Колейность дорожного полотна: как ее избежать и эффективно эксплуатировать дороги
Сравнивая состояние дорог в России и за рубежом, эксперты отмечают различия в использовании технологий обслуживания дорожного полотна. Интенсивность эксплуатации дорог в России значительно выше, поэтому физический износ наступает быстрее, чем, например, в Европе.
Основной причиной, оказывающей наибольшее влияние на снижение качества дорожного полотна, называют превышение массы и потока автомобилей, которые образуют колейность.
Также в летний период среди автомобилистов часто можно услышать выражение о том, что «дороги плавятся от жары». Является ли жара катализатором разрушения и деформации дорог?
Колейность действительно является самой распространенной формой деформации автодорог. Это явление таит в себе большую угрозу для безопасности дорожного движения. Продольные полосы на асфальте могут достигать устрашающей глубины 160-200 мм и протяженности на многие километры. Попадая в колею, автомобиль становится менее управляемым, сильно возрастает риск аварийной ситуации для всех участников движения. Разберёмся в причинах беды.
Любая дорожная одежда рассчитывается, исходя из ожидаемой интенсивности потока и массы автомобилей. На основе прогнозных параметров готовится грунт, основание и покрытие. Когда фактические показатели превосходят расчетные, покрытие начинает продавливаться под нагрузкой, что и приводит к образованию колеи.
Второй разрушительный фактор — перегрев полотна. При температуре свыше 30°С градусов в тени битум в составе асфальта начинает размягчаться. В условиях повышенной температуры под давлением плотного потока из автомобилей предельно допустимой массы дорожное покрытие начинает менять форму.
В состав асфальтобетонов вводят различные присадки, повышающие температуру размягчения, но при температуре свыше 40°С градусов в тени присадки уже не спасают.
На сегодняшний день в России не существует спасительной технологии, позволяющей полностью исключить процесс возникновения колейности. Однако есть технологии, с помощью которых можно управлять колееобразованием и предотвращать ее появление, продлевая срок службы дорожного покрытия.
Детекторы транспорта.
Это современные стационарные или мобильные комплексы оборудования, которые незаменимы при проектировании новых дорог. С их помощью получают точную оценку количества тяжеловесных машин, которые приходятся на поток и рассчитывают нагрузку на дорожное полотно. Детекторы транспорта предоставляют данные о интенсивности движения и составе транспортного потока для составления расчётов при проектировании дорожной одежды.
Комплексное применение элементов ИТС.
Эффективное управление процессом дорожного движения возможно при наличии развёрнутых данных о ситуации на дороге, которые включают:
- информацию о транспортном потоке
- данные о метеоусловиях
- оценку состояния дорожного полотна
- модуль сбора и аналитики данных для принятия управленческих решений
Автоматизированные дорожные метеостанции (АДМС) сообщают не только параметры внешней среды, но и «следят» за состоянием дорожного полотна. Сообщают в ситуационный центр данные о температуре поверхности дороги и температуре в глубине дорожного покрытия. Система позволяет определять сроки ввода и отмены ограничений движения тяжеловесного транспорта для сохранения верхнего слоя дорожного полотна и недопущения образования колейности.
Данные с детекторов транспорта создают целостную информационную картину для принятия оперативного решения о распределении транспортного потока или введении ограничения движения большегрузов в дневное время по проблемному участку автодороги.
Информирование участников дорожного движения об изменениях транспортного режима происходит незамедлительно на табло и знаках переменной информации.
Все элементы системы работают в режиме онлайн и централизованно управляются из ситуационного центра. Элементы ИТС позволяют комплексно управлять безопасностью дорожного движения и регулировать нагрузку на дорожное полотно на основе объективных данных.
Современный подход к эксплуатации дорог позволяет беречь их от преждевременной деформации и получать весомую экономическую выгоду за счет снижения частотности работ по ремонту и замене дорожного полотна.