Adapty — сервис для роста мобильных подписок
Всем привет, меня зовут Виталий, я основатель Adapty — сервиса для аналитики и роста мобильных in-app подписок.
По статистике App Annie, 94% приложений из top-250 в App Store монетизируются через внутреннюю (in-app) подписку. По остальным приложениям ситуация примерно такая же.
При этом всего 3-5% пользователей конвертируются в платных подписчиков и 80% из них отписываются к третьему месяцу. Как с этим жить?
Подписки — главный инструмент монетизации, но есть проблемы
Подписки стали доминирующим инструментом монетизации мобильных приложений за последние 5 лет:
- Это выгодно Apple/Google. Комиссия от платежей составляет 30% в первый год и 15% после.
- Повторяющиеся платежи дают стабильный доход разработчикам. Теперь не нужно делать версионирование, которое не нравится пользователям.
Активировать подписку очень просто: карточка пользователя уже привязана, достаточно авторизовать покупку пальцем или лицом. Из-за этого подписки в AppStore стали инструментом скамеров.
Схема работала так, что ставится paywall в любое приложение в онбординге и нагоняется трафик. Схема хорошо работала даже на небольших объемах трафика.
В 2018 году пресса начала публиковать статьи про уловки в App Store. Apple приняла ответные действия: начала делать подписку более прозрачной и ужесточила ревью. Например, теперь при удалении приложения с активной подпиской появляется системный поп-ап, который предупреждает про активную подписку.
Отток пользователей вырос. Многие компании остались на плаву за счет «тяжелого хвоста» — подписчиков, которые давно подписаны и удалили приложение до обновления на iOS 13. Аналитики предсказывают, что приложениям с подписками будет тяжело.
Мы в Adapty видим, что ситуация соответствует прогнозам:
- Рынок стал очень плотный, 94% из топ-250 приложений монетизируется через подписку, ситуация на остальном рынке +- такая же.
- Всего 3-5% пользователей конвертируются в подписчиков, при этом churn rate к третьему месяцу составляет 80%.
- Мобильных приложений стало почти 2 миллиона, они есть практически для любой задачи.
- Поставить пейволл в онбординг и закупить трафик работает сильно хуже, чем раньше. Нужно разрабатывать другие способы монетизации.
С чем столкнулись мы
Проблемы выше приводят к более понятным задачам в мобильных приложениях. До Adapty мы разрабатывали мобильное приложения, которое монетизировалось через подписки. Было несколько основных проблем, с которыми мы столкнулись:
- Подключение подписок и сбор событий о платежах. На удивление, подключение подписок — это непрозрачный процесс: требуется не только сделать реализацию на клиенте, но и написать сервер для обработки серверных событий Apple, без этого невозможно узнать о продлениях и отменах подписки. Более того, нужно связывать ID пользователя и транзакции, хранить это соответствие в базе и привязывать их к событиям. После этого события необходимо прокинуть в систему аналитики (Mixpanel, Amplitude) или атрибуции (Appsflyer, Adjust, Branch).
- Проведение A/B-тестов на пейволл. Нужно было подобрать оптимальный продукт для каждой когорты пользователей. С одной стороны, такую задачу можно решить через Firebase, но с другой стороны, появляются проблемы: как сделать таргетинг и как померить результат. В итоге приходилось считать результаты в экселе.
- Конвертация тех, кто близок к покупке, но еще не решился до конца. Например, это можно сделать рассылкой промо офферов через внутренние механики, а с марта Apple разрешила так делать в пушах.
- Подсчет юнит-экономики приложения — при запуске новых кампаний нужно было постоянно следить за тем, сходится ли трафик.
- Управление подписчиками. Регулярно нужно было управлять состоянием подписки конкретных пользователей.
В итоге большую часть инструментов пришлось сделать внутри компании, но постоянно их поддерживать было тяжело. Пару раз были ситуации, когда из-за ошибки на сервере у нас отваливались платежи в приложении (апвоут, если у вас было так же).
Как Adapty помогает с монетизацией
Сделав свой велосипед, мы поговорили с дружественными компаниями-разработчиками и поняли, что проблемы монетизации приложений у всех похожие, и решили делать Adapty как отдельный продукт.
Сделать мобильное приложение сложно, а монетизировать его еще сложнее. Мы создаем сервис, который помогает с монетизацией приложений и освобождает усилия для разработки продукта. Мы решили начать с сервиса для проведения A/B-тестов внутри приложения, и вот что получилось в итоге:
- Сервис для A/B-тестов пейволлов без релиза приложения.
- Dashboard для отображения основных метрик монетизации приложения.
- SDK для подключения покупок в мобильном приложении с поддержкой promo offers.
- Возможность рассылать скидки в пуш-уведомлениях для конвертации freemium-пользователей в платных подписчиков.
А теперь по порядку.
Как работает Adapty
Дэшборд с метриками без написания кода
Для использования аналитики и отчетов достаточно подключить Apple Sales Reports, и через пару минут вы увидите Дэшборд с метриками вашего приложения: MRR, Churn rate, Причины отмены подписки и т.д. Дополнительно вы сразу получите отчеты в почту или Слак по результатам приложения за день, неделю и месяц.
Простой SDK для подключения платежей
Основная функциональность открывается с установки SDK: по факту это прокси к API, размер библиотеки составляет 164kb (это исходники).
SDK работает в двух режимах:
- Observer. 1 строчка кода для установки, получаете все, кроме северной верификации платежей. Подойдет тем, у кого есть своя легаси инфраструктура.
- Manager. 5 методов SDK для полного управления платежами: серверная верификация, восстановление покупок.
Проведение A/B-тестов
Пейволл в Adapty выглядит как контейнер: на девайсе ставится заглушка, а все ее содержание управляется с сервера.
После этого можно посмотреть метрики теста со стат. значимостью
При этом у тестов есть версионирование, чтобы все изменения в конфигурации теста были учтены и не пересекались друг с другом.
Adapty инкапсулирует продукты с разных платформ в один внутренний продукт. Короче говоря, покупка одного и того же продукта на разных платформах с точки зрения разработки выглядит одинаково в виде makePurchase(<product ID>), где product ID одинаковый.
Интеграции с другими системами аналитики и аттрибуции
Адапти генерирует 13 типов ивентов по платежам и может перенаправлять их в другие сервисы. Например, можно настроить интеграцию с AppsFlyer и рассчитываться с медиа агенствами, которые закупают трафик по CPA модели.
Можно настраивать ID пользователя в каждой системе по отдельности, чтобы аналитика сошлась.
Автоматизация поддержки с помощью CRM
Бывает так, что пользователь пишет в поддержку, что у него сломалась/не работает подписка, не прошел платеж или что-то еще случилось. В этот момент нужно поднять всю историю платежей пользователя, посмотреть кто он и дать ему ответ. Такой саппорт делает даже Calm, Adapty позволяет сделать его проще.
А также каждого по отдельности.
Более того, можно управлять уровнем доступа в приложении: выбирать какой функционал пользователю доступен. Например, у вас произошла техническая ошибка в приложении, вы получили плохой отзыв в сторе. В качестве бонуса можно разблокировать премиум доступ бесплатно на время.
Автоматизация отправок скидок в пуш-уведомлениях
Большая часть пользователей приложения freemium, но часть из них можно сконвертировать в платных. Ретаргетинг трафика — дорогой инструмент и он плохо сходится. Отправить промо в пушах — бесплатно.
В Adapty можно отправить пуш для когорты пользователей, которые совершили нужное действие.
Итог
Подключение Adapty занимает около 10 минут без SDK или 1 час с ним. За это время можно получить аналитику и полностью готовую инфраструктуру подписок, включая АБ тесты и рассылку через пуши.
Конечно, можно собрать связку свой сервер + Firebase + Amplitude + Excel + и тд и получить схожий функционал, но по нашей практике делать это крайне неприятно и нужно поддерживать.
Сейчас мы видим, что после использования АБ-тестов для покупок, выручка разработчиков растет на 20%, а если постараться можно и до +30-40% прокачать. Понятно, что в зависимости от объема цифры будут разные.
А как попробовать?
Adapty уже стабильно работает больше полугода. Компании закупают трафик и рассчитываются с агенствами на основании наших ивентов, проводят покупки и делают АБ тесты с нашим SDK. Недавно мы запустились на Product Hunt и вышли в публичный режим.
Если вам кажется Adapty полезным для разработки/маркетинга/монетизации, напишите мне на iwitaly@adapty.io или в личку на фб. Покажем демо, дадим бесплатный аккаунт, поможем подключить ✌