Доработать нельзя переделать. Или что делать со старым кодом

Доработать нельзя переделать. Или что делать со старым кодом

Сразу нужно обозначить, что статья не для айти гигантов, а для бизнеса, у которого есть какой-то старый сайт, приложение, внутреннее ПО или что-то еще «айтишное», что стало слоном в комнате, которого нельзя игнорировать и самое время что-то делать.

Представим, что на производстве нужно обновить оборудование. Во-первых, можно попробовать продать старое по остаточной стоимости. Во-вторых, у оборудования есть технические характеристики, которые можно сравнить и посчитать преимущества от обновления. А вот с цифровыми продуктами так не получится сделать. Старый код даже за копейку никому не продашь, а оценить преимущества от обновления почти нереально. Будет ли новый сайт приносить больше продаж, а менеджеры начнут лучше обслуживать клиентов после внедрения CRM? Никто не даст ответ на эти вопросы достоверно. Поэтому в принятии решения следует поставить перед бизнесом следующие вопросы и постараться ответить на них наиболее честно.

Есть ли свободный бюджет?

Скорее всего, когда речь заходит про обновление какого-то старого айти продукта, его разрабатывали давно, вероятно, по дружбе, за ящик пива или что-то в этом роде (такое тоже бывает). Поэтому нужно понимать, что в мире IT сейчас нет такой щедрости, каждая хотелка – это время и, соответственно, деньги. Если вы хотите постепенно улучшать продукт доработками, будьте готовы либо попасть в производственный ад, либо платить за каждое изменение. Поэтому смело умножайте озвученные бюджеты и оценки на 2 и более. Если вы не готовы инвестировать в хорошую команду, которая не на кустарном уровне решит поставленные проблемы, то велика вероятность, что обновление программного продукта принесет вам дополнительную боль, нежели облегчение.

Если это просто сайт-визитка, то по большей части основное – это его дизайн. Начните с дизайна, и пока не будете удовлетворены им, не переходите к разработке.

Насколько важен этот продукт?

Согласитесь, это две совершенно разные ситуации, когда у небольшого интернет-магазина не хватает функционала и когда у горнодобывающей компании морально старый сайт-визитка. В первом случае продажи напрямую зависят от сайта, во втором же, скорее всего, партнерам абсолютно все равно, как выглядит сайт. Возможно, даже есть место тому, что старый сайт показывает, что компания очень долго на рынке, и им вовсе не до красоты, контрактов и так хватает. Поэтому определитесь, насколько важную роль играет то, что вы хотите обновить в работе вашей компании.

Если это, когда-то неудачно внедренная CRM, или сайт на WordPress, с которым вы мучаетесь каждый раз чтобы добавить товар, возможно, стоит как минимум задуматься обновить. Тем более что никто не заставляет сразу же отказываться от старого. Можно постепенно осуществлять переезд, дать работникам привыкнуть, перенести старую базу данных и настроить так, чтобы переход на обновленную версию был максимально плавным и бесшовным.

Кто это разработал и есть ли кому переделать?

Зачастую, когда встает вопрос, переделывать ли или искать того, кто доработает продукт, давно утерян контакт с теми, кто делал это изначально. В таком случае невозможно передать старые знания и опыт, а стоимость доработки может приближаться к стоимости разработки схожего продукта с нуля. Тут нужно рассматривать каждый кейс в отдельности. На популярные технологии, даже устаревшие, всегда найдется умелец. Чего далеко ходить, по оценке w3techs 43% сайтов в мире используют WordPress. И, как говорится, коты плакали, но все равно ели кактус. Так и здесь, все его ругают, но все равно постоянно доделывают, дорабатывают и поддерживают сайты на нем. Порой проще заплатить в очередной раз за доработку уже известному специалисту, чем искать новую компанию, команду или даже фрилансера. Тем более если один человек занимался вашим сайтом, 5 лет то, другой человек будет еще месяц разбирать этот склад костылей. Возможно, если все не катастрофически плохо, не стоит мешать работе, ведь лучшее – враг хорошего.

Если же у вас есть на примете команда, которая вызывает доверие, то попросите консультацию и оценку. Так будет проще принимать решение.

Насколько сильно все плохо?

Бывает, кажется, то, что раньше казалось преимуществом стало настоящей обузой, например, современный сайт по меркам 2005 года, ужасно смотрится на экране смартфона, или в принципе не работает. Например, в моей практике был кейс, когда одна компания годами пыталась сделать профильный стартап, но изначально им «втюхали» тот самый WordPress, для которого задача была непосильной. Очевидно, что бюджеты были спущены в бесперспективную разработку, при том, что казалось, что еще чуть-чуть, 20% бюджета доплатить за «допиливание этой груды костылей» было бы достаточно. Это ошибочное мнение. Если в доме сделать плохой фундамент, то и дальше уже стоять он будет криво. Суровая реальность была такова, что да, вы потратили деньги, но вы потратили их впустую поэтому если не готовы платить за разработку этого на нормальных технологиях, то и не стоит больше тратить время.

Внутреннее ПО обновляется гораздо реже, потому что в нем функциональность гораздо важнее внешнего вида и современности. Если вы годами кастомизировали свою какую-нибудь внутреннюю программу учета, то скорее всего, взять все и переделать будет очень дорого, долго и сложно, поэтому стоит поддерживать такое ПО.

Итого: если все еще не катастрофически плохо, и цифровой продукт продолжает приносить пользу бизнесу, возможно не стоит спешить переделывать все.

Каково ваше понимание IT?

Как говорил Доктор Хаус, «все лгут», и IT - не исключение. Конечно же, технология, которой пользуется подрядчик будет самой лучшей для вашего случая, а их продукт – самым оптимизированным.

Очень часто компании и стартапы буксуют на том, что у них нет грамотного технического директора, который мог бы выступить посредником между амбициями руководителя и техническими реалиями IT.

Лучше всего действительно иметь того, кому можно доверять в этом плане, либо полностью делегировать работу сторонней команде, что опять же возвращает нас к первому пункту. Тогда, он уже исходя из своего опыта, сможет более точно оценить перспективы обновления технологий.

На самом деле, нет какой-то формулы успешного обновления программных продуктов. Тут нужно соблюдать баланс между крайностями: не переделывать с нуля раз в месяц, и не дорожить кодом, написанным еще во времена хрущевской оттепели. Если подытожить, то можно сказать, что если бюджет, время и компетенции позволяют реализовать амбиции, то можно и даже нужно их реализовывать. Открывайтесь новым возможностям, информации, больше читайте про IT для бизнеса, например тут, и тогда вы точно будете знать ответ на все вопросы.

1616
11
11
11
40 комментариев

подумала, что некоторые руководители действительно оставляют старый сайт, чтобы показать, как они давно на рынке) Работала в небольшом научном издательстве, у них до сих пор сайт, сверстанный в 2002, и даже не представляю, как он мог бы выглядеть иначе))

2
Ответить

Из разряда как на кафе и барбершопах пишут "est. 2019"))

А вообще может и у них просто ключей и доступов уже нет?)
И это они так хорошую мину держат?)

2
Ответить

Скорее, это получается не намеренно. Знаю лично несколько кейсов, когда и финансы позволяют и время, и все остальное просто указывает на то, что пора бы избавиться от этого страшного сайта. Но руководство просто не видит смысла и разницы между сайтом а-ля 2002 г и современным.

PS до сих пор не могу понять, как так получилось, что у Кинопоиска часть сайта, где добавление в друзья, осталась без изменений как будто уже лет 15

1
Ответить

Одному знакомому так за ящик пива делали сайт.
И домен купили и все-все сделали. На свои емейлы естественно.

Сайт висел, время шло, бизнес развивался. Пришла идея обновить дизайн – времени прошло лет 10.

А того сайтодела пивного уже нигде не отыскать. То ли умер, то ли спился. А вместе с ним и допуски ко всем кабинетам.

2
Ответить

О это прям реальная боль

1
Ответить

а как решили?)

Ответить

Да история конечно веселая

Ответить