Как работать с самозанятыми чтобы не получить претензии от трудинспекции и ФНС

Включаем режим самозанятости! Узнайте, как избежать претензий от трудинспекции и ФНС при сотрудничестве с самозанятыми. Главное правило — они не должны походить на штатных сотрудников, иначе ждите проверок и штрафов.

                                                                                                                       Designed by Freepik
                                                                                                                       Designed by Freepik

Если вашей компании необходимы услуги дизайнера, разработчика сайта, маркетолога, инженера для устранения поломок оборудования, или бригады для ремонта офиса — самозанятые идеальны для таких задач. Но внимание: если задачи повторяются ежедневно или регулярно — это зона риска.

Запомните главное: самозанятые не должны быть похожи на штатных сотрудников!

Что это значит? Самозанятые не должны:

  • Находиться в вашем офисе полный рабочий день;
  • Подчиняться внутреннему трудовому распорядку;
  • Иметь корпоративную почту;
  • Ездить на служебном авто;
  • Отправляться в командировки за счёт компании;
  • Подчиняться сотрудникам;
  • Уходить в отпуск или на больничный (даже неофициально).

Самозанятый сам выбирает, когда работать и отдыхать, а доход зависит от объёма выполненной работы.

Пример: можно не иметь штатного бухгалтера, а отдать ведение бухгалтерии на аутсорсинг. Но если бухгалтер, формально работающий как ИП или самозанятый, находится у вас в офисе весь день и делает всё то же, что и штатный сотрудник — это может вызвать вопросы.

Критерии, по которым могут начать проверку

С 2020 года режим «самозанятого» привлек многие компании, обещая до 40% экономии на зарплатных налогах. Но теперь налоговые органы обратили внимание и усилили контроль!

С 1 марта к вам могут прийти с проверкой, если:

  • Компания или ИП работает более чем 10 самозанятыми
  • Средняя выплата самозанятому — более 20 тысяч рублей в месяц

Цель — выявить компании, кто использует самозанятость как обходной путь для трудовых отношений.

Что может вызвать подозрения?

  • У самозанятого нет других клиентов кроме вас;
  • Он бывший сотрудник вашей компании;
  • Число самозанятых превышает 10% от штата;
  • У самозанятого нет своих расходов (аренда, материалы и т.п.);
  • Долгое сотрудничество с одними и теми же самозанятыми.

Как правильно оформить отношения с самозанятым:

  • Указывать в договоре конкретную работу;
  • Устанавливать сроки начала и окончания работы;
  • Исключить упоминания понятий трудового законодательства (режим рабочего времени, подчиненность, испытательный срок, отпуска, и пр);
  • Закрывать каждую работу актом и указывать, что именно сделал;
  • Требовать чеки на каждую оплату;
  • Избегать ежемесячных выплат в одном и том же размере.

Важно оставаться в правовом поле, когда работаете с самозанятыми!

Если вы хотите избежать проблем с трудовой инспекцией и ФНС, внимательное соблюдение всех рекомендаций — залог спокойствия и успешного бизнеса. Не стоит рисковать репутацией вашей компании и своими финансами из-за ошибок, связанных с оформлением подрядчиков.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Право твоего бизнеса, чтобы получать регулярные советы, актуальные новости и практические рекомендации! Заходите, если хотите, чтобы ваш бизнес работал без рисков и проблем! https://t.me/LAARTS_law_firm

4 комментария

Курьер, который выходит ежедневно может быть самозанятый?

Ответить

может, при соблюдении критериев, которые описаны в статье, в том числе, если ваша компания у курьера - не единственный заказчик

Ответить

Важность соблюдения правил при оформлении таких отношений очевидна

Ответить