Все что я думаю об НЛП после 30 лет работы в продажах
• Какие плюсы и минусы НЛП?
• Как и где можно применять методику?
• В чем опасность НЛП и как ее избегать?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в своем опыте изучения и применения НЛП
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Дивертисмент
Рэя влюбила в себя весь двор, как только ее начали выводить гулять. Бегала много, шумно, в любую погоду. Однажды подошла ко мне и села прямо на кроссовок.
Я смотрю на хозяина, который направился к нам. Собака смотрит на меня и продолжает сидеть.
— У нас с Рэей любовь. — сказал я.
— Это ты так думаешь. — ответил Егор, ее хозяин. — Просто она меня воспитывает.
— В смысле? — удивился я.
— Она гулять хочет. Когда я загоняю ее домой, она находит другого хозяина и недвусмысленно намекает, что уйдет жить к нему.
— Вот сучка! — сказал я, и мы оба принялись уговаривать ее вернуться в семью.
Хорошая мысль
Изначально идея была простой — найти способ копировать успешное поведение. Например, одна мама кричит своему чаду: «Сейчас упадешь!», а вторая: «Смотри перед собой!». Разумеется, в первом сценарии падения повторялись чаще, чем во втором.
Или вот хороший пример, который я запомнил с тренинга НЛП-практик: если говорить просьбу в толпу, то шансов получить отклик намного меньше, чем если обратиться к конкретному человеку. Такую ситуацию я регулярно вижу в общих чатах.
Правда, на таких лайфхаках трудно сделать имя, поэтому авторы методики Ричард Бендлер, Джон Гриндер и Грегори Бейтсон добавили академичности и фундаментальности. Они настолько удачно сформулировали свои идеи, и настолько толково донесли их до поклонников научпопа, что теперь мы все немного НЛПеры.
Например, все знают, что левое полушарие отвечает за логику, а правое — за креатив. Если к этой красивой теории добавить вполне научную гипотезу о латерализации мозга, то получится весьма убедительно. Благодаря этому можно успешно монетизировать идеи правополушарного рисования или левополушарного мышления.
И все-таки, большинство НЛП-техник — это простые, понятные, а главное нужные навыки. Думаю, что наши предки называли их чем-то вроде житейской мудрости и учили детей, что утро вечера мудренее и тому подобному. Главное не мистифицировать.
Плюсы НЛП
НЛП, как набор инструментов, прекрасно помогает и в продажах, и в управлении командой. Главное использовать их для упрощения коммуникаций, а не для навязывания чьей-то воли. В этом смысле название, конечно, такое себе. Может быть из-за него вокруг НЛП собралось столько народу жуликоватого вида.
Итак, вернемся к плюсам:
- Практично
Просто скажи чего ты хочешь вместо того, чего не хочешь. Это можно начать применять сразу и сразу же получить эффект. Не нужно идти на тренинг и тем более менять себя. Руководители хотят скрипты для менеджеров по продажам. Вот он. А заодно — хороший скрипт и для руководителя. - Технологично
За десятилетия существования НЛП проведены сотни тысяч тренингов, написаны миллионы статей и столько же видео. Каждая техника отточена и сформулирована в виде пошаговой инструкции. - Талантливо
Я имею ввиду не Бендлера с Гриндером, хотя им в таланте тоже не откажешь. Многие техники взяты из практики по настоящему гениальных людей: Диснея, Эйнштейна, Теслы и других. Например, методику Диснея по работе с креативными идеями можно получить в виде конкретной инструкции и применять в своем бизнесе. - Быстро
Я бы даже сказал — мгновенно. Берешь и делаешь. - Универсально
Научившись однажды добавлять к существительному глагол в повелительном наклонении со словом «пожалуйста», человек обнаружит, что теперь его слышат везде: и в семье, и на работе, и даже сам себе он стал как-то понятней.
Минусы НЛП
Перед тем, как начать выписывать минусы, я просмотрел уже написанный текст и понял, что за мысль сквозит через всю статью. Если отбросить всю шелуху насчет программирования и прочих замашек диванных покорителей мира, то получится, что минусы не в НЛП, а в НЛПерах, которые набежали на гениальный Бендлеровский маркетинг.
- НЛП обманывает прежде всего самого неофита и даже адепта тем, что пасы руками могут заменить реальную пользу для клиента или сотрудника.
- Уппаковка (надо так и читать — с двойной усиленной «п») привлекает очень странных людей: псевдо-терапевтов, пикаперов и всяких инфожуликов. Из-за этого разумные методики, такие как Пирамида логических уровней Роберта Дилтса, заведомо табуированы просвещенной-то аудиторией. А хорошо бы в них поразбираться.
- Когда начинающий продажник узнает про раппорт, в нем умирает менеджер по продажам. Почему-то во время попыток отзеркалить собеседника ему не приходит в голову мысль, что дураков вокруг нет. Во всяком случае на всех начинающих НЛПеров их точно не хватит.
- Любой опытный руководитель, заказчик или просто собеседник видит намерения человека. НЛП дурно влияет на неокрепшие умы, внушая, что можно подкрасться и получить намного больше, чем положено. Надо помнить, что все это видно и приходить с пользой, а не с навыками разговорного гипноза.
- Ну и, конечно, претензия НЛП на терапевтический эффект — это действительно опасная тенденция.
Мелисса
Мелисса, — согласно греческой мифологии, — нимфа, дочь царя Мелиссея, которая кормила Зевса молоком и медом. Она должна была научить людей получать мед. По другой версии Мелисса была очень красивой женщиной и претендовала на первую любовницу богов. Однако, богиням это не понравилось, и они превратили Мелиссу в обычную пчелу.
Именно логику пчелы имел ввиду апостол Павел, когда рекомендовал пробовать все, а брать только самое лучшее. На какие только помойки не залетает пчела-разведчик, чтобы найти медоносы, но в итоге пчелы приносят в улей только нектар и пыльцу.
Это хорошая стратегия. Во всяком случае, я много потерял когда воротил нос и много приобрел, когда начал действовать как она.
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.