Тренд - это то, что еще не произошло на полную катушку
Перестав реагировать на то, как используют термин “тренд”, я обрел силы написать этот текст🙂
Итак, к чему вся эта контроверсия в заголовке? Чтобы ответить, приведу пример из личного опыта.
Трудный путь Кинопоиска, вопреки деньгам
Когда-то давно Кинопоиск был каталогом и информационным ресурсом о кино:
Дальше(2015 г.) была робкая попытка сделать из него онлайн-кинотеатр, которая с треском провалилась
Закрыть КП 2.0
И вот, предвкушая халявный просмотр кино с телевизора (до этого он использовался только для PS4), ставлю это приложение, чтобы выбрать (это ключевое слово) себе киношку на вечер, совершенно бесплатно. И затея, мягко говоря, проваливается, очутившись один на один с дофига новым пользовательским опытом. Я не мог сделать так, как делал это на любимом ресурсе с множеством зеркал (ino.pu), путем фильтрации по: жанру, году, рейтингу, актеру, стране и т.д. Машинка просто предлагала мне фильмы, пару куцых подборок, против которых уже вопило всё мое естество. А, да, еще можно было фильм в поиске. Но я уже отвык тратить время на поиск, получая информацию либо от друзей, либо сам выбирая себе кино подбором по только для меня ведомым параметрам.
Тогда я закрыл Кинопоиск, чтобы вернуться к нему через пару лет, и уже стать частью его АКБ (подписка плюс, собственные тайтлы сериалов сыграли в этом немаловажную маркетинговую роль). Я точно знаю, что закрыл его тогда не только я (вместе с мемами проводилось исследование, на запомнились тольк).
На какие тренды опёрся Яндекс в этом случае:
— нейронные сети
— персонализация пользовательского опыта
— атомизация общества
Переведу то, как это складывается в картинку: люди стали меньше общаться, поэтому обмен информацией стал носить более утилитарный характер. Им нужно дать ресурс на замену широкому доверительному кругу общения, из которого во многом формировался вкус, ценности и интересы, составляя основу пользовательского пути.
К слову сказать, даже в Ютубе на тот момент строка Recomended стояла далеко не на первом месте. А Тик-Ток только начал греметь в странах Азии.
Как мы все знаем, Яндекс по итогу сдюжил.
Так почему тренд - это то, что уже?
Давайте классифицируем:
— текущий/оформившийся тренд - это то, что уже очевидно растет и очевидно будет расти дальше (например, ИИ)
— зарождающийся/предсказанный тренд - это то, график чего неуклонно растет в общей своей массе.
А теперь - важные картинки. Очень важные картинки.
Для того, чтобы Яндексу выдать продукт в виде Кинопоиска, который мы знаем сейчас потребовалось проделать следующие действия:
— озариться идеей (день)
— провести исследование трендов, подтверждающую ее применимость (1-4 недели)
— описать идею в виде ванлайнера и ванпейджера (1 неделя)
— описать продукт (1-4 недели)
— защитить продукт/получить под него инвестиции (1-2 месяца)
— разработка продукта (не уверен, то думаю, что не меньше года, даже)
— тесты, маркетинг, пиар, терпение…
Год-полтора смело набегает.
То есть они увидели линии трендов и их пересечение и начали пилить продукт. Чтобы выйти к уже самому последнему вагону этого поезда, и занести эти опции в российские мастхевы разработки видеостримингов.
Если брать краткосрочные тренды:
— мемы
— клабхаус
— олимпиада
Это вообще не отличается. Любой SMM-щик вам скажет, что лучше всего отрабатывается тот тренд, который они усели ухватить за секунду(час/день) до того, как он был отправлен в офисные чаты “на всех”.
А теперь посмотрите на название моего блога, название прошлой статьи, и вы сразу поймете, к чему я клоню. Уже даже не тренд - уже почти что хайп.
И в своем телеграм-канале я плавно и обоснованно отслеживаю происходящее на этом рынке.
какой хороший разбор, на примере кинопоиска