров на сайтах Booking Holdings в первом квартале упала на 42,8% по сравнению с первым кварталом 2019 года. В мае 2020-го Agoda уволила 1500 сотрудников в Азии.
Гендиректор Booking Holdings Гленн Фогель считает, что даже после открытия границ на полное восстановление туристической индустрии потребуются годы. По его мнению, люди не будут чувствовать себя в безопасности в путешествиях, пока не появится вакцина.
Airbnb планировала провести IPO в 2020 году, но теперь выход на биржу под вопросом. Сооснователь и гендиректор компании Брайан Чески ожидает, что в 2020 году выручка упадёт в два раза. По данным The Wall Street Journal, в 2019 году Airbnb получила $4,8 млрд выручки, а убыток компании приблизился к $1 млрд.
Чтобы сохранить часть аудитории, сервис запустил площадку с экскурсиями и мастер-классами в онлайне. Пользователи слушают лекции учёного об акулах, вместе с шеф-поваром готовят итальянскую еду, занимаются йогой с инструктором. Некоторые организаторы таких мероприятий зарабатывают до $20 тысяч в месяц.