Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

Начинаю цикл статей о банкротах 2020 год. И первым делом расскажу о Hertz.

Компания Hertz известна многим, ведь это один из мировых лидеров в бизнесе, связанном с арендой автомобилей.

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

Компания основана Уолтером Джейкобсом в 1918 году в Чикаго и была в то время известна под названием Rent-a-Car Inc. В 1923 году к компании со своим капиталом присоединился Джон Хертц, и компания была переименована в Hertz Drive-Ur-Self System. В 1920-х сдавать авто в аренду (по городам ещё вовсю ездили на лошадявыглядело как какой-то космический бизнес. Джейкобс и Хертц были в то время стартаперами уровня Илона Маска, не меньше.

Принимай новую идею для твоего путешествия! Прибывай на поезде, самолете или автобусе и когда будешь здесь - возьми новую тачку в аренду у ХЕРТЦ ...и води её сам. Реклама Hertz, 1950-е
Принимай новую идею для твоего путешествия! Прибывай на поезде, самолете или автобусе и когда будешь здесь - возьми новую тачку в аренду у ХЕРТЦ ...и води её сам. Реклама Hertz, 1950-е

В 1954 году компания впервые вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу, и на момент выхода имела парк из 15,500 грузовиков и 12,900 легковых автомобилей.

Хертц даст в аренду тачки, которые вы любите! 1960-е.
Хертц даст в аренду тачки, которые вы любите! 1960-е.

В 1960-х компания работала уже в обоих Америках. В 1980-х парк автомобилей насчитывал 400,000 единиц, компания работала в 120 странах мира.

Ищи с ХЕРТЦ! 1960-е.
Ищи с ХЕРТЦ! 1960-е.

1990-е и ранние 2000-е, возможно, были золотым временем для компании, а вот после кризиса 2008 года быстрого восстановления прибыли не случилось. В 2012 году менеджмент компании решил поглотить Dollar Thrifty Automotive Group, которая владела сразу двумя конкурирующими с Hertz брендами: Thrifty Car Rental и Dollar Rent A Car.

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

Но это не спасло компанию: маржинальность бизнеса падала, и в конце 2014 года компания показала убыток. Капитализация компании на тот момент - около 10 млрд долларов.

<p><br /></p>


На графике синим - выручка, голубым - чистая прибыль, розовым - свободный денежный поток. После 2014 года ситуацию так и не удалось выправить: компания работала с переменным успехом, то показывая минимальную прибыль, то падая в убыточную зону. Важнейший показатель - свободный денежный поток - тоже не стабилизировался, и начиная с 2017 года всё время был отрицательным. Сильно отрицательным. Капитализация составляла уже 2 млрд долларов. Компанию исключили из индексов Russel 1000 и FTSE All-World Index.

Вы можете заметить, что в 2018 году компания вновь стала прибыльной! В те моменты соотношение цены компании к её прибыли Р/Е был равен 5-6! Инвестиция окупалась за 5-6 лет! А в сентябре 2018 компания заявила о запуске подписки Hertz+, новой платформы, которая предоставляла клиентам доступ к более чем 130 000 уникальных предложений по всему миру: скидки на развлечения, рестораны и пр. Неопытный стоимостной инвестор увидел бы здесь не только "недооценённую" компанию, но и большие перспективы и светлое будущее!

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

За чей счёт банкет? Засчёт корпоративного долга конечно же! Красным - долги компании, синим - акционерный капитал.

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

Всю операционную прибыль (Operating Income) сжирали платежи по кредитам! Именно они преимущественно составляют показатель Non-Operating Expense. Перед вами классическая компания-зомби. Бренд сильный, известный во всём мире, сервис хороший, сотни тысяч авто на балансе и десятки тысяч сотрудников во всех странах. А всю прибыль жрут кредиты.

Наступил 2020 год. Коронавирус, приостановка полетов по всему миру, карантин. Количество заказов у Hertz снизилось катастрофически, платежи по кредиту, страховкам авто, аренде офисов - никуда не делись. Компания со 100-летней историей 24 мая 2020 года заявляет о банкротстве. C $16 за акцию в начале года, бумаги компании упали до $0.60 в день объявления о банкротстве, на 96%.

НО ЗДЕСЬ НАЧАЛОСЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

4-5 июня в спокойно банкротящейся Hertz появилась невероятная активность! С $0.80 на 04 июня акции подорожали аж до $5.50 за акцию 08 июня, на 575%! Компания стоила в 2 раза дороже, чем до новости о банкротстве! Как это возможно, что произошло?

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

Перед вами график из robintrack.net, ресурса, который отслеживает данные с очень распространённой в США платформы для инвестиций Robinhood. На начало 2020 года всего лишь 1,200 юзеров имели акции Hertz в своём портфеле. На момент объявления о банкротстве - их стало целых 43,000!

Во-первых, карантин и $1200 на брата + пособия просто так, чтоб только из дома не выходили.

Во-вторых, акции подешевели, надо брать!!!

Но дальше ещё интереснее, после новости о банкротстве акция падает, а количество инвесторов из Robinhood растёт! Но их всё равно "всего лишь" 63,000. И вот наступает 04 июня. И творится что-то сверхъестественное: количество юзеров увеличилось на 30,000 за пару часов и на 100,000 за три дня.

Как, почему, откуда? Загадка.

Но чтобы вы понимали, что за контингент пользуется Robinhood в США, давайте взглянем на популярного дэй-трейдера с 1,6 млн подписчиков в Твиттере. Знакомьтесь, это Дэйв Портной (Dave Portnoy)

Банкротства-2020. Часть первая - Hertz Global Holdings. Хронология, причины, последствия

И на этом скриншоте во время своего шоу "Davey Day Trader" он при помощи настольной игры Scrabble вытаскивает из мешочка буквы, которые складываются в тикер крупнейшей компании из военно-промышленного комплекса США Raytheon - RTX. Он покупает акции компании на $200 тысяч, чтобы продать их через пару часов.

Документальных подтверждений, что Дэйв Портной причастен к разгону акций Hertz нет :) Стримы за 04-05 июня найти не удалось. Сейчас Дэйв в своих шоу "разгоняет" мелкую компанию MicroVision.

Знаете, как отреагировала компания Hertz на это? Она обратилась в суд с вопросом, может ли она продать на бирже дополнительное количество акций, записанных на дочернюю компанию, стоимостью до $1 млрд, ведь все акционеры предупреждены о том, что с огромной долей вероятности их акции превратятся в ноль. И знаете, что ответил суд - он разрешил это сделать! Но впоследствии всё-таки Hertz после переговоров с Комиссией по ценным бумагам SEC отказалась от своих планов.

Что бы произошло, если бы она всё же разместила эти акции? Счёт пополнился бы деньгами, которые пошли бы на покрытие корпоративных долгов. Долга сейчас у компании 19 миллиардов долларов, и её активов не хватает на погашение даже половины этого долга. Сотни тысяч б/у-шных автомобилей тоже дороже со временем не становятся, и скорее всего оценены по верхней планке. До акционеров не дошло бы ни копейки. Акционеры стоят в очереди последними при ликвидации компании.

Могли ли Уолтер Джейкобс и Джон Хертц 100 лет назад предположить, с каким новостным фоном будет "умирать" их детище?..

А убил Hertz не коронавирус. Он добил. Как лично мне кажется, убила Hertz технологическая революция и Uber-подобные сервисы: Uber, Lyft, да тот же Яндекс.Такси, каршеринги и им подобные. Фишкой сервисов аренды автомобилей была унификация. А сейчас человеку, перелетевшему через океан и приехавшему в страну, где почти никто не разговаривает на твоём языке, не нужны никакие хертцы. Приложение Uber не имеет границ (за исключением некоторых политических решений) и языковых барьеров, и работает одинаково хорошо и в США, и в России. Эти сервисы отжали у Hertz высокомаржинальный кусок, оставив только многодневные аренды в туристических местах и конкуренцию с мелкими конторами на местах. Но это моё мнение, расскажите, что думаете вы.

------

Это первая из цикла статей о крупных банкротствах 2020 года. Я хочу собрать данные в первую очередь для себя и для истории, хочу увидеть, как зарождались проблемы в компаниях, какие фундаментальные причины к ним привели. Возможно, это поможет по-другому смотреть на то, что выглядит «дёшево» на фондовом рынке.

Зачем мне это? Я веду блог о том, как создаю свой собственный мини-фонд на пенсию, инвестируя накопления в фондовый рынок. Сейчас мне 31, и если всё получится, "пенсия" наступит в 43 года (дивидендный доход сможет покрывать все повседневные расходы моей семьи) :) Но это неточно.

77
5 комментариев

Убил бизнес подход к нему. Рискованная финансовая политика - рост и масштаб в угоду финансовой стабильности и прибыльности. Поглощение конкурента не снизило конкуренцию на рынке и не привело к росту маржинальности - но это и так было понятно.

А вот такси не является конкурентом проката: разные рынки, разные потребители и схемы потребления.

1
Ответить

Жаль. Хороший прокатчик был.

1
Ответить

ГосударствА по всему миру убили компанию, вот и всё. Причем тут яндекс.такси? натягивание совы на глобус. Попробуй заработать в аэропорту денег, когда он уже 4 месяца пустой.

Ответить

Многие компании терпят кризис благодаря пандемии, просто у кого то есть "подушки безопасности", чтобы сохранить компанию, а кого то их нет. Посмотреть статистику, тут же видно, рано или поздно эта компания разорилась бы, не сегодня, значит завтра. Пандемия помогла это сделать побыстрее вот и все.

Ответить