Интернет-маркетинг — адски сложная профессия
Для желающих сменить профессию есть не только IT, но и другая привлекательная сфера: с высокими зарплатами и удалёнкой. И вроде как отучиться можно за 3-6 месяцев, и конкуренция пока низкая — без работы точно не останешься. Многие идут в интернет-маркетинг. А потом сильно страдают: оказывается, бизнес платит маркетологам большие деньги не за просто так.
Я работаю в digital больше 9 лет. Несколько раз общалась с коллегами, которые выгорали и уходили дальше искать себя в чём-то другом. Да я и сама не раз хотела все бросить, несмотря на любовь к профессии и вложенные усилия.
В этой статье я хочу рассказать о минусах работы интернет-маркетолога, которые могут оказаться критичными для многих специалистов.
Слишком широкий функционал
Отношение к профессии интернет-маркетолога в разных странах отличается.
На Западе маркетолог — это аналитик и управленец. Он занимается исследованием рынка и конкурентов, разработкой стратегии продвижения, планированием и распределением бюджета, руководит узкими специалистами и подрядчиками.
На постсоветском пространстве маркетолог — это «2 в 1», специалист и управленец в одном лице. Но получающий зарплату специалиста, к сожалению.
70% работодателей, особенно в регионах, хотят заменить одним сотрудником целый отдел. Они ожидают, что интернет-маркетолог будет настраивать рекламу, администрировать сайт, заниматься seo-продвижением, рисовать дизайн-макеты, верстать страницы, писать статьи, запускать email-рассылки. Даже если интернет-маркетологу и выделяют в помощь узких специалистов или бюджет на подрядчиков, всё равно ему приходится много самому работать руками.
На аналитическую и управленческую функции практически не остаётся времени. От этого может пострадать бизнес-результат, а профессиональная самооценка интернет-маркетолога - упасть.
О вреде многозадачности для сотрудников и бизнеса я более подробно написала в этой статье.
Винить во всем маркетолога — это норма
Маркетолог — ключевая фигура в бизнесе, т.к. от привлечения и удержания клиентов зависит прибыль компании. Поэтому в случае наступления жопы камни летят в его огород. Иногда — сначала в отдел продаж, а потом в маркетолога, когда менеджеры пожалуются на некачественные лиды.
В спокойные для бизнеса времена собственники и руководители понимают, что помимо работы маркетолога на привлечение и удержание клиентов, а также на финансовый результат компании влияют:
- ситуация на рынке (экономическая, политическая)
- изменения в законодательстве (например, введение/повышение налогов, которые снижают рентабельность)
- уровень конкуренции в конкретной нише
- продукт, насколько он востребованный, качественный и отличается от предложений конкурентов
- уровень обслуживания клиентов и др.
Но когда наступает кризис, эмоции берут верх над здравым смыслом. И маркетологу приходится тратить время и энергию не на поиск решений, а на словесные баталии с теми, кто критикует его работу. Поэтому профессия не подойдет для тех, кто болезненно воспринимает негатив и не готов отстаивать свою точку зрения.
Ответственность без власти
Парадокс работы интернет-маркетолога заключается в том, что он часто ставит задачи людям, которые не являются его подчинёнными. Интернет-маркетолог не может уволить специалиста из другого отдела, если тот будет постоянно нарушать дедлайны. Или выписать дополнительную премию исполнителю, который выполняет работу на отлично.
При этом интернет-маркетолог отвечает за конечный результат всей команды, которая участвует в реализации маркетинговой стратегии. Он должен требовать от исполнителей качественное и своевременное выполнение задач. И в то же время не может требовать.
Почти в любом коллективе есть люди со сложным характером (и даже откровенно токсичные), которые постоянно саботируют работу или требуют к себе особого отношения. Их непосредственный руководитель имеет формальные инструменты для пресечения такого поведения. Интернет-маркетолог — нет. Помочь ему могут только устойчивая психика и хорошие коммуникативные навыки.
Постоянная гонка за знаниями
Нельзя выучиться интернет-маркетингу раз и навсегда. В digital постоянно что-то меняется. Появляются новые инструменты (из последнего — активное использование нейросетей), перестают работать подходы, которые раньше работали, растёт конкуренция среди специалистов, из-за чего приходится осваивать смежные направления.
Все 9 лет в профессии я постоянно учусь чему-то новому: HTML/CSS, SEO-оптимизация сайта, web-аналитика, UX/UI дизайн, работа с разными CMS, работа с нейросетями, управление проектами и так далее. Или прохожу курс, или как минимум читаю профессиональную литературу, статьи в блогах, или смотрю видео на Youtube. Почти каждый день.
Это не учеба ради учебы, а необходимость. Без новых знаний невозможно расти в профессии интернет-маркетолога. Здесь не получится расслабиться и наслаждаться результатами прошлых достижений. Найти какую-нибудь унылую работу в ООО "Рога и копыта" с зарплатой 500$ — можно. Получить интересную высокооплачиваемую должность и работать в команде с профессионалами — нет.
На этом всё, спасибо, что дочитали статью до конца. Считаете ли вы перечисленные минусы критичными, или всё не так плохо? Возможно, вы уже работаете интернет-маркетологом? Тогда будет интересно, если вы поделитесь своим опытом в комментариях, и расскажите о плюсах и минусах профессии.