Бизнес-школа Стэнфорда: личный опыт СЕО компании 24TTL. Часть 3 — нетворкинг, известные выпускники и 500 новых контактов в LinkedIn
Привет! Я Юрий Шишкин, основатель IT-компании 24TTL — мы разрабатываем программное обеспечение для сектора электронной коммерции, помогая брендам повышать продажи в онлайн-ритейле.
Атмосфера лагеря, нетворкинг с преподавателями и поездки на корабле
По моим ощущениям, обучение на SEP напоминает смену в лагере. Вы живете вместе 6 недель, в изоляции от внешнего мира, в общежитии, да-да, общежитии, хоть и с очень комфортными номерами, и постоянно друг с другом взаимодействуете — во время завтраков, обедов и ужинов, занятий спортом, групповых активностей и так далее.
Наличие постоянного контакта влияет на ваши связи: они крепнут, становятся сначала приятельскими, а потом дружескими. Поэтому, обучение на SEP — хорошая возможность завести новых друзей уже в осознанном возрасте.
Кроме учебных мероприятий, Стэнфорд организует для студентов поездки за пределы университета. Мы с группой ездили на винодельню, катались на корабле в Сан-Франциско, посещали ужин выпускников SEP, который проходил в Alumny-центре в Стэнфорде (про Alumny чуть ниже).
Это мероприятие на открытом воздухе, где стоит много столов; садиться можно за любой, можно меняться местами, чтобы охватить как можно больше новых людей. Главное — быстро и понятно представиться, заявить о себе и дать понять, насколько ты как контакт можешь быть полезен человеку напротив.
У каждого студента есть приложение, в котором одногруппники оставляют ссылки на LinkedIn. Это еще одна возможность ближе познакомиться с группой. Расширить базу профессиональных контактов можно также благодаря профессорам, которые преподают на программе.
В день проводится 5—6 занятий, которые ведут профессоры с впечатляющим бэкграундом — многие из них имеют ученую степень и точно могут поделиться полезными контактами при необходимости.
Свой профиль в LinkedIn я прокачал очень быстро: всего за 6 недель, что длится курс у меня вышло собрать более 500 контактов. Почти половина из них — студенты из моей группы. Познакомиться с каждым вполне реально, потому что каждую неделю твои соседи по парте меняются, а некоторые форматы обучения работают на сближение студентов.
В целом, культура всей Кремниевой долины, не только Стэнфорда, подразумевает постоянный нетворк: короткий диалог или рукопожатие на мероприятие скорее всего закончится обменом контактов на LinkedIn. Здесь постоянно проводятся стартап-мероприятия, созданные для публичного питчинга своих идей.
Хороший пример — питчсессии от инновационного хаба Silkroad, на которых креативные лидеры и основатели из Центральной Азии ищут инвестиции для проектов. На каждую из них можно прийти свободным слушателем, чтобы оставаться в контексте, что происходит в сфере инноваций или даже проинвестировать небольшим чеком.
Alumni Status SEP: что это такое и какие возможности открывает
Alumni Status означает, что участник успешно завершил программу и теперь является выпускником (alumnus) Стэнфордской высшей школы бизнеса. Это дает ряд преимуществ.
Доступ к базе выпускников за все годы. Есть негласное правило, что обладатели статуса Alumni друг другу помогают: отвечают на запросы, дают советы, обмениваются опытом.
Централизованные сборы выпускников, которые ежегодно проводит Стэнфорд.
Многодневные встречи выпускников SEP Reunion, организуемые самими выпускниками в разных городах мира. Для этого снимают дом или отель, готовится программа, на которой может выступить каждый желающий. Обстановка на таких встречах неформальная, но организация серьезная: есть отдельный сайт, с информацией о мероприятиях, блок для стартап-питчей, анонсами мастер-классов от профессоров Стэнфорда и многое другое.
Ближайшее пройдет в Джайпуре в Индии, на территории потрясающе красивого отеля Leela Palace. Посмотреть программу, чтобы удостовериться, что нетворкинг и дружба после завершения обучения на SEP не заканчивается, можно на сайте.
Кто учился на SEP: основатель сервиса перевозок inDrive, директор Mercado Libre и экс-директор eBay
Чтобы оценить, насколько полезными могут оказаться контакты Alumni-статуса, стоит взглянуть на тех, кто когда-либо учился на SEP. Я уже упоминал в статьях ранее про СЕО Zoom, Эрика Юаня, который стал приглашенным спикером на нашем курсе и основал свой проект сразу после выпуска из Стэнфорда.
Программу закончил Джон Донахью, CEO ServiceNow и Nike, бывший CEO EBay.
Обучение в SEP проходил основатель известный своими эко-ориентированными подходами к производству продукции одежного бренда и снаряжения для активного отдыха Patagonia Ивон Шуинар.
Еще один бывший студент SEP — аргентинский предприниматель Маркос Галперин, основатель и бывший генеральный директор MercadoLibre, одной из крупнейших платформ электронной коммерции в Латинской Америке.
Из зарубежных топов, наконец, самый самый Рулоф Бота — легендарный венчурный капиталист и управляющий партнер в Sequoia Capital, прежде CFO и VP в PayPal. Именно Бота сыграл ключевую роль в успешном IPO компании и ее последующей продаже eBay. Вот он — тоже выпустился из SEP.
Российские бизнесмены в списках Alumni тоже есть. Программу закончил Арсен Томский, основатель сервиса inDrive, а также венчурный инвестор и основатель фонда Almaz Capital Александр Галицкий.
Формируя списки людей для зачисления, Стэнфорд сохраняет максимальное дайверсити. Поэтому на курсе учатся очень разные люди — СЕО стартапов, head-руководители крупных бизнесов, экономисты, венчурные инвесторы. Последнее особенно интересно, потому что по сути, твой одногруппник потенциально может оказаться человеком, который профинансирует запуск нового проекта.
История моего одногруппника Акмаля Пайзиев, серийного предпринимателя из Узбекистана, тому подтверждение. Он основал маркетплейс Express24 в Ташкенте, быструю доставку продуктов и еды вроде Яндекс.Лавки, а также сервис MyTaxi. Акмаль переехал с семьей в Долину сразу после обучения на SEP и организовал свое окружение таким образом, что у него получилось с помощью знакомых и коллег собрать посевные инвестиций для запуска нового бизнеса.
Еще одна классная практика нетворкинга в рамках SEP — пригласить на ужин профессионала из твоей индустрии. Будучи студентом Стэнфорда, ты можешь написать любому эксперту. Желательно, конечно, чтобы человек жил в долине — это сильно упрощает передвижение и ускоряет встречу.
К примеру, мой одногруппник пригласил на ужин Николая Давыдова — российского бизнесмена, партнера фонда Gagarin Capital и венчурного инвестора, который специализируется на инвестициях в перспективные технологические стартапы. Легко написать и бизнес-селебам — Эрику Шмидту, экс-генеральному директору Google или основателю OpenAI Сэму Альтману. Большинство откликнутся, придут на ужин или короткий паблик-ток. На прошлых SEP, к примеру, приходил ментор Стива Джобса. Это отличная возможность, как минимум познакомиться и, если повезет, привлечь сильного партнера/инвестора в свой проект.
Нетворкинг или френдворкинг? Мои выводы
Стэнфорд максимально располагает проявить себя. Но, чтобы заметили, важно привлекать внимание в хорошем смысле: быть активным и креативным, придумывать сплочающие мероприятия и инициировать их.
Мой одногруппник организовал Champagne-party. Каждый четверг закупается множество бутылок шампанского, и все собираются, чтобы насладиться вечерним общением с бокалом в руке. Первую встречу он полностью профинансировал и поставил в центре большую банку для донатов на будущие вечеринки. Это прекрасная возможность для объединения и расслабления.
Уровень контактов, которые происходят на SEP — не поверхностный нетворкинг. С многими людьми за время обучения у тебя формируется дружба и это очень важно для взрослых людей, ведь мы знаем, что чем ты старше, тем сложнее встретить человека, который станет твоим новым другом.
Дружба обычно формируется в юности, через университет или рабочие проекты. Но здесь, на SEP, встречаешь людей, с которыми действительно хочется сохранить связь. Я увожу с собой в сердце множество по-настоящему замечательных людей ❤. Это не просто нетворкинг, а самый натуральный френдворкинг. Да!
Следующая статья продолжит про нетворкинг, но уже неформальный — я расскажу, почему рафтинг, совместный забег на марафоне в Сан-Франциско и поездка на винодельню Napa Valley могут сближать студентов SEP сильнее, чем выпускников двухлетних программ MBA.
Интересно узнать, как Стэнфорд создает условия для создания не просто деловых контактов, а настоящих дружеских связей, что в современном мире, пожалуй, является более ценным ресурсом. Нетворкинг в Кремниевой долине — это не просто обмен визитками, а построение долговременных и полезных отношений