Какими будут офисы через пять лет
Компьютерное зрение, датчики и микроклимат — как изменятся офисы и при чем здесь пандемия коронавируса.
Почему меняются офисы
Офисные пространства эволюционируют постоянно, этот процесс начался не вчера или позавчера.
Идея заставить несколько человек ютиться в небольших коробках показалось бы странной ремесленнику 15-го века. В книге «Дом: Краткая история идеи» утверждается, что перелом произошел в 17-м веке: юристы и госслужащие крупных городов Европы начали работать в конторах. А в конце 19-го века уже раскинулись огромные корпоративные кампусы и выросли первые офисные небоскребы в США.
Офисы меняются по разным причинам, например:
- Появляются новые технологии. Например, изобретение телефона позволило административным сотрудникам больше на находиться прямо на заводе и уехать в центр города.
- Меняются подходы к коммуникациям и принятию решений. От жесткой иерархии, когда один человек, сидя в отдельном кабинете, принимал решения и потом раздавал указания – к командам, где решения ищутся в спорах между специалистами.
- Компании ищут способы сделать рабочее пространство более эффективным. И этот процесс тоже начался не вчера – еще в 1917 году вышла книга «Научный офис-менеджмент», где автор предлагал способы повысить эффективность сотрудников на рабочем месте. Например, он заявил, что увеличить производительность работников помогают комнатные растения.
- Компании конкурируют за таланты. А красивый, удобный и современный офис — это большой плюс в копилку HR-бренда.
- Меняются нормы пожарной безопасности и другие нормы от государственных регуляторов.
- Эволюционирует сам дизайн. То, что считалось красивым и практичным вчера, уже не является таковым сегодня.
- Люди чаще задумываются об экологии — и об экологии пространства, в котором они находятся, и о том, какой экологический след оставят после себя.
- Люди тщательнее следят за своим здоровьем, в том числе ментальным. Сегодня нельзя представить себе сотрудника, курящего прямо на рабочем месте. А вот в сериале «Безумцы» герои только и делали, что обсуждали дела за сигаретами.
Офисы и пандемия
Пандемия коронавируса сильно ускорит эволюцию офисных пространств, и вот почему:
- Многие компании остались довольны удаленной работой и начали всерьез рассматривать ее как основной формат. Другие разрешили сотрудниками выбирать между офисом и работой из дома. Это значит, что компании будут съезжать с насиженных мест и искать пространства поменьше и подешевле. Согласно опросам американских компаний, уже 67% из них готовы перейти на удаленку навсегда. В России показатель меньше — всего 16%.
- Малые бизнесы уже съехали с офисов и не планируют искать новые, так как боятся второй волны пандемии.
- Люди стали чаще задумываться о здоровье: каким воздухом они дышат, с кем пересекаются, каких предметов касаются в течение дня. У большинства такая «истерия» пройдет или уже прошла. Но многие не хотят подвергать риску своих близких – будь то пожилые родители или маленькие дети, поэтому продолжают придерживаться мер предосторожности.
До пандемии коронавируса человек мог не задумываться о том, как переносятся вирусы и бактерии. Но теперь он понимает, что на распространение сезонных заболеваний вроде гриппа и простуды можно повлиять. Героизм в духе «я так люблю работу, что пришел в офис с температурой» больше не будет социально приемлемым.
На основе этих трендов сделаю несколько предположений, как изменятся офисы в ближайшие 5 лет.
Конец эры open space
Скорее всего, офисы снова поделятся на ячейки и отдельные кабинеты. Если компании прямо сейчас не захотят вкладывать значительные ресурсы в перепланировку, они могут поставить прозрачные перегородки между столами.
Рабочее место на дому
Некоторые российские компании в начале пандемии предложили сотрудникам перевезти рабочие места — кресла, столы и компьютеры — домой. Если тренд усилится, то при выборе квартиры люди начнут задумываться о наличии кабинета.
Разделенные потоки людей
Идти утром на работу в большом потоке людей сегодня психологически некомфортно. Чтобы раздробить потоки, компании будут:
• Строить несколько небольших зданий вместо одного большого, размещать департаменты в разных частях города;
• Расширять коридоры. По нормам пожарной безопасности, коридоры должны быть минимум полтора метра шириной. В таком пространстве люди задевают друг друга плечами, так что компании будут планировать более широкие проходы. Не исключено, что появятся стеклянные перегородки между разными потоками людей;
• Использовать разметку на полу. Иногда так делают в больницах: людям предлагается идти только по часовой стрелке, создавая односторонний поток;
• Разделять входы и выходы из здания. Бизнес-центры будут строиться по принципу ячеек: попасть в свой кабинет можно будет прямо с улицы, без необходимости проходить через общий холл.
В фильме «Пятый элемент» главный герой мог заехать домой прямо с улицы.
Датчики и тепловизоры
Работодатели могут начать более пристально следить за заболевшими. Например, встраивать датчики для контроля температуры тела под рабочими столами. Руководитель будет получать предупреждение, когда у кого-то поднимется температура.
Бесконтактные системы вместо карточек и кнопок
Хотя американские компании начали отказываться от разработок по распознаванию лиц «для массового наблюдения», технология приживется в офисах. Люди лояльно относятся к тому, что их лицо распознается на работе, потому что работодатель в любом случае постоянно имеет дело с их персональными данными.
Если Amazon Go может позволить покупателю забрать товары, не контактируя ни с продавцом, ни с платежными терминалами, то у работодателей тут намного больше возможностей:
• Пропускать сотрудников в офис можно как «по лицу» с помощью компьютерного зрения, так и с помощью специального мобильного приложения;
• Технология «оплаты лицом» может позволить, например, продавать сотрудникам снеки в вендинговых аппаратах.
Новая штаб-квартира Zaha Hadid Architects в ОАЭ уже внедрила бесконтактные технологии: работникам редко приходится касаться чего-либо руками. Двери офиса открываются автоматически с помощью датчиков движения и системы распознавания лиц, а вызвать лифт и заказать кофе можно со смартфона.
Штаб-квартира Zaha Hadid Architects в ОАЭ
Компании откажутся от массовых мероприятий
Люди больше не захотят находиться в закрытом помещении с большим количеством людей. Режим самоизоляции показал, что совещания и тренинги можно проводить онлайн без потери вовлечения. А если нужно перезнакомить или сплотить команду — можно организовать выездное мероприятие на природе. В крайнем случае можно арендовать чужое помещение — это будет намного дешевле, чем постоянно обслуживать собственное.
Компании будут больше беречь ваше здоровье: циркуляция воздуха и шумоизоляция
Чем эффективнее работает сотрудник, тем выше капитализация бизнеса. Компании будут заботиться не только о физическом здоровье сотрудников, но и о ментальном.
• Дистанция между рабочими местами увеличится. Аналитик архитектурного бюро Zaha Hadid Architects предсказывает, что изменится и офисная мебель: все это время столы уменьшались в размерах, но теперь люди больше не захотят сидеть близко друг к другу.
• В каждом помещении будут делать приточную и вытяжную систему вентиляции обособленно, чтобы заболевший сотрудник из одной части офиса не мог заразить людей из другого крыла.
• ВОЗ давно признала шумовое загрязнение одним из ключевых факторов риска для здоровья человека. Постоянное пребывание в шумной обстановке увеличивает выброс гормона стресса — кортизола. Компании будут предусматривать как шумоизоляцию здания в целом, так и шумоизоляцию отдельных кабинетов.
• Сегодня выделяют еще один вид загрязнения – информационный. Чтобы снизить дофаминовую зависимость от просмотра новостных лент, компании могут ограничивать трафик на соцсети или мотивировать сотрудников пореже брать в руки смартфон.
• Чтобы сотрудники не выгорали, компании начнут подталкивать их к соблюдению баланса «работа—личная жизнь». Появится запрет на использование почты после окончания рабочего дня. Кстати, во Франции уже действует закон, который разрешает сотрудникам не отвечать на письма в нерабочее время.
«Если ты хочешь создавать что-то необычное, тебе нужны какие-то необычные условия. Условия, в которых люди могут фокусироваться на том, чтобы творить, переходить какие-то рубежи» – так объяснял философию кампуса Google Андрей Дороничев в фильме Юрия Дудя про Кремниевую долину, стоя на фоне бесплатных фудтраков для работников.
Сотрудники будут сами контролировать микроклимат
Наши бабушки и дедушки почти не задумывались о таких вещах, как влажность воздуха. Сегодня вырастает поколение, которое с детства знает, что воздух должен быть влажным на 40–60% и что его можно очищать с помощью специальных фильтров.
Некоторые люди уже повсюду носят с собой карманные увлажнители воздуха, которые можно заряжать через USB.
В каждом кабинете можно будет настроить влажность и температуру под себя, а также убедиться, что воздух достаточно очищается.
В офисах появятся свои «коворкинги»
Хотя часть сотрудников останется на удаленке навсегда, иногда им нужно будет появляться в офисе – например, обсудить что-то лично с коллегами, либо просто отдохнуть от дома. Для таких удаленщиков компании предусмотрят отдельные рабочие места, которые можно будет бронировать на час или на весь рабочий день.
Общие столовые превратятся в отдельные кухни
Одно время компании намеренно отказались от кухонь и отправили сотрудников в фудкорты: это позволяло избежать запаха разогретых сосисок на рабочем месте. Но сегодня, когда люди не хотят ходить в многолюдные места, кухни снова стали актуальны. А хорошая вытяжка и перегородки позволят избежать неприятных запахов.
Появятся виртуальные доски для совместной работы
Зачем собираться в одном помещении, если можно обсудить любой вопрос по видеосвязи? Чтобы взаимодействие было более живым, в офисах появятся виртуальные доски – планшеты, на которых сотрудники могут совместно творить, при этом находясь в разных частях офиса.
Facebook уже тестирует полноценные виртуальные рабочие места.
Компании будут демонстрировать свою экологичность
Современная молодежь очень проактивна в вопросах не только равенства, прав и свобод человека, но и защиты окружающей среды.
Несколько фактов:
Опрос десяти тысяч 18–25-летних показал, что 41% из них считает глобальное потепление самой важной проблемой, стоящей перед миром. На втором месте — загрязнение окружающей среды (36%).
Опрос Dell Technologies показал, что 38% представителей поколения Z хотят работать в социально и экологически ответственных организациях.
Для собственного HR-бренда компаниям придется демонстрировать, что они заботятся об экологии:
Использовать возобновляемые источники энергии;
- Не только сортировать макулатуру, стекло и пластик, но и правильно утилизировать органические продукты (пищу), старую электронику и т.д. По данным Агентства по охране окружающей среды США, около 80–90% твердых офисных отходов подлежат вторичной переработке. Во дворах или прямо в офисах могут появиться контейнеры с червяками, которые перерабатывают кофейную гущу или банановую кожуру (технология называется «вермикомпостирование»).
- Бумага уйдёт в прошлое – и из соображений экологичности, и благодаря развитию коммуникационных сервисов.
Согласны ли вы работать в таком будущем? Изменилось ли ваше представление об офисе после пандемии?
Кстати, предлагаю прочитать другую статью — «Как вернуть сотрудников в офис после пандемии и не напугать».