Кайфовый дизайн: Как сделать приложение, которое не захочется удалить
Эта статья для дизайнеров и продактов, которые хотят понять, чем их любимые цифровые продукты отличаются от просто удобных.
Почему одни приложения мы обожаем, а другие не хотим лишний раз открывать? Почему заходим в Телегу 20 раз на дню, а английский изучаем именно через Дуолинго?
Среди двадцати миллионов программ пользователи выбирают с десяток любимых и проводят большую часть своего времени там. Дикая ассиметрия в распределении внимания аудитории превращает среднерыночные метрики в пыль (в глаза стейкхолдерам).
В этой статье:
Краткая историческая справка
Разобьём историю ПО на пять условных периодов.
1980-е–1990-е: Лишь бы работало
Ранние интерфейсы были утилитарными и простыми. Софтом управляли технические специалисты и продвинутые пользователи первых графических интерфейсов.
2000–2009: Наводим красоту
Компьютеры и интернет появляются в каждом доме. Рождаются айти-гиганты. Развитие графических редакторов и дисплеев запускает эру скевоморфизма.
2010–2015: UX — король вечеринки
Дизайнеры переключаются с эстетики на удобство. Реалистичность сменяется минимализмом. Термины «юзабилити», «юзер-флоу», «карта пути пользователя» входят в лексикон дизайнерской тусовки.
2016–2020: User Centered Design и дизайн-системы
Айти-гиганты обвешиваются системами аналитики и делают ставку на дизайн. Цель — понять своего пользователя и растить метрики.В приложениях встречаются анимации и прикольные микро-взаимодействия.
2021–Настоящее время: Этичный и кайфовый дизайн
Пользователи видели всё, сырые MVP перестают работать. Компании привлекают аудиторию через прозрачную коммуникацию, честный дизайн и развлечения. Пользователи привязываются к цифровым продуктам на эмоциональном уровне.
Вы часто слышали, что хороший дизайн должен быть удобным, пока учились дизайну. На работе вы узнали, что ваши дизайн-решения должны решать потребности бизнеса. Я пришел сказать, что ни первого, ни второго уже недостаточно.
Что такое User Joy?
UJ — кайфовость, удовольствие и искорки счастья, которые испытывают юзеры от взаимодействия с продуктом. Продуктовым командам и агентствам стоит учитывать UJ наравне с UX, UI и бизнес-метриками.
User Joy — неофициальный термин. Я думал, что придумал его первым, но Фабричио Тейшера, куратор колонки «UX Collective» на Медиуме, осадил меня в ходе ревью оригинальной статьи. Называйте это «кайфовостью», «восторгом пользователей» или как ещё вам угодно.
На что влияет User Joy
В мире юзеров
Цифровые продукты проникли в нашу жизнь так глубоко, что мы чувствуем эмоциональный коннект с приложением для заказа еды или таск-менеджером. Мы открываем Самокат или Озон не только ради товаров, но и для маленькой радости.
Кайфовое приложение — это как любимая кружка. Сколько у вас дома кружек? Почему вы пьете кофе из одной и той же?
В мире дизайнеров
Дон Норман в книге "Emotional Design" рассказывает о любопытном исследовании: участники чаще и быстрее справлялись с задачами, когда пользовались более привлекательными интерфейсами.
Эмоции — движущая сила наших решений и повседневных действий.
В мире заказчиков
Кайфовым приложением хочется пользоваться чаще и дольше, рекомендовать знакомым. Продукт найдёт собственных евангелистов, а бизнес сэкономит кучу денег на маркетинге.
Дополнительные инвестиции в дизайн кажутся нерентабельными на этапе проектирования, поэтому кайфовость должна быть измеримой. Заказчик должен увидеть, что UJ приносит деньги в долгосрочной перспективе.
Как измерять UJ
Пользовательский кайф — неосязаемая переменная. Измерить его напрямую не получится. Предлагаю оценивать UJ посредством привычних количественных метрик.
На что смотреть
Retention Rate (коэффициент удержания);
NPS (индекс потребительской лояльности);
Органический трафик;
Длительность и частота сессий;
Churn Rate (коэффициент оттока).
Примеры кайфовых приложений
Ваши стейкхолдеры случайно не собираются выделить несколько лишних миллиардов на пиар и вагон А/Б-тестов? Если нет, то давайте посмотрим на продукты, которые выросли органически, полностью за счёт кайфа.
Телеграм
Мессенджер Павла Дурова скоро достигнет 1 миллиарда MAU.
Фан-факт: команда Телеграма потратила $0 на маркетинг. Одна восьмая часть населения планеты однажды услышала про Телегу от друзей и пользуется мессенджером минимум раз в месяц.
За что мы любим Телеграм?
- Скорость.
Приложением приятно пользоваться благодаря плавным переходам, быстрой подгрузке и моментальному отклику. - Анимированое всё.
Анимации создают ощущение жизни. Каждый раз, когда элемент интерфейса демонстрирует яркий реалистичный отклик на действие пользователя, в голове последнего загораются искорки. - Чувство безопасности.
Команда Телеграма постоянно транслирует: «Ваши данные в безопасности. Посторонние люди не прочитают ваши сообщения». Дуров в своём единственном большом интервью уделяет теме шифрования огромное внимание. - Регулярные обновления.
Публичные каналы, боты, инструменты разработки, собственный блокчейн и крипто-кошелек, кастомные эмодзи... Телеграм всегда на два шага впереди. Ребята изобретают механики и задают тренды. - Ощущение комьюнити.
Телеграм проводит дизайн-конкурсы, спрашивает мнения аудитории, вводит внутреннюю валюту для поддержки независимых авторов — в общем, делает всё, чтобы пользователи почувствовали себя частью большой крутой тусовки.
Хотите набрать миллиарда активных пользователей через сарафанку? Вкладывайтесь в кайфовость.
Дуолинго
В 2013 году Эппл выбрала Дуолинго приложением года для Айфона. Впервые подобную награду получило образовательное приложение. В 2023 году Дуолинго взяло первенство в категории "Досуг и Развлечения" на Apple Design Awards.
Зелёная птичка превратила обучение языкам в игру. На абсолютном большинстве брейнштормов по внедрению геймификации вы будете обсуждать одну из механик Дуолинго.
Птица Дуо — маскот приложения — стала мемом и живет своей жизнью. Люди её обожают.
Арк Браузер
Никогда не думал, что сменю браузер, пока в 2023 году не открыл для себя Арк. Никогда не забуду ощущения от первого запуска.
Единственные релиз-ноуты, которые я читаю — это еженедельные апдейты Арка. Выделю пять любимых фичей.
- Телефонный звонок Арку.
Прикладываем телефон к уху и задаем вопрос. Арк ищет инфу и отвечает как человек. - Суммаризация веб-страниц.
Попробуйте «сжать» сайт двумя пальцами в мобильной версии или навести мышкой на ссылку в поисковике на компьютере. Браузер быстро подготовит краткую выжимку из содержимого страницы при помощи ИИ. - Управление вкладками.
Арк предлагает раздельные пространства, закреплённые вкладки, папки с сохранёнками, быстрый доступ к загрузкам, сплит-вью, быстрый просмотр. Пространства браузера самоочищаются от неактивных вкладок дважды в сутки. - Горячие клавиши и обучение.
Браузер заточен под продвинутых пользователей. Любое действие выполняется горячими клавишами, и приложение нативно этому обучает. Я почти не пользуюсь трекпадом в процессе веб-сёрфинга. - Настоящий полноэкранный режим.
Видеть дизайн сайта без адресной строки — кайф. Окно браузера можно настроить таким образом, чтобы не отдать ни один пиксель элементам управления.
Как делать кайфово: 15 приёмов
Уже слышу резонный вопрос: «Это всё здорово, а делать-то нам что?».
Предвосхищаю усталость читателя от лирический отступлений. Держите 15 прикладных практик по повышению User Joy вашего продукта.
- Сделайте приложение быстрым.
Медленные приложения вызывают боль. Оптимизируйте код, сжимайте всё, что сжимается, кэшируйте файлы, пользуйтесь современными библиотеками. Моментальный отклик и быстрая загрузка — не привилегия, а стандарт. - Добавьте движения.
Анимации оживят интерфейс. Используйте lottie, нативные инструменты платформ или веб-моушн библиотеки вроде anime.js или Three.js. Цифровой мир переходит от статики к движению. - Внедрите геймификацию.
Награждайте юзеров за выполнение ключевых действий и дайте им возможность отслеживать прогресс. Регулярные награды — лучшая мотивация возвращаться в приложение. - Разрешите кастомизацию.
Позвольте пользователям настраивать интерфейс под себя. Ваши юзеры будут рады даже выбору кастомной иконки приложения. - Предвосхищайте.
Запоминайте поведение каждого конкретного человека в приложении. Предложите пользователю повторить последнее действие или поисковой запрос, выводите подходящие категории товаров. Вам же приятно, когда бариста помнит ваш любимый напиток? - Балуйте продвинутых пользователей.
Павер-юзеры — это ребята, которые пользуются продуктом каждый день и активно участвуют в его развитии. Порадуйте их профессиональными инструментами и горячими клавишами для сложных операций. - Ломайте шаблоны.
Изучите конкурентов и подумайте о том, как бы упростить привычные механики. Выделяйтесь не шрифтами и цветом кнопок, а переосмыслением паттернов взаимодействия. Гуглите понятие «дизрапшн». - Создайте персонажа.
Разработайте образ маскота, который будет общаться с юзерами от лица вашего продукта. Сбер Кот и Котик Дзынь от Альфы — удачные примеры. - Используйте свежие технологии.
Первый принцип хорошего дизайна от Дитера Рамса: «Хороший дизайн — инновационный». Внедряйте новейшие фреймворки, библиотеки, AI-модели. Пользуйтесь возможностями современного железа и облачными сервисами. Прорывной продукт нельзя создать устаревшими инструментами. - Выпускайте релизы почаще.
После запуска собирайте фидбэк от пользователей и развивайте приложение небольшими итерациями. Еженедельные релизы работают отлично. Не ленитесь интересно рассказывать об обновлениях. Так аудитория будет чувствовать, что продукт живой. - Рассказывайте истории.
Продвигайте продукт и обучайте юзеров через нарратив. Заставьте пользователя почувствовать себя героем собственной истории, а ваш продукт — его секретным оружием. Ценности и культуру бренда тоже можно доносить через сторителлинг. - Создайте комьюнити.
Люди хотят быть частью чего-то большого, модного и крутого. Развивайте комьюнити вокруг вашего продукта через соцсети, истории успеха, пользовательский контент, публичные акции или офлайн-мероприятия. - Не забывайте про инклюзивность.
Убедитесь, что продукт поддерживает функции цифровой доступности. Четверть всех пользователей испытывают проблемы со зрением. Не ограничивайте им доступ к функциям приложения. - Не жульничайте.
Избегайте тёмных паттернов и агрессивных маркетинговых стратегий. Не врите юзерам, не обманывайте их ожиданий. Ни в коем случайте не пытайтесь нагреть пользователей на деньги. Лояльность аудитории не купишь. - Будьте прозрачными.
Открыто рассказывайте о процессе разработки, планах и проблемах, с которыми сталкивается команда. Прозрачность укрепляет доверие и повышает заинтересованность пользователей в успехе продукта.
Мы любим цифровые продукты за те же качества, что и людей: простота, юмор, открытость, предсказуемость и надёжность.
Как внедрить UJ в дизайн-процесс
Стандартный дизайн-процесс выглядит примерно так.
- Понять задачу, определить концепцию.
- Спроектировать сценарии, сделать прототипы.
- Накинуть цвета, шрифты и иконки, упаковать дизайн-систему.
- Поскорее передать в разработку.
Продакт овнер думает про осязаемые части проекта. Список фичей, дедлайны, тесты, корнер-кейсы и бюджеты — это понятно, измеримо и управляемо.
Как заставить команду делать «кайф» — непонятно. Если менять подход, то с чего начинать?
Кайфовый дизайн рождается в кайфовых условиях.
Дайте дизайнерам пространство для R&D
Повышенная серьёзность и срочность душит креативность. Дайте дизайнерам и разработчикам пространство для экспериментов с новым софтом и непроверенными идеями.
Создайте среду, где ошибки поощряются. Неудачные эксперименты — почва для роста.
Используйте правило 80/20
Нет денег на большие нововведения — отполируйте мелочи.
Потратьте дополнительные 20% времени на те мелкие детали, которые повысят UJ на 80%. Эффект достигается даже за счёт проработанного текста в интерфейсе.
Играйте
Внедрение кайфа в дизайн-процесс начинается с создания игривой атмосферы в команде.
Культивируйте в дизайнерах свободу их внутреннего ребёнка.
Разделите этапы генерации идей и их оценки. Все идеи имеют право на жизнь во время брейншторма. Оценивать их критически будете потом.
Вывод
Дизайн перешел на уровень, где удобства и эстетики недостаточно. Успех продукта завязан на эмоциях.
Вкладываясь в User Joy вы снижаете расходы на маркетинг и помогаете продукту расти органически.
Крутые цифровые продукты — это не только про функционал и метрики. Это про эмоциональную связь с пользователем.
Из-за кайфового дизайна хочется пользоваться даже самыми конченными приложениями
у меня к стати не так, если не удобно меня не привлечет никакой дизайн
Apple c Fitness+ это такой же пример. Ты не успокоишься пока не закроешь гребанные кольца. Еще и подкрепляется регулярными наградами. А сами награды еще и красивенькие как на часах так и в приложении.
Не люблю интерфейс телеграма после дискорда. Гораздо более хороший пример дизайна по моему.
Дискорд хорош, но со своими турбо-ультра-нитро-подписками они перегибают. Когда используешь дс для работы, этот обвес не нужен, но он окружает тебя постоянно.