Какие неожиданные проблемы может создать вам сильный бренд

Кажется, что сильный бренд — это сплошные преимущества. На ваше имя идут клиенты, вы можете продавать услуги по хорошей цене, у вас хотят работать. В чем подвох? А он есть.

Меня зовут Оксана Евсеева. Я учредитель консалтинговой компании «Батискаф». «Батискаф» оказывает бухгалтерское, юридическое, маркетинговое и кадровое сопровождение. А я делюсь личным опытом и своими наблюдениями о бизнесе.

Цена уникальности

Маркетологи на конференциях очень любят давить на то, что у компании должно быть внятное позиционирование и сильный бренд. «Вы должны быть уникальны! Ваш бренд должны узнавать! Без этого ваш бизнес не имеет шансов!» — заклинают они со сцены. Начинает казаться, что раз позиционирование и бренд — неизбежные атрибуты бизнеса, то создать их должно быть просто.

На деле, эта работа предполагает перезапуск всех бизнес-процессов и сопоставима по сложности с открытием еще одного бизнеса. Вот почему вокруг так много компаний и так мало хоть сколько-то известных брендов даже регионального масштаба.

Внешнее

Я хотела сделать «Батискаф» узнаваемой компанией, и практически с самого возникновения бизнеса мы ввязались в борьбу за известность. Привлекли брендинговое агентство, которое разработало фирменный стиль, сменили невыразительное название «Эгида» на емкое «Батискаф» и бросились выстраивать маркетинг. Мы запустили блог для предпринимателей, завели соцсети, стали выступать на конференциях и проводить семинары, я стала выпускать свою рассылку. Это изменения можно было заметить со стороны, но это была лишь вершина айсберга. Настоящая трансформация происходила внутри.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fbatiskaf_ru%2F&postId=136856" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Instagram</a> «Батискафа»
Instagram «Батискафа»

Внутреннее

Вот лишь несколько примеров внутренних перемен, без которых «Батискаф» не стал бы «Батискафом».

Мы обновили (и продолжаем обновлять) команду

Рост популярности принес более сложные задачи, а они потребовали более квалифицированных сотрудников. Самое интересное, что иногда последним доводом, что пора менять людей, становились неожиданные вещи, например, наш контент-маркетинг.

Поскольку сила агентства — в экспертности его сотрудников, я хотела, чтобы информацию для блога готовили наши сотрудники, а не сторонние эксперты. С одной стороны, это гарантировало аутентичность — мы не казались умнее, чем мы есть. С другой, стимулировало сотрудников развиваться. Неожиданно для всех контент-маркетинг стал своеобразным инструментом оценки экспертности. Кто-то оказался кладезем интересной информации, но были и такие, чья экспертиза иссякла после одной статьи. С этими людьми мы расстались (рассказ об этом на vc.ru вызвал шквал негодования), и набрали более опытных и талантливых сотрудников. Разумеется, это только усилило команду.

Мы научились себя ценить

Довольно долго мы этого не умели. Если клиент говорил: «За углом такие же услуги стоят дешевле», первым порывом было снижать наши и так невысокие цены. Несмотря на достижения, мы чувствовали себя самозванцами. Ситуацию переломили отзывы клиентов, которые нас хвалили, а также работа с коучем. Подобная бизнес-терапия помогла увидеть ценность наших услуг. Например, у «Батискафа» есть услуга — бухгалтерский аудит, который раньше мы воспринимали исключительно как проверку правильности ведения учета и продавали его за 100 000 рублей, хотя фактически выявляли потери клиентов и давали рекомендации по оптимизации налогов и учета. Когда мы осознали, что ценность такой услуги намного выше, стали продавать аудит за 300 - 500 тыс. рублей. Но даже при такой стоимости он, как правило, отбивается сразу после проверки.

Мы запустили новые направления

Если раньше мы ориентировались только на Хабаровск и крупные города Дальнего востока, маркетинг расширил наше мышление. Появились клиенты из Москвы, с западной России, Японии. Но самое большое изменение — мы запустили образовательные продукты для предпринимателей. Три года назад это было бы невозможно. Не хватило бы ни опыта организации мероприятий, ни экспертности, ни ресурсов, сейчас — это растущее направление.

Создание бренда — это не только эффектный фирстиль и картинки в соцсетях. За этим стоит много внутренней незаметной работы.

Недостаточно пририсовать гусенице красивые крылья, чтобы она превратилась в бабочку

Но оказалось, построить бренд — это решить лишь одну проблему, которая порождает вторую.

Скромное обаяние бренда

Создание узнаваемого бренда — это бесконечное совершенствование бизнеса. Вы усиливаете маркетинг, это притягивает более опытных сотрудников, которые способны реализовать более сложные проекты, и клиентов, у которых более сложные задачи и которые готовы больше платить. А затем бесконечно повторяете этот процесс. Клиенты становятся круче, сотрудники становятся круче, бизнес становится круче. И рано или поздно возникает вторая проблема.

Бренд работает на привлечение и клиентов и сотрудников
Бренд работает на привлечение и клиентов и сотрудников

Когда мы стали известным региональным агентством, к нам стали обращаться люди, которые хотели у нас работать. Мы были рады славе, ведь когда к тебе выстраивается очередь из сотрудников, это существенно упрощает компании жизнь. Кроме того, работа в брендоносной компании должна была упрощать жизнь и сотруднику. Все должны были быть счастливы.

Но все оказалось не так просто.

Неожиданный эффект

Сравните резюме двух сотрудников:

  • Первый работал в ООО «Ромашка», ООО «Снабпромремонтстрой», ИП Лисичкин А.И.;
  • Второй работал в Яндексе, Сбербанке, Мегафоне.

Кажется, что второй круче! Хотя реально мы ничего не знаем об их квалификации и опыте. Увы, бренд компании бросает отблеск величия на сотрудника, причем, это проявляется даже если бренд имеет всего лишь региональную известность.

Именно это стало происходить у нас. Поработав в «Батискафе» год-другой, сотрудники начинали считать себя крутыми специалистами. Отчасти у них были причины так думать. Ими были довольны клиенты. Они выступали как эксперты «Батискафа». Они постоянно проходили обучение, точили зубы на разных проектах и, общаясь с погрязшими в рутине коллегами из других фирм, действительно ощущали себя на голову выше рынка.

В результате, они начинали искать более денежную работу и без труда ее находили. Несколько раз сотрудники уходили работать в штат к нашим клиентам. Их не могли удержать ни прекрасные отношения в коллективе, ни перспективы роста, ни интересные проекты. Пара лет в компании для молодых людей (а у нас работает, в основном, молодежь) — это очень маленький срок, чтобы сформироваться как специалист и наработать себе репутацию, но им нужны были деньги здесь и сейчас.

Получилась занятная история — сильный бренд по изначальной задумке должен был усилить компанию, но он же ее ослаблял — люди нахватывались опыта и уходили в поисках лучшей жизни. Это было неудивительно. Удивительно было то, что иногда от этого страдали не только мы, но и наши бывшие сотрудники.

«Батискаф» в проигрыше

«Батискаф» оказывался в проигрыше, поскольку мы небольшая компания, сотрудников у нас немного, и мы инвестируем изрядные деньги в их обучение. Найти замену и дотянуть человека до наших стандартов требует времени. А если сотрудник уходит вместе с клиентом, который был у нас на сопровождении, то мы теряем еще и клиента.

Поначалу такие ситуации вызвали у меня злость и досаду. Еще бы: «Я инвестировала деньги в команду, а команда бежит с "Батискафа", да еще и с клиентами. Обидно!» Но потом я увидела отзывы сотрудников, которые ушли. Они были наполнены теплотой к компании, и я подумала, что все-таки мы делаем классное дело, что люди получают опыт, который ценят и который пригодится им дальше. И отпустила эту ситуацию.

Отзывы трех бывших сотрудников
Отзывы трех бывших сотрудников

Выиграли ли сотрудники?

На мой взгляд, выиграли те, кто ушел за новым интересным опытом, а те, кого на новом месте ждала стандартная работа и повторяющиеся задачи — проиграли.

Почему я так думаю? Есть хороший способ понять, чего стоит опыт любого человека. Здесь бессмысленно смотреть на стаж. Если человек 30 лет крутит одни и те же гайки на заводе (заносит накладные в 1С, составляет однотипные претензии) и научить этому действию можно за неделю, то весь 30-летний опыт сводится к одной неделе. Именно столько времени нужно, чтобы обучить новичка и заменить «опытного» специалиста.

Когда задачи однотипны (а у малого бизнеса бухгалтерские и юридические задачи довольно однотипны) профессионализм быстро выхолащивается. Талантливый сотрудник с большим потенциалом превращается в среднестатистического труженика, которого достаточно легко заменить, поскольку его навыки не уникальны. Всегда можно взять другого и быстро обучить решать однотипные задачи.

Получается, часть наших бывшие сотрудников выиграла в деньгах, но пожертвовала своей карьерой и развитием. Они устроились в обычные компании (не Яндексы и Мегафоны), они имеют дело с обычной рутиной, они перестали работать над своим экспертным брендом. Стоила ли прибавка к зарплате в 20-30% карьерных перспектив — большой вопрос. Наверное, в этом есть смысл, если нравится выполнять рутинные операции или хочется уйти в декрет с более высокой зарплаты, но в плане развития карьеры — это ошибка.

Клиенты в проигрыше

Я думаю, что в проигрыше оказались и клиенты, к которым ушли наши сотрудники. Поскольку они соблазнились их талантами, проактивностью и способностью быстро решать сложные задачи, но не учли того факта, что это заслуга не только отдельного человека, но и правильной среды.

Все, что можно — мы инвестируем в развитие сотрудников, постоянно их обучаем, заимствуем передовые практики, создаем в компании культуру, где люди могут раскрыть свои таланты и сильные стороны. Вдобавок к этому за каждым сотрудником стоит целая инфраструктура. Начиная от программного обеспечения, контроля менеджера за качеством работы до возможности подменить сотрудника, если он заболел, и привлечь более опытных и смежных специалистов, если возник сложный вопрос. Эта невидимая командная поддержка серьезно усиливает ценность специалиста в глазах клиента.

Когда человек уходит из консалтинга в компанию, где нужно выполнять стандартные операции, он со временем теряет свои сверхспособности, и получается, что и компания получает не совсем того сотрудника, на которого рассчитывала. У нас даже был забавный случай, когда клиент пожаловался на нашего бывшего сотрудника, что тот его подвел и не сделал работу в срок и с тем уровнем качества, с которым делал ее, когда работал в «Батискафе».

Выводы?

Оказалось, что у притягательного бренда есть своя темная сторона, которая тормозит развитие бизнеса. Оказалось, что разного рода незарплатные плюшки: хороший коллектив, интересные задачи, обучение, возможность проявить себя как эксперт, возможность брать принципиально новые проекты и вырасти хоть до руководителя направления, которое сам же создал, все это легко перекрывает небольшая прибавка к зарплате. Мы же платим среднюю зарплату по рынку и не можем ее увеличить, поскольку все, что зарабатываем, инвестируем в развитие. Что с этим делать, пока думаю.

3333
51 комментарий

"В результате, они начинали искать более денежную работу и без труда ее находили. Их не могли удержать ни прекрасные отношения в коллективе, ни перспективы роста, ни интересные проекты."
Прекрасные отношения, перспективы, интересный опыт - лишь красивая мишура, которую обещают, когда нет возможности просто увеличить ЗП пусть и ценному сотруднику. Эти плюшки, плюс комфортный офис, кофе бесплатно, печеньки, обещают практически везде, современные молодые сотрудники досыта этим наетые, пора понять, что плюшки эти, почти не работают. Молодым людям, и не только молодым, часто просто нужны деньги, потому что ипотеки, дети, отпуска. А два года, отличный срок, чтоб прокачаться, поучиться, набить шишки, получить опыт, и уйти искать более денежную работу. Тем более, вы сами пишите, что без труда находят. Значит ЗП у вас совсем не конкурентая, да и корпоративные плюшки тоже.
Совет выше, поработать с HR тоже дельный, помимо желания денег, есть ещё и другие факторы, элементарное проф.выгорание. Крупные сильные бренды кучу сил и денег вкладывают в HR и исследования удовлетворённости сотрудников, их ожиданий и методов их удержания. Но это опять стоит денег, а вы ЗП не готовы поднять ценным кадрам.

29
Ответить

Согласен, вот мне, как сотруднику, плевать на бесплатные кофе\фрукты, обеды в столовых. ДМС, компенсация спорта и др. плюшки. Да, приятно, но не обязательно.

Я лучше предпочту работать в подвале и получать на 5-10к больше, чем в "комфортабельном офисе" и получать меньше.

5
Ответить

Отличный комментарий. Если нет пересмотров ЗП - человек проседает относительно рынка. Ему это невыгодно и вы его теряете. Все логично.

Вкладывать в развитие = делиться фин результатами с сотрудниками, особенно с ключевыми. 

3
Ответить

Комментарий недоступен

21
Ответить

Работать в нашей фирме большая честь

6
Ответить

Вот и выяснилось в конце статьи, что дело вовсе не в сильном бренде. А просто в низкой зарплате. Как одно с другим связали, не понимаю. Можно подумать, если бы сильного бренда не было, сотрудники не уходили бы на бОльшие деньги.

18
Ответить

Вангую, что эта статья - часть PR стратегии ) Поэтому и связали чтоб было.

10
Ответить