Илон Маск, патенты и планы миллиардера

Илон Маск, патенты и планы миллиардера

Илон Маск известен своим экстравагантным поведением и самыми причудливыми выходками. На фоне предвыборной гонки в Штатах миллиардер ввязался в политическую деятельность. И в случае победы Дональда Трампа, возможно, займет высокий пост в Администрации. Но в этой статье речь пойдет о патентах Маска.

Бизнесмен занимается как минимум тремя крупными технологическими компаниями из совершенно разных сфер — это Tesla, SpaceX и Neuralink. Начинал он со стартапа по созданию интернет-путеводителя, а также основал The Boring Company, занимающуюся инфраструктурой и строительством. Во всех случаях Илон Маск выступает за активные разработки и инновации. Однако одновременно с этим он явно против системы, которая могла бы защитить эти разработки — то есть против патентной системы.

Как Илон Маск признавал в одном из своих сообщений на сайте Tesla, изначально патенты казались ему хорошей идеей. Это было во времена его первой компании, Zip2 — интернет-путеводителя, который в итоге за более чем 300 млн долларов был продан Compaq. Например, этой фирме был передан патент с Маском в числе соавторов на «Интерактивную службу сетевых каталогов со встроенными картами и указаниями» от 1996 года. Уже после Илон стал максимально избегать патентов, приравняв их оформление к покупке лотерейного билета на судебные разбирательства.

Спор Илона Маска с Уорреном Баффетом

Отношение Илона Маска к ценности патентов было хорошо выражено во время его небольшого спора с Уорреном Баффетом. Дело в том, что Баффет, талантливый инвестор, придает большое значение так называемым «рвам» — конкурентным преимуществам компании и её защите. К таким «рвам» относятся и патенты — они позволяют использовать разработку и не бояться, что конкуренты станут делать также.

Однако Илон Маск посчитал такую стратегию недостаточно удачной. Он считает, что главное — не патенты, а темп появления новых инноваций. Можно сказать, с его точки зрения важно не закреплять свое право на технологию, а просто максимально быстро развивать её и создавать принципиально новую. Если Баффет уделяет внимание реальным активам предприятия, то Маск — её потенциалу. То есть преимущество Tesla не в тех активах, которые уже есть, а в самой способности к инновациям.

Стоит учитывать, что у Маска и Баффета в целом принципиально разные подходы. Илон определяет себя как инженера и технолога, а не инвестора. Он отметил эту разницу, когда принимал решение не объединять свои компании в конгломерат и создавать инвестиционный портфель, как это происходит с Berkshire Hathaway на протяжении более чем полувека.

Открытые патенты Tesla

Известна цитата Илона Маска о том, что выгоду из патентов извлекают не сами изобретатели, а крупные корпорации и юристы. Также известно его решение в 2014 году сделать патенты Tesla открытыми. Изобретатель заявил, что главная задача компании — способствовать развитию электромобилей в целом, а не только продукции Tesla. Открывая патенты, он призвал все предприятия из сферы автомобилестроения переходить на электричество, делая акцент на проблеме глобального потепления и экологии в целом.

Что интересно, Маск при этом сохранил за собой право использовать патенты как защиту от недобросовестной конкуренции. Он заявил, что будет вступать в открытый конфликт со всеми, кто станет использовать разработки для перепродаж его идей по более высокой цене. Фактически отказ Tesla от прав на свои патенты связан не с тем, что патенты не способны защитить компанию от конкуренции.

Дело в том, что основной конкурент для Tesla (как это и признал сам Илон) — это не другие производители электромобилей, а производители автомобилей на топливе. В такой ситуации действительно может оказаться выгодно развивать всю отрасль в целом, находясь при этом у её истоков. В случае с более укрепившийся и достигшими «потолка» сферами дела обстоят иначе — в них важно хоть как-то выделиться среди конкурентов, что и делает интеллектуальную собственность ценной.

Спустя пять лет, в 2019 году, Маск ещё раз решил привлечь внимание общественности на открытость патентов корпорации. Это произошло после климатического происшествия в северном полушарии. До этого Илон несколько раз выражал одобрение других компаний, которые занимались развитием электромобилей и неодобрение по отношению к тем, кто производит гибридные авто.

Бесполезность патентов для SpaceX и вред прогрессу

Если патенты Tesla, пусть и открытые, оформлены, то в отношении SpaceX Маск заявлял, что у них по сути нет патентов. В качестве одной из причин он указал то, что главный конкурент — компании из КНР. Китай известен скандальными спорами об интеллектуальной собственности и открытым воровством технологий. Илон сказал, что его патенты стали бы для китайских компаний «книгой рецептов», а потому предпочел режим ноу-хау раскрытию информации.

Позже Маск сделал куда более радикальное заявление о патентах, назвав их «признаком слабости». По его мнению, патенты нужны тем предприятиям, которые не умеют изобретать достаточно быстро. При этом они блокируют инновации, мешая другим присоединиться к прогрессу.

Именно эта позиция — о блокировке патентами развития технологий — встречается в критике патентной системы от Илона Маска и в целом чаще всего. Действительно, зачастую изобретателям сложно получить выгоду со своих изобретений, а патентные тролли могут обернуть все в свою пользу.

Парадоксально, что ноу-хау, к которым прибегает Маск, способны ещё больше препятствовать прогрессу. Одно из достоинств патентной системы — она вынуждает полностью раскрывать идею и технологию общественности и научному сообществу. На основании изобретений создаются производные изобретения и полезные модели. С изобретателем можно договориться о лицензионных отчислениях и на базе известной технологии создать новый продукт. Ноу-хау же не предоставляют такой возможности — технологии закрыты от обсуждения, доступ к ним сложно получить. Если патенты могут привести к тому, что в ходе обмена технологиями те или иные организации начнут патентный спор, то ноу-хау в целом значительно снижает возможности технологического обмена.

Патенты Илона Маска

На 2020 год насчитывалось всего 18 патентов за авторством Илона Маска, причем многие из них уже недействительны. Некоторые из них относятся к дизайну автомобилей, некоторые — к беспилотным технологиям. Немного патентов распространяется на Канаду, Европу, Южную Корею и Австралию. В ведущие по цитированию входят:

  • US5944769A — «Интерактивная служба сетевых каталогов со встроенными картами и указаниями»;
  • US6185194B1 — «Система и способ инициирования телефонного вызова с использованием интернет-инициации»;
  • US6108650A — «Способ и устройство для ускоренного поиска по радиусу».

Все три патента были оформлены до 2000 года, а правопреемником указан Zip2.

При этом сами компании, причастные к Илону Маску, зачастую занимаются довольно активным патентованием. Например, Tesla входит в 1000 ведущих патентообладателей по всему миру. Neuralink уже в 2023 году успели зарегистрировать минимум шесть патентов. Последний из них (US11630516) описывает имплант-контроллер, способный воспринимать нейронные сигналы мозга. Ниже представлено несколько чертежей из этого патента.

Илон Маск, патенты и планы миллиардера

Итоги

В отношении Илона Маска к патентной системе обнаруживается достаточно много противоречий. С одной стороны, для технологических компаний, способных предоставлять несколько инновационных технологий в год, патенты могут быть действительно устаревшей практикой. С другой стороны, сложно отнести это правило к уже развитым отраслям, где технологический рост не так активен. Маск делает большой акцент на том, что патенты блокируют развитие технологий, но в то же время вовсе не раскрывает часть своих разработок, предпочитая секреты производства. Возвращаясь к спору с Уорреном Баффетом стоит отметить, что позиция Маска часто критикуется другими гениальными людьми, за долгое время успевшими доказать успешность своих долгосрочных стратегий. Так что точку в их споре ставить рано.

Полезное от Онлайн Патент:

Экспресс-проверка до 5 обозначений

Ответьте на вопросы, и наши специалисты смогут бесплатно проверить ваш товарный знак и рассчитать стоимость регистрации

66
1 комментарий

Tesla, SpaceX и Neuralink- про многострадальный твиттер ныне просто х забыли,а ведь когда то на вс каждый день новости об этом были

1
Ответить