Офисная эволюция: как компания Buffer ввела 4-дневную рабочую неделю и что из этого получилось
Во время пандемии коронавируса большинство компаний закрыли свои офисы и перевели сотрудников на удаленную работу. Для многих приспособиться к «пижамному» дресс-коду и домашнему рабочему месту было непросто. Но социальная изоляция стала испытанием и для тех, кто и до COVID-19 трудился удаленно, — изменился привычный распорядок дня. Детей отправили на домашнее обучение, семьи оставались дома, люди лишились прогулок и развлечений, даже банальный поход в магазин вызывал стресс.
Кадровый эксперимент
Компания Buffer предоставляет сервисы для развития и продвижения бизнеса в социальных сетях. Её сотрудники и раньше работали дистанционно. В апреле команда по персоналу провела внутренний опрос. Он показал, что, кроме всеобщей тревожности от ситуации в мире, сотрудники испытывали психологический дискомфорт, несмотря на предоставленный гибкий график: они не могли разрешить себе сделать перерыв в работе и испытывали чувство вины, когда отвлекались на семью и домашние дела.
Чтобы снизить напряжение в коллективе, Buffer ввела 4-дневную рабочую неделю на весь май. Каждый отдел утвердил для себя дополнительный выходной день. Одни предпочли среду, чтобы снять остроту рабочих дней, другие — пятницу или понедельник, чтобы восстановиться за длинные выходные.
Сотрудники заполнили анкеты в начале и в конце месяца, где оценили:
- самоорганизацию;
- уровень стресса;
- общее удовлетворение от работы.
Анализ ответов до и после показал улучшение по всем трем показателям.
Также работники поделились впечатлениями от эксперимента в письменных отзывах. Они почувствовали:
- больше сосредоточенности;
- больше энергии;
- больше мотивации;
- в конце недели нет чувства выгорания;
- наладилось общение с коллегами.
HR-команда отметила, что за месяц эксперимента улучшилось взаимодействие между отделами и увеличилась сплоченность коллектива, а также поступило больше предложений по совершенствованию сервисов компании.
А что с продуктивностью
Утвердив дополнительный выходной, руководство Buffer в первую очередь заботилось о благополучии персонала во время пандемии коронавируса. Оно было готово к тому, что сокращение рабочего времени приведет к снижению продуктивности.
Но результаты говорили об обратном. Сотрудники отметили рост личной эффективности: они больше отдыхали, меньше переживали стресс, поэтому лучше концентрировались на своих задачах. Качество их работы повысилось, а значит, такой график может положительно отразиться на успехе компании.
Чтобы раскрыть потенциал этой идеи, показателей одного месяца недостаточно: нужно собрать больше информации. Поэтому Buffer решилась на продление эксперимента до конца 2020 года.
Сохранится ли высокая продуктивность и удовлетворенность сотрудников и дальше? Какой результат получит компания в долгосрочной перспективе? Как сокращение рабочего времени отразится на клиентах? Руководство Buffer намерено получить ответы на эти вопросы в ближайшее время.
За тестовый месяц возникли некоторые особенности. В мае дополнительный выходной в компании был не согласован: кто-то отдыхал в пятницу, кто-то — в понедельник или в среду. По отзывам сотрудников иногда возникала путаница, так как было сложно подстроиться под график смежных отделов. Поэтому нужно устранить хаотичность и выработать режим работы, оптимальный для всего коллектива. Также в Buffer решили: если государственные праздники и так делают рабочую неделю короткой, то дополнительный выходной день отменяется. Еще одна сложность: внедрить 4-дневную рабочую неделю в отделы, взаимодействующие с клиентами. Сохранить качество обслуживания — приоритет для Buffer.
Эволюция — это естественный процесс
2020 год заставил общество и бизнес пересмотреть привычные шаблоны. Хотя некоторым компаниям не нужны кризисные условия, чтобы меняться.
Сотрудники Buffer c 2012 года работают удаленно, проживая в 15 странах мира. Разница в часовых поясах позволяет обеспечивать круглосуточную клиентскую поддержку: 80% запросов специалисты обрабатывают в течение часа. В корпоративном блоге компания публикует свой программный код, информацию об инвесторах и зарплатах сотрудников. С 2015 года в компании нет менеджеров: они практикуют гибкую структуру и естественную иерархию среди специалистов.
Руководство компании не раз решалось на внедрение смелых идей. Какие-то решения доказали свою эффективность и прижились, некоторые же были неудачными. Интересно посмотреть, чем закончится их очередной кадровый эксперимент.