Челлендж года в образовании: как перевести на удаленку 50 тысяч студентов

Высшей школе экономики удалось, казалось, невозможное: в кратчайшие сроки перевести на удаленный режим больше 60 тысяч человек – студентов, преподавателей и сотрудников. Делимся историей массового перехода на дистант и рассказываем, какие трудности возникали в процессе и какие вызовы еще впереди.

Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Чек-лист для дистанта во время пандемии

В начале марта коронавирус начал менять будни и планы многих людей, сотрудники и преподаватели университетов исключением не стали.

ВШЭ всегда уделяла особое внимание технологиям и практикам онлайн-образования. Еще до перевода на дистанционное обучение сотрудники Цифрового блока ВШЭ уже отрабатывали некоторые процессы: в частности, протестировали систему LMS (learning management system — система управления обучением) на повышенную нагрузку. Эту систему используют все участники учебного процесса, поэтому все должно работать корректно и без сбоев.

Уже тогда мы понимали, что ситуация в любой момент может измениться и наши наработки нам пригодятся. Поэтому мы нарастили технические возможности LMS, тем самым увеличив ее производительность. Буквально за пару дней наши специалисты написали автоматизированные тесты, на основе которых и проверялась новая конфигурация – ее мы развернули и распределили сразу на нескольких серверах, добавили им дополнительные мощности.

Еще – заранее заменили ядра сети, провели балансировку нагрузок на каналы, расширили их в полтора раза. Заменили граничные межсетевые экраны на более производительные.

Повышенную нагрузку в системе мы зафиксировали в первый же день перехода в онлайн. Сравните: до введения режима самоизоляции нагрузка составляла 11-12 тыс. пользователей в день, а после – подскочила до 20-25 тыс.

Самое сложное в переходе на дистант – обеспечить учетными записями более 60 тысяч студентов, преподавателей и сотрудников одновременно

Чтобы дистанционный образовательный процесс не потерял в качестве, мы внедрили цифровые сервисы онлайн-обучения – MS Teams, Zoom, Webinar.ru. Самое сложное в переходе на дистант – обеспечить учетными записями более 60 тысяч сотрудников, преподавателей и студентов одновременно.

Что еще мы сделали:

  • Синхронизировали локальных и облачных пользователей для всех филиалов НИУ ВШЭ – так удалось активировать все учетные записи в MS Teams
  • Договорились с платформой Webinar.ru и обеспечили доступ к ней для нескольких тысяч пользователей одновременно
  • Закупили 3 тысячи лицензий в Zoom

Параллельно наши технические специалисты перевели на удаленку всех сотрудников, обеспечили им удаленный доступ к информационным системам и ресурсам Вышки. Сейчас к сети университета по VPN подключено более 1200 пользователей.

В процессе мы продолжали увеличивать производительность серверов для растущего числа одновременных подключений к системам LMS и СДОУ (система электронного документооборота Вышки), решали другие технические вопросы.

Безопасность на дистанте

Другой большой вызов, с которым столкнулся университет, – необходимость обеспечить информационную безопасность работы в удаленном режиме.

За две недели до введения ограничений мы расширили ферму серверов терминального доступа, подготовили инфраструктуру серверов VPN (там настроена двухфакторная аутентификация). Так мы смогли заранее отсечь возможных злоумышленников, которые могли бы попытаться получить доступ в корпоративную сеть под видом легального пользователя.

А еще мы запустили новый сервис – облачную квалифицированную электронную подпись. С ее помощью сотрудники ВШЭ от имени университета могут подписывать юридически значимые документы в цифровом виде.

Облачные курсы

Еще одно важное направление работы – обеспечить Вышку онлайн-курсами. Наш Цифровой блок расширил мощности, разместив системы LMS и LMS Moodle в облачных хранилищах Яндекса и Mail.ru. За счет этого мы смогли не только задействовать существующие образовательные ресурсы для дистанционного обучения (online.hse.ru и Coursera), но и помочь с организацией образовательного процесса в тех вузах, где нет такого количества учебных материалов в цифре.

Вышка расширила список доступных онлайн-курсов для других университетов с помощью проекта Coursera for Campus.

В самом начале перехода на дистант мы решили, что Вышка предоставит другим университетам доступ к своим массовым открытым онлайн-курсам (МООС) бесплатно. До конца учебного года на online.hse.ru вузы могут получить доступ к личному кабинету и подключить студентов к размещенным там курсам.

К массовым открытым онлайн-курсам Вышки уже подключились 20 тысяч студентов из 59 российских и 3 зарубежных университетов

Мы также проанализировали качество систем оценивания по 15 новым курсам (это 2500 заданий), разработали 2 аналитических веб-приложения (аналитика для сквозных экзаменов и для сетевых партнеров). А еще исследовали нечестные стратегии на экзаменах – с помощью данных одного из вступительных испытаний. В будущем это исследование может стать основной для полноценного рекомендательного сервиса.

Цифровые волонтеры

Вышка стала одним из первых вузов, где заработал новый проект «Волонтеры цифровизации». Студенты-добровольцы прошли вводный курс по интерфейсам и функциональности Zoom, Webinar.ru, MS Teams, изучили особенности работы на корпоративных тарифах ВШЭ, прошли практические инструктажи по особенностям ИТ-ландшафта университета.

Наши волонтеры не только отвечают на вопросы пользователей, но и помогают преподавателям в качестве цифровых ассистентов. Они выбирают наиболее подходящую для того или иного мероприятия платформу в онлайне, помогают с установкой, рассказывают про принципы работы с сервисом и даже ведут техподдержку непосредственно во время трансляций.

Цифровые ассистенты помогают преподавателям на занятиях в онлайне

Сейчас в проекте – более 40 цифровых ассистентов. Мы планируем развивать эту практику сразу по нескольким направлениям:

  • Горизонтальное обучение и взаимодействие цифровых ассистентов
  • Содействие внутреннему трудоустройству студентов
  • Расширение экспертизы ассистентов в части других цифровых сервисов, ИТ-направлениях

Также ассистенты смогут стать помощниками кураторов, тренерами для других цифровых волонтеров, взять на себя задачи по дизайн-менеджменту.

Будущее онлайна

Этой весной современный образовательный процесс прошел свой первый глобальный стресс-тест. Сейчас ограничения, введенные в связи с пандемией коронавируса, постепенно снимаются, мир возвращается к нормальной жизни. Это не может не радовать. Но эта ситуация показала – нужно всегда быть готовыми к самым неожиданным вызовам.

Вышка смогла перейти на дистанционное обучение в достаточно короткие сроки и без потери качества. Теперь предстоит определить, что именно нужно доработать в онлайн-образовании в самое ближайшее время (например, процессы дистанционной сдачи экзаменов). И развиваться дальше. Конечно, речь не идет о полном переходе университета в онлайн. Университетское образование – это не только лекции и семинары, но и совместная проектная работа студентов и преподавателей, общение, обмен идеями, из которых каждый в конечном итоге получает новые возможности и треки развития. В этом смысле университет – это великий социальный перемешиватель, а капитал выпускника – это в том числе те связи и контакты, которые он получил за время, которое находился в стенах вуза.

Но те технологии, которые мы внедрили и отлаживаем в ходе вынужденной дистанционной работы, позволят нам в будущем избавить студентов и преподавателей от лишней рутины и монотонных действий, переведя их в онлайн, оставив то время, которое они проводят в кампусах, для более качественного взаимодействия друг с другом.

66
5 комментариев

Авторы, ну какой "ДИСТАНТ"? Вы о чем вообще? Есть слово "ремоут" и его и нужно употреблять.
Дистант = ОТдаленный
Ремоут = Удаленный
Может кто-то пройдется по статье и поменяет везде реплейсом? А то из глаз кровь течет.

1
Ответить

Это всё замечательно, но вот Examus на госах — полный провал. Начиная с диких тормозов и негибкой системы и заканчивая вылетами посреди экзамена. 

Ответить

Опять эта ВШЭ...

Ответить

Система LMS в вышке создана людьми для которых Windows 95 это эталон дизайнерской мысли. Выглядит чудовищно. Но что более важно, в ней не реализованы самые базовые функции, необходимые для работы. Например, нет возможности повернуть страницу студенческой работы во время проверки. На текущий момент, эта система бесконечно далека от удовлетворительно работающей. 

Zoom, MS Teams и webinar.ru это платные платформы, которые со многими задачами справляются хуже чем бесплатные аналоги. Например, чтобы провести онлайн семинар нужны электронные доски на которых несколько человек может одновременно писать, в Miro это делать гораздо удобнее, чем в zoom.

Самое главное, студент у которого есть планшет с электронным пером на семинаре где надо писать решение на доске имеет принципиальное преимущество перед студентом который пишет мышкой. Перья есть не у всех, и это замедляет работу на семинарах минимум в два раза. Пока эта проблема не решена студенты получают вдвое меньше пользы на семинарах, по сравнению с обучением оффлайн.

Проблема со списыванием и коллективной работой на контрольных/экзаменационных мероприятиях по факту никак не решена, кроме доверия честному слову студента.

Опыт онлайн обучения в ВШЭ показывает, что студенты и преподаватели получают довольно много разнообразных проблем, и только одно преимущество — не надо тратить время на дорогу.

Ответить

Навык письма мышкой - это вопрос тренировки. Чем больше человек пишет мышкой, тем быстрее натренируется. Планшет от этой цели только отдаляет, и вообще с ним морока.

Ответить