Как предпринимателю слезть с иглы маркетплейса: 4 варианта запустить свой интернет-магазин
Вроде понятно, как запустить свой интернет-магазин: создаешь сайт и продаешь. Но какой лучше: в конструкторе, на 1С-Битрикс или на коде? Если выбрать «не тот вариант», можно впустую потратить деньги и время. В статье разбираемся, какие есть преимущества у каждого способа.
Привет, меня зовут Андрей Фролов, я директор компании Metalcode. Мы занимаемся разработкой интернет-магазинов. К нам часто приходят клиенты, которые уже раскрутили продажи на маркетплейсах и теперь хотят запустить свою розницу. Причины почти у всех одни и те же:
- расходы на продажу товара доходят до 40% от стоимости;
- маркетплейсы меняют условия хранения не в лучшую сторону;
- тяжело развивать свой бренд на маркетплейсе.
Они спрашивают, на каком сайте лучше запускаться: обычном лендинге, простеньком магазине на конструкторе, платформе 1С-Битрикс или на своем коде с нуля. Сейчас разберем плюсы и минусы каждого варианта и кому они подойдут.
Лендинг — для тех, кто учится продвигать бизнес
Обычно на лендинге пишут базовую информацию о компании и продукте: что за товар, какие проблемы решает, кому подходит и чем лучше конкурентов. А потом используют его как один из этапов воронки продажи.
Кому подойдет. Если у вас небольшой магазин на маркетплейсах и вы хотите расширить аудиторию и увеличить продажи, лендинг может быть первым шагом в создании своего интернет-магазина. Он не требует серьезных вложений, и на нем можно тренировать навыки продвижения — вести сюда аудиторию из соцсетей и рекламы.
Какую платформу выбрать. Подойдет любой конструктор сайтов: Tilda, Flexbe, Битрикс24, Google Sites, Nethouse. Помощь разработчиков не требуется — нужно просто брать готовые блоки и расставлять в нужном порядке.
Зачем использовать:
- Начать взаимодействовать с аудиторией. На лендинг можно вести трафик, собирать базу клиентов, сегментировать покупателей, а для покупок отправлять на маркетплейсы. Так вы больше узнаете о болях, желаниях и запросах клиентов и на основе этих данных сможете развивать продукт.
- Научиться контент-маркетингу. Если у вас нет опыта работы с трафиком и рекламой, тренируйтесь на лендинге. Ведите туда потенциальных покупателей, считайте конверсию, экспериментируйте с воронкой продаж. Без основ маркетинга запустить с нуля продукт сложно, можно слить бюджет.
- Прощупать спрос. Лендинг может выступать в качестве MVP. Собирайте статистику отказов, изучайте аудиторию, проводите опросы на сайте. Так сможете доработать товар и выстроить стратегию продвижения.
- Рассказывать о новых проектах. На сайт можно добавлять информацию о коллаборациях, активностях и новых продуктах. Так, например, делает бренд Clear: на сайте он публикует исследования, полезные статьи, подборки новинок, но за покупкой товара отправляет пользователя на маркетплейсы.
Важно❗ Делать лендинг ради лендинга не стоит. Просто разместить информацию о компании в интернете — бесполезная трата сил. Скорее всего, с маркетплейсов на ваш сайт никто переходить не будет, и лучше вести покупателей в соцсети.
Когда начинаете развивать интернет-магазин, не спешите уходить с маркетплейса и вводить свою доставку. На первых порах конкурировать с логистикой и удобством того же Ozon будет сложно. Вряд ли вы сможете привезти заказ бесплатно за два дня в ПВЗ. Лучше привлекайте покупателей на свой сайт, а оттуда приглашайте на маркетплейсы, как это делает Clear.
Конструктор интернет-магазинов — для тех, у кого небольшой объем продаж
Это простой интернет-магазин, чем-то похожий на лендинг, но c возможностью оформить и оплатить заказ. У сервиса есть стандартные блоки для каталога, корзины и личного кабинета — останется только заполнить их своим текстом и картинками.
Кому подойдет. Если у вас магазин, например, ручных изделий или премиум-товаров, с небольшим объемом продаж и командой. В конструкторе получится бюджетно создать онлайн-витрину с каталогом, корзиной и оформлением.
Какую платформу выбрать. Есть специальные конструкторы интернет-магазинов вроде InSales, Craftum, Bazium, Vigbo. Там есть готовые адаптивные шаблоны — можно собрать сайт без программистов и дизайнеров за один день.
Зачем использовать:
- Нужен быстрый запуск и минимум инвестиций. Вы сможете собрать MVP и протестировать спрос. Так поймете, нужна ли вообще своя розница или проще работать через маркетплейсы.
- Тестировать гипотезы — например, в продвижении. Можно учиться взаимодействовать с аудиторией, привлекать трафик и конвертировать его в лиды.
- Наладить первые продажи в рознице. А потом заложить процессы в основу интернет-магазина.
- Работать по своим правилам, если условия маркетплейсов не устраивают. Например, не хочется платить высокую комиссию и штрафы.
Будьте готовы, что с ростом бизнеса вы быстро упретесь в потолок: на сайт будет сложно интегрировать склад или CRM-систему. Придется вести учет на бумаге или в электронных таблицах либо нанять разработчиков. К тому же, если вдруг платформа перестанет работать, вы потеряете доступ к магазину.
Магазин на 1С-Битрикс — для крупных компаний, которым нужен быстрый результат
1С-Битрикс — это сервис с готовыми решениями для бизнеса. В рамках Битрикс можно запустить магазин «в коробке» и постепенно его дорабатывать. Получится дороже, чем с сайтом-конструктором, но всё еще бюджетно и относительно быстро: примерно за три месяца магазин будет готов.
Кому подойдет. 1С-Битрикс выбирают компании, у которых уже есть инфраструктура в виде департаментов: склад, отдел маркетинга, логистика и коммерция, — а оборот превышает 100 миллионов рублей. На весь переход — не только разработку, но и перенос всех процессов — уйдет порядка 10 миллионов.
Наш пример — магазин «Фростор Групп» сделан на Битрикс. Изначально проект был направлен на b2b продажи, но потом компания решила ориентироваться на розницу.
Зачем использовать:
- Сделать MVP. В 1С-Битрикс есть модули, из которых можно собрать простой сайт для тестирования гипотез. Если нужно, к нему можно сразу подключить интеграции вроде оплаты через Альфа-Банк или облачные кассы.
- Развить MVP до интернет-магазина. Сайт на Битрикс можно доработать, добавить более сложные решения. То есть вы можете начать как магазин с каталогом и корзиной, а потом развиваться до «гипермаркета» с собственным блогом, системой лояльности, логистикой и разными каналами продвижения.
- Запустить полноценный интернет-магазин. Вы можете привлечь команду разработки и развивать розницу. Есть возможность настроить связь между департаментами и автоматизировать весь процесс оформления заказа. После оплаты система сама создаст заказ в CRM, обработает платежи, назначит задание на сборку товара на складе и отправит уведомления клиенту о статусе доставки.
Для сайта на 1С-Битрикс всегда нужны разработчики. Мы часто работаем с магазинами на этой платформе и заметили, что предпринимателям непросто самостоятельно разобраться в сервисе. Даже для создания магазина по шаблонам привлекают специалистов, чтобы добавить в конструктор фирменные цвета бренда. И постепенно с развитием интернет-магазина задач становится всё больше. Поэтому будьте готовы, что придется нанимать в штат разработчика или привлекать специалиста на аутстаф.
Магазин на коде — для крупного бизнеса, который не умещается в готовые решения
Магазин на коде — это запуск с нуля, когда весь фронтенд и бэкенд пишут разработчики по запросам бизнеса. Это сложная и дорогая разработка. Быстро собрать магазин «в коробке» не получится, нужно заложить минимум полгода.
Кому подойдет. Крупному бизнесу, который сложно укладывать в модули и готовые коробки. Это могут быть дистрибьюторы, которые уже делают миллиарды на опте и теперь хотят развивать свою розницу. Или корпорации, которые готовят к релизу новый проект. Например, если «Детский мир» захочет запустить магазин со спортивным инвентарем, он сделает его на своем коде, потому что все ресурсы для этого уже есть.
Зачем использовать:
- Писать код практически под любые задачи бизнеса. Например, для Спортфермы мы запустили систему по продаже комплектов спортивного питания. Объединять товары в одну упаковку заранее не получится — у них разные сроки годности. Поэтому мы сделали так, чтобы система сама считала остатки, ставила комплекты в наличие, а на складе их уже собирают по мере поступления заказов. Готовых решений для такого запроса найти не получится.
- Обезопасить свой бизнес. С собственным кодом у компании будет полный контроль над всеми аспектами безопасности. При желании она может ввести дополнительные меры защиты: шифрование данных, аутентификацию, защиту от DDoS-атак.
- Автоматизировать процессы. И не только при оформлении заказа на сайте. Можно настроить автоматическую выгрузку документов для корпоративных клиентов. Они смогут скачивать счет на оплату в личном кабинете и потом загружать подписанный акт приемки, который автоматически подгрузится в бухучет.
Если хотите запускать магазин на коде, без постоянной поддержки разработчиков не обойтись. Нужно сразу искать человека в штат или на аутстаф, чтобы он всегда был на связи и мог оперативно решать проблемы.
Коротко о главном
До перехода на розницу у предпринимателя должна быть четкая стратегия и ответ на вопрос, зачем нужен свой магазин. Если просто не хочется платить комиссию маркетплейсам, магазин тогда не нужен. Скорее всего, покупатели не придут к вам просто так: им удобнее покупать через привычные сервисы. Если вы масштабируете бизнес и готовы к инвестициям, то добро пожаловать в свою розницу.
Когда будете выбирать вариант для запуска интернет-магазина, можете подглядывать в нашу таблицу.
Переходите в наш телеграм-канал — там мы на реальных кейсах рассказываем, как разрабатываем интернет-магазины своим клиентам.
Ну как обзор очень слабо и больше про саморекламу. Вопросов много. По Битрикс для крупных игроков полностью согласен. Для очень крупных как временное решение, пока пилится свой Ларавел - тоже. Конструкторы - это такая себе история. Для чего? Есть кворки, есть Wordpress в связке с Themeforest. Сделать посадку на своём сайте можно спокойно за 5-10 тысяч. Своём сайте, который можно дальше развивать. И у которого все инструменты для первичной настройки под капотом и бесплатные. )
Аналогично про ИМ, которым не требуется интеграция с 1С в реальном времени (да и про них тоже). ИМ на хорошему шаблоне можно сделать за 50-100 тысяч. И на выходе в сравнение с тем же Битриксом особой разницы не будет (где-то лучше, где-то хуже). Понятно, что без реферальных отчислений студии, но всё же.
Конечно, вопрос без правильного ответа. Материал больше познакомить с вариантами, куда можно смотреть. Часть саморекламы есть, не без этого)
Мы придерживаемся позиции - инструмент зависит от задачи.
Сейчас во времена маркетплейсов, когда они выкупили весь трафик, кажется логично расти там, но я имею в виду растить Бренд, а не просто товары купил дешевле там, продал дороже тут и прыгать с темки на темку)
Когда начинаете развивать интернет-магазин, не спешите уходить с маркетплейса и вводить свою доставку.- можно вообще не уходить)не слезать с этой иглы, зачем ?)
Полностью уходить не нужно.
Маркетплейсы можно использовать как логистического партнёра.
Один из каналов продаж.
На маркетплейсе можно быстро проверить спрос на новый продукт т.к. весь трафик там и рекламные инструменты, например Озона это позволяют сделать быстро.
Дело не в коде и не в затратах и цене даже. Дело в логистике и в авторитете самой площадки. Я со страхом вспоминаю время, когда пункты выдачи "одиночных" интернет магазинов были на окраинах в каких-то подвалах, которые приходилось искать по навигатору и работали с 10 до 18 только в будни. Готов переплатить, чтобы мне в ПВЗ заказ подвезли и он меня там ждал. Определенные товары без отзывов и дорогостоящие вещи типа смартфонов я бы в маленьком магазине вообще не купил и если они будут существенно дешевле это в желании их там не покупать только укрепит.
Полностью с вами согласен! Кроме самой витрины нужно строить:
- экспертизу и профессионализм продавцов;
- развитие бренд-e-commerce, силы бренда;
- логистику (благо сейчас много решений от партнёров)
С этим мы сталкиваемся в работе на проектах.
Как думаете, можно вместо лендинга просто вести на тг-канал, а там предлагать купить на озоне или вб?