Бизнес-роман «Дело не в маркетинге. Как собственникам и CEO растить малый бизнес?» — часть 1
Я Ника, и я пишу на vc.ru бизнес-роман а-ля «Цель» Голдратта, только про стратегию и маркетинг. История про Витю, 39 лет. Витя уже 8 лет строит свою компанию, на партнерских продажах вырос до 300 млн выручки — и завис на этой цифре. Уже несколько лет оборот качается туда-сюда, а изменений нет. Витя будет бороться со своими когнитивными искажениями, изучать новое о стратегии и взрослеть как предприниматель.
Вите предстоит увлекательное путешествие в мир стратегии и взрослого (не 18+, а для тех, кто разобрался в темке) маркетинга. Будем вместе с ним изучать вопросы ценности и конкурентоспособности в бизнесе, фокусного сегмента и поиска такой высокой маржи, что и рассказать стыдно 😉
А помогать ему будет Варя, его жена, Игорь Сергеевич, предприниматель-наставник-мудрец и, конечно, его команда, которой тоже предстоит нехилая трансформация.
Подписывайтесь на мой канал на VC, чтобы не пропустить следующие части.
А лучше пойдемте сразу в TG, там будем дополнительно разбирать Витины действия и даже голосовать за развитие сюжета! Да и вообще — в TG у нас куча всякого полезного про стратегию и маркетинг, так что точно не останетесь недовольны.
PS. Если даже так не убедила — то мы сейчас разыгрываем стратегическую сессию, приходите участвовать в розыгрыше. Результаты объявим 20 августа.
Ну что ж, итс тайм читать 1 главу. Я дико волнуюсь, так что если вам понравится — поддержите меня комментариями, пожалуйста. А если не понравится, то напишите почему. В следующих главах постараюсь это исправить.
Глава 1 — «О ценности и непосредственности в бизнесе»
Медитирую в монитор, а в голове крутится только одна мысль — в чем гребаная проблема? Мы бьемся над этим сайтом и трафиком уже 8 месяцев, а результата ноль. Второй маркетолог, третье агентство, пятая попытка запустить рекламные кампании — и все без толку. Не выросли ни в лидах, ни в продажах. То сезон у них не тот, то баннеры не те, то денег недостаточно, то конверсии не работают. Все что-то мешает, и надо еще подождать, и вот-вот. И никто не может мне объяснить толком, что конкретно не работает в действительности. Сами походу не понимают. И Алина же вроде вменяемый маркетолог, по крайней мере в сравнении с прошлым, как там его… Да пофигу.
Меня зовут Виктор, мне 39 лет, и я завис. 8 лет назад я ушел из найма и открыл небольшое производство в подмосковье, мы делаем детские площадки для частных клиентов. Сейчас у нас в области много стройки, а в последние пару лет так вообще взрыв, и рынок у нас растет как не в себя. Семьи с детьми с кайфом ставят домой всякие горки из «Головоломки» или качели из «Босса-Молокососа», что бы это ни было за чудо современной мультипликации. И первые годы у меня все шло гладко, бизнес рос X3-4 каждый год. А потом будто бабка прокляла. И вот последние 3 года — прирастаем как инфляция, 7-10% в год и все. У меня чувство, что я попал в день сурка и он уже тысячу дней как-никак не закончится.
— Пап, ты чего угрюмишься? — мой десятилетний сын падает на соседний стул и вместе со мной начинает глазеть в монитор, — О! Это же моя горка, тут про нашу компанию тут, да?
— Да, сынок, это про нашу компанию. И что скажешь? Нравится тебе?
— Нууууу, пап, — Саша хитро улыбается и с вызовом смотрит мне прямо в глаза. Иногда у меня ощущение, что ему не десять, а все тридцать. Взгляд вроде еще совсем детский, но порой он глядит с такой глубиной, что и словами не объяснить. Как будто понимает сильно больше, чем я сам, — Если честно, то сайт как-то не очень.
— И почему же? Расскажи.
— Ну смотри, у нас горки и качели очень крутые, так? Так! Я еще когда был маленький, уже обожал их, и сейчас обожаю еще больше. На них ну очень весело играть и кататься! Понимаешь, наши площадки — они веселые, для развлечений! А сайт у тебя какой-то… ну… скучный! Скуууукааааа, понимаешь? — суууука, вторю я за сыном в голове, — И вот клиенты точно приходят на сайт, видят эту скукотищу и думают что горки такая же скукотища, закрывают твой сайт и уходят. Точно-точно, говорю тебе! Я бы точно ушел, вот прямо вот так и сбежал бы, смотри! — сын с хохотом от своей шутки срывается со стула и действительно убегает. Я громко смеюсь ему в ответ. Но в голове совсем не весело.
Я затевал бизнес и был уверен, что меня ждет прорыв — вырасту в миллиард, Мальдивы, бэхи. Нет, вопросов нет, я ждал вместе с этим и агрессивной работы, бессонных ночей и всего такого. Но еще я ждал и прорыва от самого себя, заметных результатов и чтобы в бане с братанами можно было сказать «Сегодня мы перевалили за ярд, прикиньте!». И где оно? Чувство, что я увяз в болоте из креативов, конверсий, агентств и баннеров. Болото, точно, очень четкое описание моего состояния.
Скучный ли у нас сайт? Ну не для веселья же мы его делаем. Сайт как сайт, зачем ему быть веселым? Я открываю старые макеты и перебираю варианты, ни одного веселого среди них действительно нет. А что если Саша прав, и проблема действительно в этом?
Мысли глохнут. Я пытаюсь подумать о том, что на самом деле мы продаем нашим клиентам и должен ли сайт быть веселым, но я так много думаю про это последние полгода, что ничего свежего мой мозг произвести уже не способен.
Так что решаю просто написать об этом моему маркетологу Алине и отложить вопрос до завтра.
Все-таки что-то я делаю не так. Не уверен, что собственник компании с выручкой в 270 млн рублей должен думать о том, веселый ли у нас сайт и должен ли он вообще быть веселым. Где-то мои компетенции дали трещину, но вот где? Нужно обсудить это с Игорем Сергеевичем. Но это уже завтра, сегодня с работой все.
Я захлопываю крышку ноутбука и иду на кухню, на запах любимой лазаньи.
* * *
Варя необыкновенно хороша в последние месяцы, улыбается как ребенок и пышет счастьем. 2 месяца назад мы отметили 15 лет нашей свадьбы, и для меня эта женщина — подарок судьбы. Когда мы познакомились, я только-только закончил универ и не подавал никаких признаков на то, что построю яркую карьеру. Меня интересовали, в основном, танчики, энергетики и как бы скорее свалить к компу от сумасбродного босса. Но встреча с Варей что-то во мне изменила, зажглись амбиции.
Это случилось не сразу, конечно, но месяц за месяцем что-то во мне взрослело и обтачивалось. И спустя 2 года с нашего знакомства я услышал в своей голове какие-то новые мысли: а что если свой бизнес? Я ощущал огромную уверенность в том, что смогу. И главное, мне захотелось показать миру кто я, на что я способен. Зажегся огонь зарабатывать — и зарабатывать много. Потому что кто, если не я?
— Виктор Андреевич, да вы никак в хандру свалились! — Варя хихикает и крепко обнимает меня. После, флиртуя, толкает меня стройным бедром, — Делись, в чем замес? Лазанья будет готова минут через 15, так что можем немножко пострадать. Но недолго!
— Варвара Витальевна, вы сегодня необыкновенно шутливы, — я часто искренне обсуждаю с женой свои мысли, но сегодня не тот день, не хочу. Хочу, чтобы она продолжала улыбаться и шутить, — я в порядке. Небольшие неурядицы в офисе, но я разберусь.
— Понял-принял, Вить, не буду лезть. Захочешь — расскажешь. А Сашка сегодня двойку из школы притаранил, прикинь, по математике! И знаешь за что?
Запах лазаньи все больше расползается по дому, Варя воркует у меня над ухом, сын играет во дворе с нашим лабрадором. По мне растекается чувство гармонии. Когда дома есть настоящий тыл, все остальное преодолимо. Мы справимся с этим гребаным маркетингом, отвечаю.
* * *
— Игорь Сергеевич, доброе утро! Я на пару минут буквально, — я звоню своему бывшему боссу, большому предпринимателю. Он строит в Москве и подмосковье частные коттеджи для очень обеспеченных людей и иногда, крайне редко, но случается, подкидывает нам заказы. Я проработал в его компании 6 лет и вырос до директора производства. Мы в хороших товарищеских отношениях, и иногда я звоню ему проконсультироваться. Не злоупотребляю, но когда совсем дело дрянь, он помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны, — Так вот, Игорь Сергеевич, я в тупике и остро нуждаюсь в вашем совете.
— Привет, Вить, выкладывай в чем дело, — Игорь Сергеевич тяжело дышит, а на фоне я слышу звуки беговой дорожки. Не изменяет себе, каждое утро кардио — одна из самых его дисциплинированных привычек.
— Я уже почти год борюсь с тем, что мы не растем в лидах и продажах. Пытаюсь запустить сайт и трафик, потому что партнерских продаж стало слишком мало. Но ничего не выходит, уже несколько миллионов положил в директ, а результат нулевой. Подрядчиков менял, маркетолога менял, но лидов нет и нет. Я уже и сам тексты для сайта написал, прости господи, но и от этого толку ноль. Куда пойти, может посоветуете какую-то команду?
— Посоветую тебе не заниматься чепухой, Витя. Маркетинг, безусловно, нужен, но ищешь ты не там. Когда маркетинг не заводится, то дело чаще всего не в нем, а в самом бизнесе. Ты бы лучше задался вопросом, почему, например, мы тебе так мало клиентов отгружаем, хотя строим по 60-70 объектов в год.
— Ну я всегда думал, что не всем вашим клиентам нужны площадки…
— 80% их ставит, но к тебе мы отправляем только процентов 10.
— И почему же?
— А у тебя какие варианты?
— Не знаю, у нас вроде недорого…
— Вот в этом и проблема. Все, Вить, давай! Надо бежать, у меня тут подъем в гору начался. Подумай над тем, что я сказал.
Всегда он так, в своей манере. Игорь Сергеевич учит специфическим образом — никогда не дает готовых ответов, только задает вопросы и показывает вектор, в котором нужно искать ответ.
Проблема в том, что у нас недорого. Как это вообще может быть проблемой? Мы все годы развития внимательно работаем над тем, чтобы ценообразование было в рынке, оптимизируем производство и процессы и стремимся делать качественно, но с адекватными ценами. Что здесь может быть не так? Материалы у нас хорошие, живучие, площадки ломаются редко. Почему низкая цена — препятствие для отгрузки нам лидов?
— Милый, ты помнишь, что я сегодня на твоей машине? Моя на ТО уехала, — Варя вырывает меня из моих размышлений.
— Черт, забыл, окей. Ключи на тумбочке перед дверью.
— Спасибо, до вечера! — Варя шлет мне воздушный поцелуй и убегает.
— Папа, пока! — сын кричит откуда-то из коридора, и через несколько секунд громко хлопает входная дверь.
Я вызываю такси, одеваюсь и выхожу во двор. Энди, наш лабродор, носится по вольеру и громко лает. Я тормошу его за уши.
— Энди, какие варианты? Думаешь, что нужно поднять цены и сразу пойдут лиды? Вот бы так и работало. Бабахаешь к цене 50% сверху, а клиенты такие — дааааа! Этого мы и хотели. Дайте три площадки сразу.
Слышу, как к воротам подъезжает мое такси. Запираю входную дверь и выхожу в калитку.
— Доброе утро! — в машине удивительно вкусно пахнет апельсином с корицей. Падаю на заднее сидение и замечаю стакан кофе из Кофемании в подлокотнике, — Кто-то кофе у вас тут забыл.
— Доброе утро! Да нет, это для вас, — молодой парень-водитель в костюме улыбается мне и явно ожидает реакции.
— Спасибо, конечно, удивительно.
— Сейчас вы удивитесь еще больше! Видите рядом с кофе лежит черная книжка? Это визитница. Посмотрите ее и, если вы предприниматель и у вас есть желание, то пополните коллекцию.
Я отхлебываю кофе и с любопытством открываю визитницу.
— Виктор Андреевич, на самом деле я к вам сегодня от Игоря Сергеевича. Не ожидал, что вы сами так сядете в машину, мне нужно было сначала вам позвонить, — и прямо тут мне на телефон приходит пуш, что мое такси подъезжает. Становится очевидно, что я-то сел не в такси, — Я вас отвезу куда нужно, но моя задача сегодня с вами поболтать.
— Игорь Сергеевич в своем духе! — я улыбаюсь, но внутри раздражен. Ведет себя со мной как с мальчишкой, — И о чем же мы с вами должны поболтать?
— Он попросил меня рассказать о том, как появилось эта машина и откуда у меня эта визитница. А куда едем-то?
— Кофемания на Крылатской.
— Окей. Итак, удивительная история этого автомобиля началась 3 года назад, когда Игорь Сергеевич первый раз сел ко мне в машину…
В следующей главе:
Выводы из каждой главы и развитие истории будем обсуждать в нашем TG-канале, приходите читать. Там же будут анонсы следующих глав и тизеры.
А еще мы там пишем много полезного про стратегию и маркетинг. Будьте котиками, поддержите мой большой труд и подпишитесь на канал — ведь для этого все и затевается, собственно 🙂
И напомню еще разок, в канале мы сейчас разыгрываем стратегическую сессию. У вас есть все шансы! Результаты объявим 20 августа.
А теперь — времечко комментариев. Пишите, что думаете про Витю и как ему жить с этим всем.
Мне понравился Игорь Сергеевич 😆 На чиле, на расслабоне, такой знаете типа Дамблдор - важен не ответ, а путь к нему. Никогда не думала, что напишу это на vc, но.. когда там продолжение? 😏
На vc чёт в последнее время стало сильно меньше статей, а жаль, раньше каждую неделю что-то читал
Замира, божечки, как приятно!
Будем выпускать 1 часть в неделю) Так что следующая пятница!
Что значит дело в самом бизнесе? Типа не ту нишу выбрали или как?
Или рынок не тот, может там потолок по естественным причинам)
Будет в следующих сериях! :)
Но для тизера — всегда нужно смотреть сначала не на маркетинг, а на бизнес-модель:
— Фокусный сегмент клиентов
— Проблема клиентов
— Потребность клиентов
— Ценность
— Конкурентоспособность
— Ценообразование и маржинальность
— Воронка маркетинга
Или только потом уже копаться в деталях: сайт, трафик, etc.
Тема с комиксами прикольная, а вы сами рисуете?