Как я случайно оптимизировал затраты бизнеса в 5 раз

Всем привет! Меня зовут Тимофей и я занимаюсь производством сувенирной продукции в Казани — мы делаем те самые плюшевые сувениры в виде главного татарского национального блюда — Эчпочмака.

Те самые плюшевые «Эчпочмаки»
Те самые плюшевые «Эчпочмаки»

И сегодня хочу поделиться своей историей из жизни предпринимателя, которая не только открыла много новых интересных фактов о глобальном рынке, но и позволила снизить затраты бизнеса. Поехали!

Все началось (как это обычно и бывает у предпринимателей) нежданно-негаданно. В одно утро приходит две новости - хорошая и плохая.

Хорошая - наши Эчпочмаки утвердили в качестве сувенирных подарков гостям крупного федерального проекта - Российского венчурного форума - это был наш первый корпоративный заказ подобного уровня (на фотке те самые сувенирные наборы).

Сувенирные наборы «Российского венчурного форума»
Сувенирные наборы «Российского венчурного форума»

Плохая - единственная компания, реализующая необходимую нам ткань, сообщила, что у них проблемы с поставщиком и в ближайшие 8 месяцев нашей ткани в наличии точно не будет.

И что делать? Практически на год всё стопить? А впереди лето - сезон большого турпотока, крупные мероприятия в республике, да и в целом о нас всё больше узнают и мы ещё точно не достигли своего потолка по реализации.

В такие моменты испытываешь неоднозначные чувства. С одной стороны - это новые проблемы, с другой стороны - это новые вызовы. Всё зависит только от твоего отношения к ситуации. Сам же лично очень люблю моменты, когда твой «корабль» попадает в шторм, и только ты как капитан можешь оставить его на плаву.

В общем эмоции примерно такие - «щас поработаем!!!»

Как известно в любых ситуациях очень важно иметь некую подушку безопасности. И она у нас была. Ткань всегда закупается с запасом и ближайший месяц мы могли протянуть на собственных остатках полностью удовлетворяя спрос и не теряя в продажах.

Параллельно с первого же дня начался поиск нашей заветной ткани. Коммуникации с десятком российских компаний, специализирующихся на продажах ткани, как и ожидалось, не дали никаких результатов.

Ну и единственный вариант - идти в центр производства тканей - Китай. Благо в наше время не обязательно самому лететь на китайские рынки, искать нужный цвет, связываться с фабрикой и тд. Сейчас за вас это делают байеры.

Ну и уже через пару дней три байера от трёх разных компаний ходили по огромным рынкам Китая и искали для нас ткань.

Честно, думал что найти нужную ткань там будет как минимум не сложно - все её названия и характеристики были известны. Но не тут то было.

Прошла неделя поисков, вторая… Двое байеров слились так и не найдя даже похожей ткани🫠

(Не стоит забывать и про различные китайские праздники, которые полностью останавливают работу)

На четвертую неделю радостные новости - нашли похожую ткань. Самолётом нам отправляют образцы, шьём пробники (они на фотке) - в целом смотрится очень даже ничего.

Пробные образцы из новой ткани
Пробные образцы из новой ткани

Опа, внезапная викторина из двух вопросов👇

В чём в Китае измеряют ткань?
Метры
Килограммы
Литры
Километры
За ткань мы заплатили 100к. А сколько стоила её доставка? 
20к
70к
100к
200к

Закупка и цены. В Китае ткань измеряют не в метрах, а в килограммах - именно вес играет большое значение на стоимость логистики, а ткани очень большим потоком идут на экспорт.

Наш заказ = 300кг = 550м. Никогда бы не подумал что в один день буду заказывать полкилометра ткани🙈

Почти месяц в пути и ткань у нас! (На фото рулоны ткани)

Ура, 550 метров ткани у нас
Ура, 550 метров ткани у нас

Что вообще дала эта история?

Во-первых, магическим образом оптимизировала затраты. Раньше цепочка закупки ткани выглядела так:

Фабрика в Китае -> поставщик -> компания в РФ -> Эчпочмаки

Сейчас так:

Фабрика в Китае -> Эчпочмаки

Таким образом без дополнительных звеньев затраты на ткань упали в 5 раз

Во-вторых, в очередной раз показала структуру рынка и ценообразование:

Интересный факт, стоимость ткани - 100к, стоимость доставки этой ткани - 100к. Вот такие пироги🙌

В общем то всё, эта санта барбара закончилась, позволив кратно снизить наши издержки. А поговорка «все, что не делается - все к лучшему» в очередной раз доказала свою правоту.

Пишите о своем опыте решения кризисных задачек в бизнесе и буду рад видеть каждого в своем телеграм-канале - там делюсь историями о развитии своих предпринимательских проектов и работе в стартапе.

P.S. Поддержать проект, купив Эчпочмаки, можно на Озоне. 🙌

1 комментарий

Понятно, как важны правильные логистические решения для снижения издержек

Ответить