Но не стал магистром Йодой и разочаровался в ecom. История о том, как запустил бизнес на коленке, вложив 15 тысяч.Я Виталий, предприниматель и маркетолог. Во второй половине декабря 2015 года сидел почти с нулем в кармане в Москве - и думал, как оплатить аренду квартиры и купить подарки.Предыдущий бизнес в сфере отопления коттеджей прогорел из-за скачков валюты, и я по привычке искал идеи в Вордстате.Искал не точечно, а прям вбивал слова «купить», «заказать» и смотрел топы запросов, листая десятки страниц статистики.И тут душа фаната фентези и комиксов не смогла пройти мимо:К сожалению, данные тех лет Вордстат уже не показывает - но есть Google Trends, чтобы показать вам ситуацию. Конкретно в Вордстате я тогда увидел резкий рост с 1-2 тысяч до 150.000 + запросов «купить световой меч»В декабре 2015 года выходит седьмой эпизод Звездных Войн. Громкая премьера спустя 10 лет перерыва.Еще Новый год на носу. Это и вызвало ажиотаж среди детей и их родителей.Я подумал:Почему бы и не попробовать?А дальше - бизнес на коленке в стиле «панк», попытки захватить кусок рынка детских игрушек и масса смешных моментов.Cодержание статьиКак «успешно» запуститься без бизнес-плана и капиталаДоработка процессаСебестоимость и маржинальность Как я пытался масштабироваться на рынке детских игрушекТрудности рынка брендовых игрушекС какими казусами может столкнуться интернет-магазин игрушек?Как «успешно» запуститься без бизнес-плана и капиталаЯ не люблю вкладывать деньги туда, где не протестировал трафик. Быстро изучил рынок, нагуглил китайские игрушки по Звездным Войнам оптом. За вечер собрал одностраничный магазин, а брат помог настроить контекстную рекламу.Но представим, что вы за это платите в 2015 году:Первый сайт на конструкторе был собран за час и выглядел отвратно, а рекламу было настроить несложно (так как ниша узкая и ключевых запросов не так много).Сложно смотреть на этот дизайн без слёзЗакидываем на рекламу 5000 рублей тестового бюджета. Начинают приходить заказы по 100-120 рублей за лид.Скучаю по стоимости трафика в 2015 году.Скрин одной из ранних табличек с учетом расходов/доходов за день. Админка сайта потеряна, не нашел скрин оттуда. Первые дни мы так офигевали, что успевали только записывать подтвержденные заказы в тетрадку. CRM внедрили позже.Я сразу же еду к оптовикам. У них были вот такие мечи - обычные и раздвижные (телескопические):Качеством они не отличались. Если вы вдруг в те времена купили у меня на сайте и разочаровались - извиняюсь за мой юношеский бизнес-опыт :)Делаю минимальный закуп (в районе 5-7 тысяч рублей). По себестоимости каждая игрушка выходила в 238 рублей, а по рынку продавалась от 1300. Наценку можете прикинуть сами.И покупали эти китайские копии за милую душу, потому что во всех крупных сетях вроде Детского мира оригинальные игрушки тупо закончились.Перешел на темную сторонуПо дороге хватаю немного упаковки (пупырка, крафтовая бумага и скотч). Поздний вечер, и за несколько часов работы рекламы упало порядка 20 заказов - их помог обработать брат.А что дальше?Первая бессонная ночь - уже завтра люди ждут заказы. Что мы успеваем сделать с братом:1. Упаковать мечиНа старте у нас были раздвижные модели в двух видах - синие и красные (джедаи и ситхи, если кто шарит). Мы проверяли их на мелкий брак, после чего упаковывали в крафтовую бумагу. Времени придумывать интересную упаковку тогда тупо не было.2. Проработать логистикуКроме отсутствия времени, не было еще и подходящего юр. лица или статуса ИП. Для моралистов - карма в виде налоговой настигла меня позже.Нахожу Достависту, там можно составлять каждому курьеру маршрут из нескольких адресов. На каждом адресе указываешь стоимость товара, а в конце смены курьер переводит всю выручку тебе на карту физ. лица.Самое оно для бизнеса на минималках.Только вот пришлось самому строить удобные маршруты для курьеров в конструкторе Яндекс Карт ради экономии стоимости доставок.Иногда это было непросто3. Выдать всё курьерамСон для слабаков. Паковать и собирать заказы мы закончили ближе к 7 утра, за час до того, как курьеры подъехали к дому.Заказы выдавали из рук в руки рядом с подъездом.Курьеры развозят заказы, в конце дня на карту падает выручка. Отказы минимальны, в районе 12-15%.За первый день - выручка 36000, чистая 24000 (за вычетом закупки, доставки и прочего).Я понял - тему нужно развивать и продолжать.Доработка процессаМы довольно быстро дошли до 50 заказов в день, а звонки и заявки не умолкали вплоть до новогодней ночи. Конечно, вдвоем мы бы не вывезли такой объем. Оптимизация бизнес-процессов выглядела так:Мы привлекли знакомых, которые за почасовую оплату помогали упаковывать игрушкиПригласили друга заниматься обзвонамиОфис/склад был дома, так как квартира была большой и находилась рядом с метроНастроили простую CRMПодключили Авито (но оттуда шло совсем немного заказов в сравнении с контекстной рекламой)Обновили сайт:Уже в декабре мы столкнулись с нехваткой мечей у поставщика. И вдруг нашли те же самые игрушки в Ашане, только еще дешевле.Вы прикиньте - мы просто покупали товар в гипермаркете и перепродавали в несколько раз дороже. И это бодро покупали. Вот времена были.Себестоимость и маржинальностьВ первые дни всё выглядело так (на примере одного меча):Конкретно в этом примере стоимость доставки тут не учитываю, так как она оплачивалась отдельно и обычно выходила нам в 0Потом прибавилась команда и появились другие расходы.Поэтому я поднял записи и свёл все цифры в таблицу:Важно понимать, что часто заказывали 2 и более игрушек. Еще были мечи-посохи - там сразу 2 в комплекте. Средний чек выше, но при покупке 2-х штук доставка была бесплатнойПо текущим меркам чистая прибыль может показаться смешной. Но вспомните вводные данные этой статьи…Задача выполнена, я дико уставший, но кайфую! И уезжаю отмечать Новый год с друзьями.Как я пытался масштабироваться на рынке детских игрушекВ январе 2016 я вышел на крупную оптовую компанию с десятком складов в Москве и регионах. Там я нашел не только более удачные модели световых мечей, но и другие игрушки.Закупочная стоимость была еще выгоднее. А еще там были скидки в зависимости от объема.Та самая вторая версия светящихся палок. Их можно было соединять в меч-посохПлюс мы нашли разные фигурки, маски и прочие ништяки по вселенной Star Wars. Из них начали делать комплекты.С упаковкой мечей тоже немного заморочился:Далее - открыл ИП, мы переезжаем и снимаем небольшой офис, два помещения по 14м2. В одном - офис и пункт выдачи, второе под склад и «мастерскую», где я правил брак паяльником.Серьезные бизнесмены, которые поднялись самиАренда стоила из расчета 1000 рублей за м2 - итого 24 тыс/месяц. Для нового бизнес-центра среднего класса в пределах ТТК - просто сказка.Теперь про бракованные игрушки. Когда стали больше закупать - процент брака заметно вырос. Где- то не работает светодиод, где-то нет звука.Но ремонт был легким (при том, что я впервые держал в руках паяльник). И количество брака получалось уменьшить почти вдвое.За пару лет накопилось много запчастейВернёмся к главному - Новый год закончился, а с ним и пик сезона продажи игрушек.В январе заказы упали до 7-10 шт в день. Это при том, что мы включили рекламу на регионы и начали отправлять туда заказы через Boxberry. Были разовые всплески заказов. 23 февраля, когда в подарок мальчикам заказывали световые мечи. Или разовые оптовые заказы для тематических мероприятий. Но для меня это были капли в море. Хотелось больше.Я был полон энергии и начал изучать рынок, не ограничиваясь игрушками Star Wars. Тем более, что у нового оптовика было абсолютно всё в наличии.Решил запустить дополнительные направления - от настольных игр до игрушек My Little Pony.Но кратно вырасти не получилось. Заказов было мало, чтобы на этом строить успешный успех. В среднем чистыми выходило 80 тысяч в месяц. Большую часть прибыли приносили световые мечи (плюс иногда проскакивали заказы на мелкий опт). Офис продолжал снимать, периодически привлекал друзей на сдельную работу. Часто был многоруким многоногом - сам закупил, сам ответил на звонки, сам собрал заказ. И иногда сам доставлял, если было по пути.Знакомые помогают с упаковкойИзредка прилетали заказы на разработку сайтов - я хватался за них для поддержания штанов.Так прошел почти весь год. Но ближе к октябрю спрос на игрушки начал ожидаемо расти. Этого я и ждал.Второй сезонГотовиться начали заранее. Уже в октябре включили рекламу и начали активно закупать остатки на складах.Важно отметить, что трафик дорожал весь год, и к его концу лид обходился уже в 250-270 рублей.Всплеск спроса на световые мечи был не такой высокий, как в прошлом году. Но было больше опыта, наработок и возможностей - это помогло.Из нововведений:Доработали сайт и ассортиментСнял склад недалеко от офисаИ главное - стал работать с курьерской службой. Это был дикий кайф - теперь не надо самому строить маршруты и потом вручную забивать их в Достависту. В конце дня заказы автоматом перебрасывали из CRM в личный кабинет доставки.Оставалось лишь аккуратно расклеить стикеры со штрих-кодами на каждый заказ и выдать их вечером водителю-экспедитору.За сезон (октябрь-декабрь) получились такие цифры:В целом я был доволен, несмотря на то что под конец года чувствовал себя мертвой лошадью, да еще и свалился с температурой 31-го декабря.Приходилось все равно ежедневно контролировать кучу процессов и ездить на закупки. Товар часто заканчивался у поставщика в самый непредвиденный момент. Тогда я целый день катался по пробкам в разные концы города (кто знает, что такое дороги в Москве в декабре - тот поймёт).После такой плотной работы я отдыхал весь январь. А потом перегорел.Магазин продолжал приносить деньги, но для меня - совсем небольшие. Поэтому я передал часть полномочий друзьям, сдал часть офиса и устроился работать графическим дизайнером.Под следующий Новый год мы также попробовали сорвать куш - но уже не было того спроса, а в соцсети и контент-маркетинг я тогда не умел. Поэтому было что-то из серии «впахивали 2 месяца втроём и заработали по 100 тысяч каждый».Трудности рынка брендовых (и не только) игрушекПочему же я не стал игрушечным магнатом? Основные :1. Как вы уже поняли, на рынке детских игрушек ярко выраженная сезонность спроса.2. Высокая закупочная стоимость и низкая маржа (относительно рыночных цен) на брендовые игрушки. Пробовал торговать продукцией Hasbro, Lego и прочих гигантов - но чистая прибыль была практически нулевой. Я был настолько уверен в себе, что пытался выходить напрямую на головные офисы этих компаний или искать оптовиков в Европе. Но не находил вариантов дешевле, либо меня отправляли обратно к российским дистрибюторам-монополистам. Пластмассовый мир победил.3. У меня не было сайта с большим количеством карточек (SKU). Надо было пилить большой сайт под SEO-продвижение, но у меня тогда не было никакого желания заниматься им из-за низкой маржи.4. Был только один активный канал трафика - контекстная реклама. Еще запускали Авито, но не особо вникали и заявок было мало. Стоило больше погружаться в соцсети и другие направления. А маркетплейсы тогда были не так развиты, как сейчас.5. Я не работал с Китаем напрямую. Возможно, там бы находил какие-то интересные товары.С какими казусами может столкнуться мелкий интернет-магазин игрушек?У меня было много разных историй в тот период времени. Что лучше всего запомнил:Курьер развез заказы за день и пропал с выручкой в один из первых дней работы магазина. Больно, но не смертельно. После этого стал страховать заказы на Достависте.Курьер забыл оптовый заказ в электричке. Но оказался честным и вернул деньги за товар.Нас копировали конкуренты, причем регулярно! Боролся по разному - от угроз по телефону до выхода на владельца сайта и милых бесед из серии «пацаны, ну нафига вы так делаете, у вас и свой сайт нормальный был».Звонит курьер и говорит - отдал не тот заказ клиенту, а клиент отказывается возвращать его. Часа 2 пытался понять, почему так случилось. А потом оказалось, что курьер зачем-то открывал игрушки и перепутал потом коробки. Наверное, был перед доставками на какой-нибудь тусовке и решил стать настоящим джедаем.Продавал мечи каким-то бандюганам в их крузаке. Было смешно и страшно одновременно.У нас покупал меч Александр Пистолетов для своего клипа «Мастер Йода» (ссылку оставлять не буду, кто в теме - поймет):Заказ выдавал мой брат и решил сфоткаться, я долго смеялся потомНесмотря на все сложности, описанные в статье - было чертовски весело, и я ни о чем не жалеюОпытный джедай ВиталийБыло интересно читать про мой опыт?Сейчас решил протестировать новый формат и написал эту статью. Если вам понравилось - влепите лайк, так я пойму что вам интересно и продолжу писать подобные лонгриды.Новые материалы буду публиковать в свой тг-канал "Тетрадка с чит-кодами".В канале я пишу про маркетинг и бизнес. Уже выкладывал там статьи и посты о том, как:- сделать х2 выручки с прежним бюджетом- придумать уникальный продукт на переполненном рынке - мы совершаем типичные ошибки в рекламеИ еще много интересных тем и мыслей. Не теряйте "Тетрадку" :)
штука для фаната конечно мастхев, но есть помощнее, там за 1к+
Если говорить про топ-реплики вроде Force FX - то конечно, они гораздо круче. Но там и ценник кусается, а среднестатистический родитель обычно покупает то, что не жалко выбросить через неделю.
Ты молодец!