Кейс продуктовой команды «Везёт»: как мы сделали дистанционный фотоосмотр в такси

Дмитрий Поташников
Дмитрий Поташников

Привет! Меня зовут Дмитрий Поташников, я продакт-менеджер в ГК “Везёт” (сервис заказа такси). Ранее мои коллеги уже писали про MVP и о том, как устроен наш продуктовый процесс. В этой статье я расскажу, как это работает на практике, на примере создания сервиса дистанционного фотоосмотра в водительском приложении.

Что такое фотоосмотр и зачем мы решили его делать?

Вызывая такси, мы все рассчитываем, что к нам приедет самый лучший автомобиль. Ну ладно, пусть не лучший, но точно целый и чистый. Для этого сервис заказа такси регулярно контролирует состояние автомобилей, которые выходят на линию.

В каждом городе присутствия у сервиса “Везёт” есть офисы, куда регулярно приезжают водители для показа автомобиля. Команда водительского приложения решила пересмотреть этот процесс и реализовала дистанционный фотоосмотр, в котором водитель отправляет фото автомобиля через мобильное приложение, а менеджер на основе фото проверяет:

  • соответствует ли автомобиль тому, который указан в системе;

  • есть ли на автомобиле обязательные для такси обозначения (например, шашки на крыше и на крыльях), а также фирменная оклейка сервиса;

  • соответствует ли автомобиль требованиям сервиса (отсутствие повреждений и наклеек сервисов-конкурентов).

В некоторых городах присутствия “Везёт” мы уже более 10 лет реализуем дистанционный фотоосмотр. Обработкой этих запросов занимаются операторы контактных центров. Система выстроена удобно, но в силу технических особенностей платформы мы не можем её дорабатывать и масштабировать. Кроме того, операторы работают по скриптам и не так погружены в стандарты, как менеджеры водительских офисов. Поэтому в этой статье речь идет о разработке более технологичного подхода к созданию функциональности фотоосмотра на собственном ПО.

Фотоосмотр стал важнейшим шагом в реализации стратегии цифровой трансформации процессов и улучшил работу операционных подразделений компании.

Исходные условия и требования

  • 100+ городов по всей РФ: сервис должен корректно работать для 100% водителей в любом городе.

  • Должна быть возможность постепенного внедрения фотоосмотра среди водителей, чтобы не допустить недостатка водителей на линии.

  • 2 отдельные платформы ПО (мы рассказывали о нашем наследии в статье Redmadrobot): единый сервис должен работать с обеими платформами.

Прежде чем приступить к реализации, мы рассмотрели фотоосмотр с точки зрения метрик и их влияния на бизнес компании:

  • количество офисов и задействованных в них сотрудников: операционные затраты могут быть снижены за счет применения технологий;

  • время, которое водители тратят на проведение регулярного осмотра в офисе с учетом дороги: чем больше времени водитель проводит на линии, тем больше заказов он выполняет;
  • повторные заказы пассажиров: качество и состояние автопарка напрямую влияет на клиентский опыт и безопасность поездок.

Первый шаг: этап исследования (Discovery)

Мы провели тестирование в 2-х городах, чтобы убедиться, что процесс фотоосмотра приживется в “Везёт” и принесет пользу. Тест совпал с началом изоляции: за 1 день был сделан бот в “Телеграм”, с помощью которого водители отправляли фото автомобиля, а менеджеры смотрели их через платформу “Юздеск”. Согласно плановому базовому качеству время ожидания ответа не должно было превышать 1 час, на практике обращения обрабатывались в среднем за 10 минут.

Чат-бот для фотоосмотра в "Телеграм" Дмитрий Поташников
Чат-бот для фотоосмотра в "Телеграм" Дмитрий Поташников

Мы рассказали водителям о телеграм-боте с помощью PUSH-уведомлений, и в течение недели 80% перевозчиков, получивших сообщения, успели воспользоваться им.

Проанализировав результаты, мы перешли ко второму этапу.

Проектирование (Define)

Проектирование началось с разбора текущего процесса. Я обратился к менеджерам наших офисов в нескольких городах и сформировал историю “AS IS”, где была описана последовательность действий водителя и менеджера.

На основе текущего процесса, пожеланий и просмотра аналогов была сформулирована первая версия продукта и ее поэтапное улучшение. Каждый этап последовательно улучшал предыдущую версию продукта и повышал базовое качество.

Для записи истории, разбитой на этапы, я использовал Google Sheets:

  • столбцы – это итерации проекта;

  • верхняя часть строк – описание выборки, объем доработок, цель и базовое качество;

  • нижняя часть строк – описание последовательных шагов процесса (цветом выделено изменение по сравнению с предыдущей итерацией).
Итерации проекта Дмитрий Поташников
Итерации проекта Дмитрий Поташников

Для передачи требований команде разработки было сформировано итоговое описание, охватившее несколько итераций (для этого используем Confluence) и подготовлены макеты интерфейсов. Это дает возможность сразу проектировать систему с заделом на будущее.

<p>Интерфейс менеджера для проверки фотоосмотра (данные для примера)</p> Дмитрий Поташников

Интерфейс менеджера для проверки фотоосмотра (данные для примера)

Дмитрий Поташников

Разработка (Develop)

Состав команды:

  • 1 backend-разработчик

  • 1 Android-разработчик
  • 1 frontend-разработчик
  • 2 тестировщика
  • 1 дизайнер
  • 1 продакт-менеджер

Для разработки первой версии были приняты следующие ограничения:

  • 3 города на одной платформе ПО;
  • только Android;
  • единые настройки для всех городов.

Разработка в себя включала:

  • серверную часть – логика и базы данных;
  • сборка водительского приложения Android – новые экраны и взаимодействие с сервером;
  • изменения в “админке” – новый раздел “Фотоосмотр”.

Реализация первой версии заняла 2 спринта (1 месяц). Далее начался этап Delivery, а команда инженеров занялась подготовкой к подключению фотоосмотра ко второй платформе ПО.

Тестовый запуск регулярного фотоосмотра (Delivery)

Успешность прохождения фотоосмотра влияет на возможность выхода водителя на линию, следовательно, любая техническая ошибка приведет к снижению доступных автомобилей для пассажиров. Для минимизации этого риска регулярный фотоосмотр запускался постепенно в течение недели, в 3-х городах. Отдел обучения подготовил видео-инструкцию для водителей, а для менеджеров провели инструктаж.

Для контроля метрик функциональности мы использовали:

  • Amplitude

Дашборд прохождения фотоосмотра Дмитрий Поташников
Дашборд прохождения фотоосмотра Дмитрий Поташников
  • Отчет по базовому качеству на основе выгрузки из БД

Отчет по базовому качеству Дмитрий Поташников
Отчет по базовому качеству Дмитрий Поташников

Результаты запуска первой версии фотоосмотра

  • фактическое базовое качество: 80% фотоосмотров проводилось в течение 1 часа, вместо запланированных 2-х;

  • более 80% водителей сделали корректные ракурсы фото;

  • была выявлена и в последствии устранена проблема в сжатии фото, которая ухудшала качество полученных изображений, в результате чего менеджеры не могли принять решение и водителям необходимо было пройти фотоосмотр еще раз;
  • были выявлены 15 моделей смартфонов, на которых водители не могли пройти фотоосмотр – это составило около 12% от всего парка устройств (перед масштабированием эта проблема была устранена);
  • получили от менеджеров обратную связь по интерфейсу рассмотрения фотоосмотров и сформировали перечень планируемых доработок.

Вторая версия продукта

Состав версии:

  • подключение второй платформы ПО для запуска на следующих 4-х городах;
  • гибкие настройки проведения фотоосмотра для каждого города, поскольку требования к автомобилям могут отличаться в зависимости от ситуации в регионе;
  • возможность добавления новых ракурсов, чтобы настраивать фотоосмотр для контроля салона и состояния отдельных частей автомобиля;
  • уведомление менеджеров через бота в “Телеграм” о появлении новых фотоосмотров для снижения времени рассмотрения;
  • единый интерфейс проведения фотоосмотра, работающий с обеими платформами для экономии ресурсов разработки и тех.поддержки.

Запустив вторую версию, мы убедились, что единый процесс может работать с обеими платформами ПО, а благодаря уведомлениям, базовое качество продукта возросло 90% осмотров стали проводиться в течение 15 минут.

Развитие фотоосмотра заключается в его масштабировании и оптимизации. Для этого мы готовим:

  • привлечение аутсорса (внешних исполнителей) для проведения фотоосмотров при масштабировании на случай, когда своих операционных ресурсов не хватает;распознавание гос.номера – оптимизация времени проведения фотоосмотра;

  • распознавание гос.номера – оптимизация времени проведения фотоосмотра;
  • контроль загрузки дубликатов – борьба с фродом.

Фотоосмотр станет неотъемлемой частью процесса дистанционной регистрации водителей без визитов в офис, что позволит быстрее привлекать новых перевозчиков и еще больше снизит нагрузку на офис.

Также на базе фотоосмотра мы планируем провести эксперимент по влиянию состояния автопарка на retention пассажиров.

Выводы (промежуточные)

  • Проведение фотоосмотра для менеджера требует в 10 раз меньше времени, чем при очном осмотре в офисе. Таким образом, при тех же ресурсах компания контролирует состояние автопарка гораздо эффективнее.
  • Более 90% водителей отметили, что прохождение фотоосмотра гораздо удобнее и требует меньше времени, чем визит в офис.
Результаты опроса водителей Дмитрий Поташников
Результаты опроса водителей Дмитрий Поташников
  • Методологии запуска новых продуктов не просто теория – она работает, позволяя создавать “космолет” частями в короткие сроки.

  • Самоизоляция послужила катализатором активных действий, а благодаря устоявшемуся продуктовому процессу, MVP фотоосмотра был реализован всего за 2 месяца.

3232
18 комментариев

Нужен еще фотоотчет салона делать, чтобы там без ковров всяких...

2
Ответить

Он уже есть. Для прохождения фотоосмотра водители делают и отправляют фото заднего сидения.

2
Ответить

Вроде во всех такси уже такое есть. Яндекс Такси кажется уже года 3 просит фотоотчеты. У вас 3 года отставание ребята, надо что-то предпринимать.

 1 backend-разработчик ... грустно)

Ответить

Уже более 10-ти лет в в офисах "Везёт" проводится очный осмотр автомобилей, сейчас мы оцифровываем этот процесс.

У нас нет повода для грусти, в статье указан состав только части команды, которая работала именно на этом проекте. Это далеко не все ресурсы компании.

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Фотоосмотр как может определить что автомобиль действительно данного водителя , возможно ведь смена гос номеров либо других махинации , как быть в таком случае , если только верить по фотоосмотру

1
Ответить

Как правило, обман происходит с целью получения приоритета за брендирование, которого на самом деле нет. Выявлять такие случаи можно как с помощью фотоосмотра (требование определенных ракурсов, внеплановый осмотр и т.д.), так и с помощью других инструментов ("тайный покупатель", например).
Борьба с фродом - это целое направление нашей деятельности, мои коллеги недавно рассказали как это происходит в отношении поездок https://habr.com/ru/post/512752/

1
Ответить