Growth hacking — как сделать х2 почти ничего не меняя в своем бизнесе

• Как найти точки роста?
• Какие инструменты позволяют расти непрерывно?
• Как организовать процесс постоянного взлома роста?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в теме взлома роста

Кадр из сериала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fseries%2F859908%2F&postId=1417367" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Мистер Робот»</a>
Кадр из сериала «Мистер Робот»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продажи и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Дивертисмент

В банк заходит мужчина. В руках трехколесный детский велосипед, в прозрачной подарочной упаковке. Охране мужчина говорит, что он записан к председателю правления, у которого сегодня день рождения. Велосипед — это подарок. Посетителя пропускают.

В приемной мужчина распаковывает велосипед и, не обращая внимания на секретаршу, въезжает на нем в кабинет председателя правления. На немой вопрос отвечает: «Семен Петрович, у вас не охрана, а одно название. Давайте мы вам нормальную поставим».

PS
Эта история досталась мне в курилке от одного из коллег. А еще есть аналогичная, в которой довелось поучаствовать самому.

Growth hacking

Самый распространенный и корректный перевод этого термина — взлом роста. Как правило, это простое действие, которое приводит к резкому росту каких-либо метрик: регистраций, скачиваний, платежей.

Первенство традиционно приписывают маркетологу компании Dropbox Шону Эллису, который придумал раздавать дополнительное облачное пространство пользователям за приглашения новых участников. Он же придумал сам термин.

Growth hacking применяется не только в онлайне. Остроумный ход придумали коллеги из McDonald`s в Калифорнии. Они нашли способ привлечь внимание водителей там, где другими способами разместить рекламу невозможно. Для этого посадили семена редких цветов в виде своего логотипа. Когда семена проросли, появились знаменитые «арки».

Growth hacking — как сделать х2 почти ничего не меняя в своем бизнесе

Скосить цветы власти не могли, поскольку это запрещено законом. Как-то наказать McDonald`s видимо тоже не получилось. Остался единственный выход — насадить еще цветов. Может не догадались, а может не стали заморачиваться. Во всяком случае реклама сделала свое дело — оповестила об открывшемся ресторане.

Иногда взламывать приходится не законы штата или статус-кво устоявшегося рынка, а систему, сложившуюся в собственной компании. Для этого создаются команды роста (или команды взлома) с максимальными полномочиями и разнообразными компетенциями.

Так, например, Альфа-банк столкнулся с проблемой сбора Face ID. Клиенты не соглашались на использование биометрических данных. Если бы пошли традиционным путем, то продакт-менеджеру нужно было бы согласовать план, нагрузить разработчиков, утвердить изменения и только потом обнаружить, что гипотеза не сработала. Обычно на это уходят месяцы.

Тогда подключили команду роста. Они запустили 11 гипотез за одну неделю и увеличили количество клиентов, которые сдают биометрию, больше чем в 2 раза.

Для этого перебрали 11 вариантов гипотез ценностей сдачи согласий. Отдельный вариант в виде баннера с различными текстами при входе в приложение показывали группе в 30 000 клиентов (статистически достоверному подмножеству). Гипотезы, метрики и итоговый макет на картинке:

Growth hacking — как сделать х2 почти ничего не меняя в своем бизнесе

Еще один, пожалуй, самый показательный пример использования growth hacking проиллюстрирован в фильме «Человек, который изменил все». Фильм основан на реальных событиях. Методы, показанные в фильме, сейчас используются повсеместно.

Механика growth hacking

Growth hacking на 99% построен на проверке гипотез, и лишь на 1% — на «чуйке», озарении и т.д. Самый распространенный метод проверки гипотез — HADI-циклы, о которых я подробно писал в статье «HADI — как найти способ продаж, до которого не догадался конкурент».

Есть еще один инструмент, который можно использовать для формулирования гипотез — это ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Подробнее о методике я написал в статье «Приемы ТРИЗ в бизнесе и в продажах — логика, примеры, задачи». В другой статье описал пример взлома роста: «Приемы ТРИЗ в бизнесе и в продажах — как взломать стеклянный потолок».

Чтобы определить куда приложить усилия часто используют маркетинговую воронку AAARRR. Она отражает основные этапы жизненного цикла клиента:

  • Awareness (информирование). Знакомство клиента с продуктом, например, он прочитал статью на vc.
  • Acquisition (привлечение). Клиенту стало интересно и он оставил свои контакты.
  • Activation (активация). Клиент понял ценность и стал пользоваться продуктом.
  • Retention (удержание). Клиент постоянно пользуется продуктом.
  • Referral (виральность). Клиент делится информацией о продукте.
  • Revenue (доходность). Клиент платит за продукт (окупается, приносит прибыль).

Кроме этих трех методик (HADI, ТРИЗ и AAARRR) нужны специалисты, способные быстро и дешево проверять гипотезы. От их квалификации и образа мышления зависит количество проверенных гипотез, а значит масштабы «взлома». Об образе мышления хакера роста я писал в статье «Крест инноватора».

Хороший пример образа мышления growth-хакера — история с бутсами Пеле. За секунды до начала финального матча чемпионата мира по футболу 1970 года он попросил отложить свисток судьи чтобы успеть завязать шнурки.

Все операторы направили камеры на то, как Пеле завязывает шнурки своих бутс Puma King.

Growth hacking — как сделать х2 почти ничего не меняя в своем бизнесе

Обычно в команды роста входят: growth-мастер, продакт-менеджер, разработчик, маркетолог, аналитик, дизайнер. При этом часть команды может даже не знать что они что-то взламывают и работать просто на фрилансе. Главное, чтобы они максимально оперативно выполняли задачи.

Growth hacking имеет обязательные атрибуты, по наличию которых можно сказать тем ли мы занимаемся:

  • Таблица гипотез. Если ее нет, значит мы проверяем мало гипотез, либо не сравниваем результаты, либо ходим по кругу, либо все сразу.
  • Метрики. Growth-хакер опирается на цифры, факты, артефакты.
  • Инструментарий. Команды роста ограничены в выборе инструментов только действующим законодательством. И то не всегда.
  • Цена и скорость проверки гипотез. Если цена высокая, а скорость — наоборот, значит мы сможем проверить ограниченное количество гипотез и не найдем что-то действительно прорывное. Большинство предпринимателей годами проверяют одну единственную гипотезу в виде своей компании. К слову, в Альфа-Мобайл за год тестируют по 230 гипотез, плюс сотни вне приложения. Получается по несколько гипотез каждый рабочий день.
  • Скотч и палки. Для проверки гипотез используются самые дешевые и доступные «материалы». Хорошо, если скотч)

Вместе с тем, можно перечислить атрибуты, которые говорят об обратном — мы занимаемся чем угодно, только не взломом роста:

  • Правила, процедуры, регламенты. Больше всего от этого атрибута страдают корпорации. Поэтому они выделяют «взломщиков» в отдельную команду, на которую не распространяются никакие правила.
  • Реперные точки и результат в деньгах. Никто не может сказать заранее, какая идея выстрелит и почему. Работа growth-хакера очень похожа на работу ученого: если доказано, что что-то не работает, это так же ценно как доказательство того, что что-то работает.

С чего начать

Когда мы приходим в отдел продаж, то в половине случаев видим, что менеджеры мало звонят. Если при той же конверсии увеличить количество звонков в два раза, то продажи удвоятся. Это самый простой и распространенный способ увеличить продажи.

Хакеры роста тоже имеют несколько проверенных временем наводок, которые используют в первую очередь:

  • Продвижение компании через статьи, интервью, тематические обзоры и т.п. Например, я стараюсь каждый будний день публиковать по одной экспертной статье.
  • Упрощение интерфейсов, процедур оплаты, доставки и т.д. Все помнят насколько тяжелый интерфейс был у Facebook (жестко запрещен на территории РФ). Пока приток новых пользователей был стабильным, интерфейсом толком не занимались. Когда рост замедлился, — начали проверять гипотезы и горизонты прояснились.
  • Тестирование разных call-to-action, заголовков, текстов, визуала и т.д. Порой простая смена нескольких фраз приводит к многократному повышению конверсии. Я знаю это по своим статьям. Кстати, можно проследить как изменились заголовки за время существования блога.
  • Интеграция продуктов на другие площадки. Такой путь в свое время выбрал YouTube, дав пользователям возможность вставлять видео на сайтах, в социальных сетях и т.п.
  • Бесплатные преимущества за привлечение новых пользователей как в истории с Dropbox, когда сервис раздавал бесплатные гигабайты.
  • Виральность. Например, хорошего стоматолога не рекомендуют друзьям, потому что к нему и так невозможно записаться. Клиент боится, что ему самому не хватит.

Чем закончить

Growth hacking — бесконечный процесс. Невозможно пройти обучение, или придумать продукт, или найти канал продаж и до конца жизни себя обеспечить. Меняются технические возможности и пользовательские привычки. Меняется законодательство. Регулярно появляются игроки, которые с удовольствием дизраптят устоявшиеся рынки и инвесторы, которые с таким же удовольствием это финансируют.

Поговорите с нашим шеринговым руководителем отдела маркетинга о том какие гипотезы можно проверить в вашем бизнесе.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
3838
66
22
214 комментария

Кататься на велике в помещении, да еще и в кабинете директора -это креативно и мощно😎

6
Ответить

Как-то я рассказал эту историю одному дядьке, а он взамен рассказал свою. Они торгуют овощами оптом. Чтобы получить долг как-то вывалили возле магазина грузовик картошки. Но это не оригинально, не зажигает)) А вот с велосипедом — да. Огонь!))

5
Ответить

я бы его схантила

3
Ответить

Ему в отдел маркетинга и рекламы надо было идти😁

3
Ответить

слабоумие и отвага в деле

3
Ответить

Я слышала историю из Екатеринбурга, когда должнику привезли претензию, высеченную на огромном куске камня и поставили перед перед входом так, что никто не мог войти в здание.

2
Ответить

и оригинально

1
Ответить