Дейлики с таймером, созвоны по пропускам и оверлап: 7 шагов, которые помогли нашей команде не созваниваться по любому поводу
Если рабочее расписание похоже на рутину колл-центра и день начинается и заканчивается звонками, с результатами на работе можно попрощаться, потому что вместо KPI сотрудники начинают считать количество созвонов за день. В этой статье руководитель продукта в Compass рассказывает, как он вытащил команду из дня сурка, висящего на телефоне, и что из этого вышло.
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Теперь мессенджер Compass можно за 10 минут установить на свой сервер. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.
В какой-то момент мы поняли, что о частые созвоны спотыкается вся команда. Сразу падает результативность и мотивация делать хоть что-то, если день начинается и заканчивается с двухчасового разбора полетов с кучей воды. Поэтому мы решил провести профилактику от бесполезных созвонов. Рассказываем, что сделали.
Шаг №1: договорились о базовых проходных характеристиках для созвонов, которые имеют право на жизнь
Проблема частых созвонов появляется, когда команда устраивает их по любому поводу: согласовать оплату, дизайн, количество статей, презентовать рутинные отчеты и так далее. Поэтому первое, с чего я начал — закрепил с командой базовые характеристики созвонов и ситуаций, когда они нужны не нужны.
Когда созвон необходим:
- Сложная тема, которая требует актива от участников: например, обсуждение стратегии на следующий год.
- Важное решение, которое невозможно принять в письменном виде: например, выбор между несколькими вариантами mvp или проекта.
- Обмен идеями, мнениями или поиск нового решения: например, когда проводится мозговой штурм по неймингу, новым фичам, образу продукта.
- Общение с людьми, с которыми письменная коммуникация будет неэффективна: например, с новичками в команде, чтобы онбординг проходил более плавно.
- Когда на повестке что-то, что нельзя решить за 5-10 минут общения в чате.
Когда созвон не нужен:
- Можно кратко и ясно передать информацию без потери смыслов: например, корпоративные рассылки, отчеты, гайды для сотрудников.
- Если инфа рутинная и ее не надо обсуждать: протоколы собраний, инструкции, отчеты по промежуточным этапам проекта.
- Можно отложить обсуждение до следующего планового созвона: какие-то некритичные запросы, предложения по фичам или пожелания по процессу. О плановых созвонах расскажу ниже.
- Если можно с участием всей команды проверить инфу в чате: например, прочекать документ и дать обратную связь.
- Если работа сквозная: например, вся команда неделю тестит новый дизайн и пишет пожелания, фиксирует баги и описывает свой опыт.
- Это можно решить за 5-10 минут общения в чате.
Кстати, еще у нас есть список правил, без которых мы не начинаем встречу:
- Цель — зачем собираемся и с чем мы должны с нее уйти. Нет цели — нет встречи.
- Заранее назначенный фасилитатор (ведущий и модератор встречи) и секретарь (тот кто фиксирует договоренности участников).
- Ограничение времени встречи в 40 минут. Далее либо делаем перерыв на 10 минут, чтобы востановить фокус и попить воды, либо завершаем.
Шаг №2: ввели оверлап
Оверлап — промежуток времени, в который команда договаривается быть на связи и быстро реагировать на входящие вопросы и сообщения. Например, вы договариваетесь, что оверлап команды с 12:00 до 15:00 — это значит, что важно быть на связи в чате и не отвечать через 1, 2 или 3 часа.
А вот до 12 и после 15 можно полностью фокусироваться на своих задачах и даже отключать звук у рабочего мессенджера.
Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок и не отвлекайтесь на мемы от друзей в оверлап в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
Шаг №3: создали прозрачные процессы и шаблоны коммуникации для них
Сначала мы сделали так, чтобы сотрудники понимали — как их работа влияет на весь остальной процесс и связана с другими сотрудниками. Например, дизайнер должен понимать, что потом нарисованный экран пойдет разработчику. И сделать все, чтобы у разработчика не было вопросов. Чем меньше вопросов, тем меньше созвонов.
Потом закрепили повторяющиеся паттерны в формате инструкций и создали типовые шаблоны для сообщений и коммуникации. Например, новый автор приходит в команду и попадает чат, в описании которого расписаны правила коммуникации, сдачи работ и так далее.
Шаблоны коммуникации здорово экономят время и снимают вопросы, которые могли бы возникнуть во время онборда, процессов и передачи работы от одного отдела к другому.
Шаг №4: ввели Loom
Чтобы добавить в коммуникацию между отделами еще больше прозрачности, мы ввели Loom — инструмент, который позволяет записывать видео со звуком экрана компьютера. Так можно записать комментарии к работе коллег, дать обратную связь по проекту или продемонстрировать какой-то процесс.
Допустим, дизайнер сделал новый макет сайта. Вместо того, чтобы писать длинные комментарии в файле, вы можете записать видео в Loom, где покажете макет, выделите несколько моментов, которые нужно поправить, и дадите конкретные рекомендации. Он, кстати, может сделать то же самое: вместо того, чтобы просто отправить макет, отправит его вместо с видео-пояснением — где и почему принял какие-то дизайн решения.
Как итог — экономите время двух созвонов с презентацией и обратной связью.
Шаг №5: начали проводить дейлики в начале дня по 15 минут максимум
Да и вообще — круто ставить ограничение на все рутинные созвоны. Это повышает фокус команды, экономит время и убирает из созвонов воду. И самое важное — после 15-минутного созвона у ребят все еще есть силы на работу в течение дня.
Кстати, время для начала дейликов тоже важно: некоторые исследования предлагают проводить их между 10 и 12 утра. Конечно, если команда работает в разных часовых поясах, подстроиться сложно, но можно ориентироваться на большинство или договариваться работать по конкретному часовому поясу.
Шаг №6: внедрили платформы для совместной работы (Миро, Гугл-документы, Figma, Compass)
Все гениальное просто: хотите меньше созваниваться — перенесите процессы работы, базы знаний и результаты в приложения и платформы. Там можно работать одновременно, видеть, что делают другие участники, оставлять правки, комментить, предлагать новые решения.
Лайфхак: чтобы работа на платформах не растягивалась, введите фиксированное и желательное число кругов правок. Это будет дисциплинировать и фокусировать и принимающих работу, и выполняющих ее.
Шаг №7: внедрили рутинные созвоны — планирование, брейнштормы, ретро и Performance Review
Если у вас появятся рутинные созвоны со своими целями, внезапных звонков по каждому поводу в течение недели станет меньше. Вот список того, что можно внедрить и с какой периодичностью:
Планирование — ежеквартальное, ежемесячное и еженедельное.
Брейнштормы — по необходимости.
Ретро — в конце года, квартала и месяца.
Performance Review — раз в квартал.
Назначайте к каждой встрече фасилитатора и не забывайте вести протокол: для этого можно приглашать на встречу ИИ или попросить фасилитатора фиксировать все важные моменты, задачи и CTA в фоллоу-апе.
Бонусный шаг — проводите встречи триадами
Звучит как что-то из Властелина колец, но на самом деле — просто способ оптимизировать созвоны из книги «Лидер и племя».
Вместо того чтобы регулярно собираться на индивидуальные встречи, общайтесь по три человека. Триада способствует более открытому обмену информацией и идеями. Это снижает вероятность конфликтов, так как фокус смещается на совместное решение проблем, а не на противостояние идей одного участника команды с другим.
Триады создают широкий круг общения и способствуют качественному распространению информации по всей команде.
Если коротко, то:
- Составьте базовые характеристики для случаев, когда нужен и не нужен созвон.
- Введите оверлап и не спамьте команду звонками вне этого времени.
- Обсудите цели, задачи и процессы на берегу, чтобы никто не чувствовал себя в танке и не звонил из него постоянно, чтобы понять, что происходит.
- Пользуйтесь Loom для комментов и обратной связи, чтобы не проводить лишних созвонов.
- Проводите дейлики в начале дня на 15 минут и в ограничивайте рутинные созвоны по времени.
- Используйте платформы для совместной работы, чтобы не обсуждать каждый новый наклон шрифта в продукте.
- Введите обязательные созвоны и откладывайте какие-то вопросы до них.
- Проводите встречи триадами, чтобы фокусироваться на конкретных задачах.
Сделайте общение в команде эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Создайте изолированное рабочее пространство в быстром приложении, где команда фокусируется только на важном.
Для команд до 10 человек всегда бесплатно. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное – мессенджер можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.
Семь раз отмерь, десять раз подумай, один раз позвони 👍🏻
Вот-вот, мы о том же. Хуже бесполезного звонка может быть только бесполезный звонок без предупреждения.
"«Лидер и племя»."
Хорошая книга кстати, надо бы ее перечитать
Да, книга отличная, есть на Литресе. Жаль в букмейте ее нет.
Отдельный респект мемологу за мем с котами и Наташу)
Как нам сказал мемолог "не баян, а классика" 🙃
"Как итог — экономите время двух созвонов с презентацией и обратной связью."
Удобное решение, главное что бы никто не возмущался, а такие могут быть, хотя такие обычно больше не работают хихихи