Как составить договор с самозанятым и не привлечь внимание налоговой
На волне повышенного интереса проверяющих к договорам с самозанятыми хочется поделиться способами себя максимально обезопасить при сотрудничестве с этой категорией исполнителей.
Конечно, договор с самозанятым имеет ряд преимуществ, например:
➕ нет необходимости заключать трудовой, коллективный договоры, подписывать должностные инструкции и прочую документацию, присущую трудовым отношениям.
➕ не нужно платить НДФЛ и страховые взносы с выплат самозанятому, что дает существенную экономию.
Но помимо плюсов есть и один большой минус — договора с самозанятыми это красная тряпка для налоговой, и проверяют их с особой тщательностью, если привлечь к себе внимание. А при неправильном построении и оформлении отношений с самозанятым, компании грозит не только штраф, но и доначисление налогов с каждой суммы, которая выплачивалась по данному договору.
Лично знаю двух руководителей, которые столкнулись со штрафами и доначислениями налогов за весь период работы с самозанятым исполнителем. В первом случае причиной стало незнание закона, а именно того, что уволить сотрудника из штата и заключить с ним договор, как с самозанятым, — плохая идея.
А во втором случае подвела бухгалтер, которая отправляла оплату равными суммами раз в месяц и еще и написала в назначении платежа «Заработная плата по договору...»🙈
Главная цель налоговой — не допустить, чтобы компании обманом избежали уплаты налогов и взносов в бюджет.
Давайте рассмотрим маркеры, которые говорят налоговой, что имеют места нарушения.
Признаки, по которым налоговая заподозрит нарушения
- наличие трудовых отношений с ныне самозанятым заказчиком в течение последних 2-х лет;
- организационная зависимость самозанятого от заказчика — заказчик определяет режим работы, объект, исходя из производственной необходимости; сотрудник заказчика руководит работой самозанятого и контролирует её;
- «инфраструктурная» зависимость — самозанятый использует в своей работе только оборудование, инструменты и материалы заказчика;
- порядок оплаты услуг самозанятого и их учёт, который фактически говорит о наличии трудовых отношений (одинаковая периодичность и сумма оплаты услуг, не меняющаяся в течение календарного года сумма вознаграждения, привязка суммы вознаграждения к отработанному времени и проч.)
- отсутствие экономического обоснования данного сотрудничества.
✅ Разумными деловыми целями могут быть, например:
– конкурентные преимущества по срокам;
– наличие специальных навыков или более высокого профессионального уровня для выполнения определённых работ или оказания услуг конкретным самозанятым;
– отсутствие подходящей штатной единицы на предприятии и т. д.;
- отсутствие должным образом оформленных документов (договора, чеков);
- подтверждение статуса самозанятого лица информацией с официального сайта налоговой службы;
✅ Вы можете сделать скриншот информации с сайта налоговой службы о наличии у исполнителя статуса самозанятого и распечатать его, подложив к договору и чекам
- наличие своевременно и правильно оформленного чека от самозанятого за оказанные услуги или выполненные работы.
✅ Чек от самозанятого из приложения «Мой налог» — основной документ для подтверждения налоговых расходов заказчика.
Что грозит за нарушение законодательства при работе с самозанятыми
Если исполнитель потеряет статус самозанятого во время вашего сотрудничества или, если договор с самозанятым сочтут трудовым за нарушения, перечисленные выше, это повлечет за собой:
1. Административную ответственность:
- приостановление деятельности на срок до 90 суток (;ч. 2 ст.3.12 КоАП);
- штраф на юрлицо в размере 50 000 — 100 000 руб., штраф на должностное лицо компании — 10 000 — 20 000 руб., штраф для ИП — 5 000 — 10 000 руб.(ч. 4 ст.5.27 КоАП)
2. Ответственность как плательщика налогов и страховых взносов (доначисление):
- страховые взносы (30%) с выплат каждому самозанятому, договор которого переквалифицирован из гражданско-правовых в трудовой;
- НДФЛ (13%) с этих выплат;
- штраф (20% или 40%) от размера налогов и взносов в случае неумышленного или умышленного нарушения соответственно;
- пени за несвоевременную уплату НДФЛ и взносов.
Как безопасно работать с самозанятым
Для снижения рисков необходимо:
- проверить у исполнителя наличие статуса самозанятого по ИНН на сайте налоговой службы;
❕ Рекомендую указать в договоре, что исполнитель имеет статус самозанятого, и он самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход;
- проверить по ИНН историю и наличие сведений об исполнителе в открытых реестрах субъектов предпринимательской деятельности (например, здесь). Это связано с тем, что одновременно с НПД запрещено применять какие-либо другие налоговые режимы;
- проверить, не являлся ли исполнитель сотрудником вашей организации в течение 2-х последних лет. Это прямо запрещено законодательством;
- тщательно оценивать объём предстоящих работ, т.к. у самозанятых не может быть наёмных сотрудников, и указанные в договоре работы должны быть выполнимы единственным исполнителем;
- при длительном сотрудничестве с самозанятым учитывать, что данная категория налогоплательщиков имеет жёсткие ограничения по объёму получаемого в течение года дохода (как мы писали выше, сейчас это 2 400 000 рублей в год);
- учесть, что использование режима НПД запрещено в целях:
– реализации подакцизных товаров и товаров, нуждающихся в особой маркировке и идентификации;
– перепродажи товаров (например, на маркетплейсах) и имущественных прав;
– сдачи в аренду нежилой недвижимости;
– добычи или реализации полезных ископаемых;
– представления интересов иных лиц, посредничества в агентских, комиссионных и договорах поручения;
- прописать в договоре обязанность исполнителя уведомить заказчика об утрате статуса самозанятого и указать ответственность за нарушение этого условия;
✅ вы можете скопировать и добавить в договор эти пункты:
«– Исполнитель самостоятельно уплачивает все необходимые налоги и платежи и несет ответственность за своевременное и правильное их исчисление и уплату.
– В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход, он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 (трех) рабочих дней с даты снятия с такого учета.
– При возникновении убытков, вызванных невыполнением Исполнителем п.5.5, п.5.6, 5.8 настоящего Договора, Исполнитель обязуется возместить Заказчику понесенные расходы, если таковые у Заказчика будут иметь место, включая расходы на уплату НДФЛ и обязательных страховых взносов, исчисленных с дохода, выплаченного Заказчиком Исполнителю по настоящему Договору»
- предусмотреть обязанность исполнителя предоставлять чек из приложения «Мой налог», срок предоставления и санкции за нарушение.
✅ в договоре это может быть описано так (не забудьте подставить свой электронный адрес):
«В соответствии со ст. 14 Федерального Закона № 422-ФЗ от 27.11.2018, Исполнитель на каждую выплаченную ему Заказчиком по настоящему Договору сумму обязуется передать Заказчику чек (в электронном виде, направив на электронный адрес nnnnn@nnnn.ru), сформированный при расчете за услуги, указанные в п. 1.1 настоящего Договора…»
Вот, кажется, и всё, что я сегодня хотел рассказать о безопасной работе с самозанятыми. А если вам актуальна работа без штрафов, экономия времени и денег при помощи автоматизации — здесь поможет моя компания УльтраЮнион.
Мы:
🔥 работаем с 2005 года;
🔥 автоматизировали более 1000 организаций, в том числе ключевые предприятия Северо-Западного региона;
🔥 входим в число безопасных контрагентов по данным 1С СПАРК Риски (наш ИНН 7839309441);
🔥 подбираем оптимальные решения для бизнеса любого формата;
🔥предоставляем весь комплекс услуг по подбору, внедрению и сопровождению продуктов 1С с гарантией качества.
По всем вопросам с нами можно связаться здесь . Поможем подобрать оптимальный продукт 1С, увеличить производительность текущей системы/убрать ошибки/обновить или персонализировать под ваши задачи систему и т.п.