Алёна Владимирская о самых востребованных вакансиях в e-commerce

В эфире ПрактикаDays Online мы поговорили с хедхантером Алёной Владимирской о текущей ситуации на рынке труда, поиске новой работы, найме сотрудников из регионов, карьерном настоящем и будущем людей из е-кома.

ПрактикаDays Online – это ежедневные эфиры с интересными людьми из мира retail и e-commerce. От владельцев небольших компаний до руководителей международных корпораций. Мы не занимаемся рекламой, а рассказываем реальные истории предпринимателей о том, как сохранить бизнес и заработать в кризис.

Записи всех эфиров здесь:

Как сейчас обстоит ситуация на рынке труда?

Сегодня говорить о едином рынке труда - это всё равно, что мерить среднюю температуру по больнице: у кого-то температура 36 и он бегает, а кто-то в эту минуту умирает от ковида. Рынок труда поделился на отрасли и направления, и все чувствуют себя по-разному. Например, продуктовая розница в одном смысле чувствует себя плохо, а туризм и ресторанный бизнес - в другом.

Могу сказать, что это первый кризис, из четырех которые я пережила, где работодатели так бережно относятся к персоналу. Что значит бережно? Всеми силами пытаются сохранить персонал, где-то уменьшая зарплату, где-то переводя на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Некоторые работодатели просят топ-менеджеров написать заявление о том, что они какое-то время будут получать половину вознаграждения.

Во-первых, все ждут, что будет дальше, и будет ли вторая волна. Этот кризис относительно экономический, он, как стихийное бедствие. По прогнозам медиков, вторая волна придёт в сентябре-октябре. Если это случится, то компании начнут массово сокращать персонал. Если получится мягко пережить вторую волну кризиса, то безработица, конечно, будет, но в пределах разумного. Все компании готовят две стратегии: оптимистичную и пессимистичную.

Отдельно хочу сказать, что сейчас время для людей из е-кома: к нам поступает очень много запросов на людей, которые умеют строить е-ком. Запросы поступают как от больших компаний из продуктовой розницы, так и от небольших, которые поняли, что только е-ком поможет им выжить.

С другой стороны, практически исчез спрос на внешний консалтинг. Как часто бывает в кризис, деньги стали очень дорогими, и компании не хотят нанимать стороннего консультанта, который не будет брать на себя полную ответственность. Сейчас время ограниченных денег, поэтому фиксированное вознаграждение упало. Даже самые богатые компании секвестируют бюджет. Например, нанимают человека с окладом в 200-300 т.р., а остальное делают KPI-частью.

Сегодня появляется очень много интересных вакансий в е-коме, которые в другое время не появились бы совсем или ушли бы “по своим”. Например, вакансии на стыке оффлайна и онлайна в области е-кома, связанного с биохакингом. Также поступают запросы на создание всероссийского маркетплейса профессиональной косметики.

Сегодня e-commerce - это точка надежды для многих бизнесов. Но сейчас фиксированное вознаграждение упало. Мой совет топ-менеджерам е-кома: не ждать высокого фиксированного вознаграждения и выходить на интересующую вакансию. Со временем рынок насытится, и интересных вакансий в е-комме станет меньше. Кроме того, сейчас у всех падает вознаграждение.

Вместо того, чтобы обесценивать свой опыт и ждать высокого фиксированного вознаграждения, лучше выходить на более низкое, и за счет KPI отыгрывать эту сумму. ФОТ - это самая дорогая часть, поэтому сейчас все компании сокращают фиксированное вознаграждение.

Что сейчас делать тем, кто остался без работы? Идти на биржу или искать варианты перехода в другие отрасли?

Обычно сентябрь - это сезон вакансий, но в этом году ситуация развивается по-другому. Очень вероятно, что в сентябре будет максимальная волна сокращений и безработицы. Если вы уже остались без работы, первое, что нужно сделать - оценить свои ресурсы. Если работа вам нужна быстро, то лучше искать сейчас. Если вы хотите отдохнуть, то рассчитайте свои ресурсы таким образом, что следующую работу вы получите не раньше января.

Как искать работу в новых условиях? Если вы претендуете на позицию топ-менеджера или верхнего мидла, нужно понимать, что такие job-ресурсы как hh перестают для вас работать. В условиях кризиса очень мало компаний, готовых брать на ответственные позиции “людей с улицы”. Суть hh и других job-ресурсов в том, что человек сам составляет резюме и часто приукрашивает свои способности. Поэтому сейчас на высокие позиции в основном берут по рекомендациям. Это не значит, что берут своих.

Есть такое понятие как профрепутация и оно никак не связано с личным брендом. В вашей отрасли вас должны знать хантеры, внешние эксперты и руководители компаний. Причем не просто быть знакомыми, а знать проекты, которые вы делали. Это важно, потому что в кризис цена ошибки очень высока. Если вы хотите сейчас построить свою профессиональную репутацию, вы должны понимать, что это займет примерно год.

Когда вы ищите работу, нужно размещать резюме на всех подходящих ресурсах. Важно указывать в резюме не ваши достижения, а почему вы лучше, чем другие в этой отрасли.

Кроме того, для поиска работы можно использовать группы в фейсбуке и телеграм-каналы. Например, в нашем телеграм-канале 'Вакансии от Алёны Владимирской' мы ежедневно размещаем 6 лучших вакансий в России. Если вы ищите работу в международной компании, используйте Linkedin. Но самое главное, что работает в текущих условиях - это профессиональная репутация.

Ко мне обратился топ-менеджер из е-ком и спросил, как лучше связаться с Аленой Владимирской? Написать в фейсбук?

Не надо мне писать в фейсбук, потому что ежедневно я получаю от 100 до 300 личных сообщений и могу что-то пропустить. Задать вопрос или прислать резюме можно на сайте: vladimirskaya.com, где все заявки попадают в CRM-систему, и точно ничего не пропадет. Кроме того, на сайте я каждый день бесплатно отвечаю на любые вопросы о карьере. На вакансии лучше откликаться в телеграм-канале.

Нужно ли сейчас менять работу? Или не сократили и хорошо?

Нужно оценить насколько вы верите в свою компанию. За 17 лет работы в HR я встречала много людей, которые несмотря на кризис, поверили в свою компанию и в результате построили головокружительную карьеру. Были и те, кто уходил. Нужно смотреть на соотношение ваших навыков, отрасли и предложений на рынке.

Я считаю, что если у вас нет сбережений хотя бы на год, уходить в пустоту нет смысла. Если вы не верите в свою компанию, то можно смотреть какие есть предложения на рынке.

Как ты оцениваешь планетарный эксперимент по удалёнке? Приживется ли она в будущем? Станут ли удалёнка и аутстаффинг ключевыми при трудоустройстве?

Никто не знает, что будет в будущем. Еще 5 лет назад никто не мог предсказать ни пандемию, ни протесты в США.

Думаю, что планетарный эксперимент по удалёнке прижился. Многие компании не будут возвращать весь офисный состав, но будут возвращать топ-менеджеров. Возможно, для них будет введен комборежим: четыре дня в офисе, один - из дома.

Для менеджера среднего звена удалёнка - это плохая история, потому что возникнет отсев по digital-навыкам. Если раньше digital-навыки были нужны только маркетологу или руководителю проекта, то сейчас они становятся санитарной нормой для бухгалтера, юриста и HR. На удалёнке сисадмин не придет и не поможет решить проблему. Если сотрудник не справляется самостоятельно - на выход.

Таких людей будут заменять на провинциальных профессионалов, потому что они дешевле. Например, в Москве рядовой бухгалтер стоит 60-70 тысяч рублей, а в моей родной Вологде - 30 тысяч рублей. Какая разница, если человек работает на удалёнке? Никакой. Наступает время провинциалов.

Сегодня многие компании столкнулись с тем, что не все сотрудники хотят полностью возвращаться в офис. В начале пандемии у всех был шок, потому что никто не был готов работать дома. А сейчас многие люди приспособились и хотят комборежим: примерно два дня в офисе, остальные - из дома.

Некоторые предприниматели мне рассказывают, что сейчас увольняют людей, которые по каким-то причинам им не нравились, чтобы позже нанять других, но на меньшие деньги.

Да, это правда. Прикрываясь кризисом многие увольняют тех, кто по разным причинам им не нравился. Позже смогут нанять дешевле, но только рядовых сотрудников, а профессионалы будут стоить дороже. Так всегда происходит в кризис.

Во времена кризиса ценность стабильности чрезвычайно возрастает. Если вы очень профессиональный digital-маркетолог, несмотря на высокий спрос со стороны работодателей, сегодня вы не захотите менять работу. Сейчас не венчурное время с точки зрения карьеры.

Те, кто уже не работают, они чаще всего обесцениваются. Те, кто сейчас продолжают работать и считаются звездами, те дорожают.

Твой совет искать сильных сотрудников в регионах? Как это делать?

Если мы говорим о поиске сотрудников среднего звена в регионах, то в первую очередь через hh. Можно искать через специальные группы в социальных сетях: VK и Facebook.

Как обучить и ввести в рабочий процесс нового сотрудника из региона?

Для каждого нового человека нужен ментор, который в первую неделю будет обучать. Это ничем не отличается от введения нового сотрудника в офисе. Исключение только в то, что удалёнка требует более прозрачных автоматизированных процессов.

Адаптация и знакомство нового сотрудника с командой проходит через рабочие чаты. Регионального сотрудника периодически нужно привозить в офис, как правило, для ежеквартального отчета и решения вопросов, где важна личная коммуникация.

Несколько лет назад я сказал, что люди из е-кома: маркетологи, директора по маркетингу и растущие е-ком директора в будущем станут коммерческими директорами всех крупнейших компаний России. Сейчас мы уже наблюдаем этот тренд. Согласна ли ты с этим утверждением? Повезло ли этим людям с точки зрения построения успешной карьеры?

Раньше операционные директора возникали из двух категорий: финансовые или коммерческие. Сейчас добавился е-ком. Открывается окно возможностей и можно попасть в поле зрение крупных инвесторов. Думаю, еще 5 -10 лет этот тренд будет продолжаться, потому что сейчас е-ком - это одна из самых больших точек роста.

Вопрос с фейсбука: что можете сказать о рынке труда в Питере? Это вроде бы столица, но очень провинциальная.

Несмотря на то что Питер - это столица, вакансий там мало и платят в 2-3 раза меньше, чем в Москве. Более того, Казань и Новосибирск обогнали Питер по возможностям и зарплатам.

Если вы претендуете на хорошую карьеру, высокую зарплату и другие возможности, всегда смотрите вакансии не только в Питере, но и в Москве и некоторых регионах. Сегодня в регионах появляется все больше возможностей с точки зрения карьеры. Количество трудозатрат на построение успешной карьеры в Питере несравнимо с тем, что вы потратите в Москве, Екатеринбурге или Новосибирске.

Очень важный лайфхак: если вы хотите построить успешную карьеру, делайте ее в той отрасли, которая сейчас начинает расти. Е-ком это не отрасль, это кросс-платформенный навык. Смотрите на те отрасли, где потребитель начинает потреблять что-то не так как раньше. Это означает, что там идет слом, и туда идут деньги.

Сейчас я бы смотрела в сторону агро и сельского хозяйства, фармацевтику и разработку медицинского оборудования, куда в последние полгода весь мир вложил столько денег, что это точно чем-то отзовётся. Кроме того, я бы посмотрела все, что связано с кибербезопасностью, потому что мы все уходим в онлайн.

Вы все смотрите на отрасли вчерашнего дня: “мы все хотим в интернет или машины как отрасль: кашеринг, такси". В отраслях, которые сейчас на слуху, уже делаются успешные карьеры. Например, Даниил Шулейко, руководитель Яндекс.Такси. Но таких звезд в агро на стыке онлайна и е-комерс еще нет. Смотрите на то, что начинают потреблять иначе.

33
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить