Как собрать крепкую команду в текучем кофейном бизнесе?

Меня зовут Владимир Ткачев, я основатель сети кофеен Sample coffee и кофейной обжарки Sample Roasters. А еще человек, который не просто открыл собственный бизнес, но и собрал крутую команду, которую теперь называю просто — семьей.

Как собрать крепкую команду в текучем кофейном бизнесе?

Почему люди бегут из кофеен?

Бегут не гости — с ними как раз у хороших кофеен все в порядке. Но даже крупные сети и эстетичные небольшие кофейни не могут похвастаться командой, которая работает с самого старта. Почему так происходит?

Потому что в целом сфера общепита редко когда выглядит надежной. Все знают очень старые мемы о сотрудниках одного известного фаст-фуд ресторана, которые увольняются после первой летучки. Получается, чем «быстрее» еда, тем быстрее сменяется команда. И в чем-то это действительно так работает, и мало кто может надолго задержаться в такой компании.

Другое дело, когда мы говорим о крепком бизнесе немного другого сегмента. О ресторанах и кофейнях, куда не просто забегают перед работой, потому что по пути. А куда идут целенаправленно. Наши стационарные кофейни продвигают именно такое позиционирование. Поэтому текучка в таком сегменте для меня чревата большими проблемами со всем бизнесом.

Как Sample нанимает сотрудников

Очень просто — мы любим кофе и людей, которое тоже любят кофе. Любым делом нужно гореть, и в этом смысле совершенно неважно, какую позицию занимает человек: руководящую или линейную. Без любви ничего не бывает.

И самое простое, но самое важное в найме — это человеческие качества. Есть люди, с которыми приятно работать и общаться, и именно их проще всего научить чему-то новому. А бывают опытные бариста, с которыми как раз кофе и не захочется пить, не то что его варить.

Показательно, что большинство ребят, которые приходили к нам на позицию бариста, а потом увольнялись, уходили не в другую кофейню, а в другую сферу. Для меня это значит, что мы смогли обучить человека настолько, что он стал видеть себя на каком-то новом месте. Значит, мы дали ему энергию для развития, а это очень важно. Мы в Sample тепло относимся к новичкам и делаем из них серьезных профессионалов.

Проблема, которая не обходит и мой бизнес, — это лютый кадровый голод на рынке. Поэтому мы очень крепко держимся за хороших сотрудников и развиваем внутренний сервис. Например, у нас есть традиционная баня по пятницам, корпоративы два раза в год, компенсация затрат на фитнес. В ближайшем будущем запустим медицинские страховки для сотрудников.

Еще в Sample работает реферальная программа. Любой сотрудник может посоветовать друга в команду, и если тот отработает определенный срок, сотрудник получит вознаграждение. Это хороший способ подтянуть в команду заведомо подходящих людей, не тратя на это много HR-ресурсов.

Как Sample удерживает сотрудников

Честно будет сказать, что мы сотрудников не удерживаем. У нас нет цели сделать так, чтобы команда не разбежалась. Мы мыслим немного другими категориями: не удерживать сотрудников, а не давать им захотеть уволиться.

Моя команда чувствует себя не просто винтиками в большой машине, как бы избито это ни звучало. Я считаю, что очень важно ощущать причастность к бизнесу. Причастность на уровне миссии бренда. Я не верю компаниям, которые хотят изменить мир, побороть безработицу и повернуть время вспять. Я верю в прикладные миссии, которые заряжают команду. Наша миссия — сделать так, чтобы кофе и в мобильной кофейне, и в трендовом пространстве был одинаково вкусным. И к этой миссии могут приобщиться все сотрудники. Потому что они любят кофе так же, как и мы.

Крепкая команда всегда про безопасность. Это очень прикладные вещи, а не возвышенные материи, но они работают. Сотрудник должен знать, что ему есть куда расти в команде. Он может прийти к HR и поделиться тем, что не устраивает, найти применение каким-то новым навыкам. Я верю в развитие HR-бренда и считаю важным вкладываться в него. К нам не раз приходили ребята из других кофеен, потому что слышали, что у нас работается по-другому. И приходят до сих пор.

Как собрать крепкую команду в текучем кофейном бизнесе?

К сотрудникам надо прислушиваться — тогда они будут гораздо лояльнее к компании. Менять отношения работодатель–подчиненные на товарищеские и партнерские.

—————

Мы в Sample Roasters помогаем запускать кофейный бизнес с нуля и формировать экспертную команду. Если нужна помощь, переходите на наш сайт. Давайте пообщаемся поближе.

11
2 комментария

Крепкая команда, а не это ваше все

Ответить

Впечатляет. Спорт тоже в наших ценностях и корпоративной рутине 👏🏻

Ответить