«Девушка в ИТ»: как я искала работу в Долине почти год и нашла спустя 200 откликов и 700 знакомств
Серия интервью со специалистами о поиске работы в разных странах.
«Работа.ру» продолжает серию интервью с русскоязычными специалистами об особенностях трудоустройства в разных странах. Истории поиска работы в найме бывают не менее увлекательными и драматичными, чем взлеты и падения собственников бизнеса.
Наша героиня Анна Подольская приехала в Кремниевую долину с опытом карьеры за рубежом, но несмотря на это почти год занималась поисками работы. Она рассказала, как 700 друзей в LinkedIn могут помочь в поисках работы и почему иногда для успешного трудоустройства важно признаться, что ты изначально не хотел работать в этой компании.
Меня зовут Анна Подольская, сейчас я работаю technical program manager в стартапе Easy Post, который занимается логистикой для сервисов ecommerce уровня eBay. Я одна из многих «русских девушек в Долине», которую не показали в известном фильме и которая приехала в США за идеалами технологической Мекки.
Я не хотела становиться предпринимателем, переезжая в США. Но, как любого технаря, работающего в ИТ-сфере, в Сан-Франциско меня привлекала атмосфера предпринимательского драйва. Я ехала за челленджем (и я его получила в виде годового поиска работы, депрессии и жизни с латиноамериканцами в кампусе).
Но поиск работы в Долине, где конкуренция за одну позицию достигает 1000 человек на место, — это не просто «пришел, увидел, победил», а большое упорство, последовательная (и часто утомительная) работа плюс немного удачи. Мне потребовался почти год, чтобы найти удовлетворяющую моим требованиям работу, и пришлось откликнуться за это время больше чем на 200 вакансий.
Студенческая жизнь и бесплатные ужины
В России я работала в Thomson Reuters в технической поддержке и спустя три с половиной года получила повышение, уехав в Германию на позицию technical project manager. Там я занималась управлением проектов по внедрению CRM-системы для образовательных учреждений. Но спустя два года Thomson Reuters продали аналитический бизнес (сейчас компания называется Refinitiv — прим. ред.), а меня сократили с хорошей компенсацией.
Вернувшись в Россию, я попробовала поискать работу здесь, но как-то ничего не екнуло. Параллельно я вспомнила, что ходила на ежегодную московскую выставку «Образование и карьера за рубежом» — всегда хотела поучиться за границей. И тогда я решила использовать это время, чтобы наконец исполнить эту мечту.
У меня была техническая специальность, поэтому выбор был для меня очевиден: учиться нужно в США, в технологической столице мира — в Сан-Франциско.
Но сначала я поехала на подготовительную программу в Бостон. В течение полугода мы подтягивали английский, готовились к вступительным экзаменам (GMAT, который обязателен для поступления в магистратуру в США). Это было относительно прогнозируемое с точки зрения расходов время — программа подготовительного курса включала в себя обучение и проживание в кампусе. На нее мне вполне хватило компенсации, выплаченной на прошлом месте работы.
Но первые полгода для меня стали шоком: будучи уже взрослым человеком 26 лет, который привык жить в своей квартире, я впервые оказалась в кампусе, да к тому же с толпой молодежи. Стены кампуса сделаны из картона, поэтому вместо того, чтобы вечером наконец отдохнуть от лавины информации и лечь спать, я слушала веселые песни и разговоры испаноязычных соседей.
В сентябре 2017 года я начала учиться на программе MBA в Hult International Business School в Сан-Франциско. Мне повезло получить приличную стипендию, которая покрывала большую часть годичного курса (полная стоимость — около $100 тысяч в год). Однако с деньгами всё равно приходилось нелегко — сначала тратила свои сбережения, а затем помогали родители. Почему я не работала, спросите вы.
Официально в США по студенческой визе (а у меня была именно такая) ты не имеешь права работать в течение девяти месяцев. А потом можешь пойти работать только по специальности, потому что ты приехал по студенческой визе: то есть устроиться в Burger King — не вариант.
Можно работать в кампусе за очень скромные деньги. Сама я занималась волонтерством — помогала организовывать нетворкинговые мероприятия. В этом было сразу несколько плюсов: можно было не платить за вход (экономия 10–20 долларов за вечер), новые полезные знакомства, а еще ужин практически всегда бесплатно. Так что удавалось экономить на ужинах.
Но всерьез искать работу я начала заранее — где-то спустя три месяца после начала учебы, поскольку первые месяцы был полный коматоз от количества новой информации, насыщенности программы, общения. Домой я приходила только переночевать. В январе-феврале 2018 года начала всерьез искать работу. И хотя бы к маю рассчитывала найти стажировку (это также предполагалось программой).
Во время обучения на программе MBA нас конкретно готовили к трудоустройству. С нами работал карьерный коуч, который помогал решить три главных вопроса:
- Хочешь ты остаться в той же самой индустрии? (Я хотела остаться в той же индустрии ИТ.)
- Хочешь ли ты остаться на той же самой позиции? (Меня в целом устраивала позиция технического менеджера проектов, но я хотела подвинуться в сторону project или program в API или анализа big data.)
- Где ты планируешь работать? (Я хотела попробовать применить свой опыт в США)
Также нам нужно было создать три списка компаний — потенциальных работодателей:
- топовые компании уровня Google и Facebook;
- юникорны — большие стартапы, которые уже стоят или близки к тому, чтобы стоить $1 млрд;
- все остальные компании, в которых есть подходящие позиции.
Кроме того, мы сформировали требования к вакансии и зарплатным ожиданиям: я для себя точно определила, что не готова получать меньше $90 тысяч в год (это хорошая начальная зарплата для человека без семьи в Сан-Франциско) и работать на должности ниже определенного грейда.
Но ни к маю, ни к лету 2018 года я не нашла ни работу, ни стажировку. Я была уверена, что с международным опытом работы и образованием относительно просто найду работу, но конкуренция была слишком жесткой.
В среднем на вакансию технического менеджера программ одновременно подаются от 150 до 1000 человек на место. В компании уровня Instagram за одну позицию могут конкурировать более тысячи человек. Учеба должна была заканчиваться в августе, у многих моих однокурсников к тому времени уже были какие-то стажировки, а у меня — никаких перспектив.
Лето было тяжелым, деньги заканчивались, у меня фактически началась депрессия. Чтобы получить хоть какой-то американский опыт, я пошла бесплатно работать в стартап однокурсников (за что до сих пор очень благодарна ребятам).
Я долгое время считала неоплачиваемые стажировки недостойными для себя — у меня же есть солидный опыт работы, я квалифицированный специалист. Но, получая отказ за отказом от работодателей, поняла, что строчка в резюме о работе в американской компании мне необходима.
Девушка в ИТ
Я остро чувствовала, что для успешного трудоустройства мне не хватает cultural fit — для американцев со своим российским и немецким опытом я была слишком прямолинейна. Однажды на собеседовании я рассказывала, как ловко справлялась в абсолютно мужском коллективе, будучи единственной девушкой, — на лице моих собеседников было написано недоумение.
Чтобы как-то решить эту проблему, а заодно познакомиться с людьми, которые потенциально могли бы меня рекомендовать на желаемые позиции, я начала заниматься нетворкингом. Рекомендации людей из компаний — очень важный этап, и, когда твое резюме попадает HR-менеджеру от человека «изнутри», оно почти наверняка пройдет хотя бы первый автоматический фильтр.
Я решила охватить по возможности все мероприятия, на которых могут быть в чем-то близкие мне люди. Раз уж я русскоязычная девушка из ИТ, я решила ходить на любые митапы (их удобно искать на платформе meetup.com и мероприятия для экспатов в сфере ИТ, особенно если их организовывали женские сообщества — их в Долине множество: Girls Who Code, The Expat Women и так далее). Сами мероприятия искала в соответствующих сообществах в Facebook, HireClub, Eventbrite.
Сейчас у меня в LinkedIn около 750 контактов, из которых 730 «теплые» — это люди, с которыми я познакомилась на мероприятиях и которых знаю лично. Хочется добавить один из моих выводов после нетворкинг-мероприятий: лучше качество, чем количество, и нужные люди обязательно найдутся! Несмотря на то что работу в конечном счете я нашла на одном из job boards, опыт нетворкинга мне сильно помог проводить «холодные» интервью и не только.
Чему меня научил нетворкинг:
- как правильно себя презентовать;
- как поговорить со спикером так, чтобы он тебя запомнил;
- как получить советы по резюме;
- как заручиться рекомендациями;
- как подготовиться к собеседованиям;
- как понять, чего ты хочешь от работы.
Благодаря нетворкингу я также поняла, как сильно в Долине важен self-branding: я не очень активна в Facebook, но в LinkedIn всегда отмечала в постах всех, с кем познакомилась на мероприятии, благодарила их за участие и выступление. Какие-то посты набирали по 2000 просмотров. Поверьте, HR здесь крайне внимательно смотрят на соцсети.
200 собеседований и теннис
Поиск работы в итоге затянулся у меня почти на год. За это время я отправила около 200 резюме — по меркам Долины это не так много: я отправляла резюме только в те компании и на те позиции, которые абсолютно подходили мне под сформированные критерии.
Из этих 200 компаний 150 автоматически отказали, только порядка 50 мне ответили через HR-специалиста. До собеседования первого уровня с HR-менеджером дело дошло только в 20 вакансиях. После тестового задания до следующих собеседований я прошла только в 10 компаниях. Полноценных интервью с непосредственными руководителями у меня было только три — в двух компаниях меня были готовы взять.
Весь этот год я продолжала работать над резюме, переписав его по меньшей мере 50 раз. Фишка в том, что для каждой вакансии у тебя должна быть своя специфика, корректные баззворды, отвечающие требованиям каждой вакансии. И конечно же, адаптированное сопроводительное письмо.
Помните про список нетворкинга из 700 человек? Так вот как минимум половина этих людей смотрели мое резюме. Здесь принято пригласить человека на кофе за советом, и на каждую встречу я ходила с распечаткам резюме с карандашом — кто-то правил специфику той или иной позиции, кто-то просто советовал улучшить аспекты английского языка.
Помимо резюме здесь все обязательно обращают внимание на сопроводительное письмо. В нем нужно отразить не только профессиональные достижения, но и какие-то вещи, которые характеризуют тебя как личность. Если ты увлекаешься антигравити-йогой или играешь в большой теннис, это заслуживает упоминания в письме. В компании смотрят на то, чем ты будешь ценен для коллектива.
Кроме тенниса, я делала акцент на своем большом опыте межкультурной коммуникации. У меня за плечами был опыт работы в России и Германии, а кроме того, в моей бизнес-школе в классе учились люди более чем 50 национальностей. Это помогло мне на финальном собеседовании в своей компании — сейчас я много работаю с партнерами из европейских стран.
Мое финальное (и успешное) собеседование длилось четыре с половиной часа. Это был почти полный рабочий день с перерывом на ланч. Собеседование проводили пять человек (не только HR-менеджеры, но и будущие начальники, будущие коллеги по команде).
При этом в нашей компании немного раундов — всего три. А в крупных, уровня Facebook или Google, их легко может быть пять — семь. Здесь принято говорить про рекрутинг так: «Нанимай медленно, увольняй быстро», и это правда: уволить большинство людей здесь в силу особенностей контракта можно одним днем.
Обобщая годовую эпопею с поиском работы, я сформулировала для себя некоторые главные ошибки на собеседованиях и советы, которые помогут успешно пройти отбор.
Что стоит делать, чего следует избежать, чтобы успешно пройти собеседование в США
- Слишком долго «представлять себя» — на первых собеседованиях я рассказывала «про себя» по 15 минут, тогда как HR ждет от тебя подготовленного elevator pitch на три минуты.
- Не знать свои selling points — учитывая жесткую конкуренцию, на собеседовании важно убедить компанию «купить» именно твои компетенции и экспертизу (а не другого кандидата).
- Не делать «домашнюю работу» — перед собеседованием нужно узнать как можно больше информации не только о компании, но и о людях, к которым ты идешь на собеседование. Это поможет поддержать разговор и показать заинтересованность.
- Не задавать вопросы. Не только кандидат «продает» себя на собеседовании, но и компания. Если у человека нет вопросов, создается впечатление, что ему не очень-то хочется здесь работать.
- Не ценить свои достижения и не рассказывать про них. Женщинам это свойственно даже больше, чем мужчинам.
Что стоит делать
- Заранее готовить рассказ о себе так, чтобы уложиться по времени и ничего не упустить.
- Готовить ответы на самые распространенные вопросы (список стандартных вопросов и заданий на собеседованиях в Google и других крупных компаниях).
- Очень аккуратно отвечать на вопрос о «негативном опыте». Его обязательно зададут, но от вас будут ждать не негатива, а интересного опыта и чему он вас научил. Нужно понимать, что в США типичную для русскоязычных прямолинейность могут счесть за грубость.
- Но искренность здесь ценят. Компания, в которую меня взяли на работу, не входила в мой личный топ-10. О чем я честно сказала на собеседовании. Но также я добавила, что меня привлекло описание вакансии, специфика работы и самого бизнеса.
- Искать нужно везде. Несмотря на то что я делала большую ставку на нетворкинг, работу я в итоге нашла на Glassdoor. Но при этом я искала ее и на других job boards — indeed.com, LinkedIn. Очень часто люди зацикливаются на одном месте и ограничивают свои возможности.
Go the extra mile: известное выражение, о котором мы можем забыть сталкиваясь с неудачами и отказами. Главное идти вперёд, падая, поднимаясь, выучив урок и добавив extra mile, идти вперёд.