B2B-маркетплейсы из России: почему безопасные закупки на них выгоднее серых схем импорта из Китая?
Мы любим маркетплейсы за то, что там можно купить любой товар без заморочек с доставкой и оплатой. Вот бы сделали похожие площадки для бизнеса, чтобы можно было в пару кликов купить тонну строительного песка или партию станков! Стоп. B2B-маркетплейсы в России уже работают — объясняем, как они устроены, что там продается и сколько зарабатывают поставщики.
На связи Виктория Шаманская, ответственная за контент в Satom — маркетплейсе для бизнеса. Мы совсем недавно решили занишеваться и сменить универсальную площадку на работу в B2B-секторе, а наши клиенты уже совершили сделки на сумму более 1,2 трлн рублей. Рассказываю, почему такие сервисы набирают популярность и в чем они удобнее, чем ставшие привычными закупки из Китая.
Что можно купить на B2B-маркетплейсе
Здесь принцип такой же, как и на обычном маркетплейсе: продается всё. Можно купить любые товары, которые нужны бизнесу: сырье и оборудование для производства, а также готовую продукцию оптом для перепродажи.
На Satom более 6000 категорий товаров, а при необходимости могут появиться и новые. Особой популярностью пользуются:
- Строительные материалы: за полгода — более 3700 заказов почти на 600 млн рублей.
- Промышленное оборудование — 7320 заказов на 440 млн рублей.
- Спецтехника и оборудование — 1250 заказов почти на 12 млрд рублей.
Сейчас в бизнесе мы наблюдаем тренд на местное производство: российские компании стремятся выпускать свои товары, а не перепродавать чужие. Именно поэтому растет спрос на производственное оборудование, особенно в легкой промышленности. Например, на Satom активно покупают швейное оборудование: мировые марки одежды ушли с рынка, и эту нишу стараются занять локальные бренды.
Хорошо покупателям: без долгого ожидания и заморочек с оплатой
После закрытия привычных рынков все начали покупать сырье, оборудование и другие товары в Китае — там дешевле. Но у российских B2B-площадок есть серьезные плюсы.
Получить товар можно за пару недель, а не месяцев. В бизнесе скорость играет большую роль: например, предприниматель купил станок для лазерной резки, и ему важно как можно раньше начать использовать оборудование, чтобы быстрее окупить вложенные деньги и выйти на чистую прибыль. Чем дольше он ждет доставку, тем больше выручки упускает.
Вернуть некачественный товар и получить за него компенсацию проще. Ответственность российского продавца регулируется Гражданским кодексом. Если что-то пойдет не так, можно подать иск в арбитражный суд по адресу ответчика в России, но многие споры разрешаются в досудебном порядке.
С продавца из Китая сложно взыскать ущерб, если поставка пришла с браком. Чтобы можно было доказать плохое качество, при вскрытии контейнера должен присутствовать эксперт Торгово-промышленной палаты, его услуги стоят от 50 000 рублей. Судиться с китайцами можно годами, и даже если вы выиграете, добиться исполнения решения будет затруднительно.
Российскому продавцу перевести деньги можно с рублевого счета в пару кликов, а деньги придут сразу или на следующий рабочий день. А вот для работы с китайским продавцом понадобится открыть расчетный счет в юанях. Валютные переводы обычно платные. У банков комиссия составляет 2–5% за платеж, который будет идти 20–25 дней. Если действовать через платежных агентов, то перевод займет около недели, но комиссия составит до 7%, а еще есть риск мошенничества.
Сделки на B2B-маркетплейсах оформляются по договору напрямую с поставщиком. Это намного прозрачнее как для бухгалтерии, так и для налоговой, а еще можно вычесть оплату товара по НДС, и нет никакой оплаты за растаможку. Тогда как закупки в Китае — это часто серая схема через посредников, чтобы не платить пошлину как полагается.
Продавцам еще лучше: меньше головной боли, больше клиентов
B2B-компании часто не понимают, зачем им выходить на маркетплейс, если с продажами всё и так неплохо, особенно когда есть собственный сайт, с которого продаются товары.
На самом деле чем больше каналов продаж, тем выше шанс получить клиентов. Даже если у компании уже есть свой каталог или интернет-магазин, маркетплейс — это еще одна площадка с собственной большой базой покупателей. Там не нужно искать, кому продать свою продукцию, клиенты приходят сами: так, на Satom активно работают более 700 компаний, а посетителей — более 1,5 млн в месяц.
Идет активный тренд на импортозамещение, поэтому B2B-продавцам самое время осваивать новые площадки для продаж. Если раньше покупатели заказывали товары из других стран, сейчас они всё больше работают с российскими поставщиками и активно ищут новых партнеров.
Если сайта нет, маркетплейс можно использовать как основной канал привлечения покупателей. В этом случае вы не тратите время на разработку, продвижение и техническое обслуживание интернет-магазина, а приходите на всё готовое. Не нужно нанимать команду из программистов, дизайнеров, верстальщиков и маркетологов. Просто загружаете информацию о товарах — и площадка сразу начинает их продавать.
Еще лучше, когда на базе маркетплейса можно создать отдельный сайт через конструктор — на Satom эта функция есть. Так вы получаете больше каналов продаж.
Результаты выхода на маркетплейс в цифрах
Наш опыт показывает, что B2B-маркетплейсы хорошо работают как дополнительный канал продаж. За полгода на Satom заключили 35 000+ сделок более чем на 1,2 трлн рублей — и это мы только запустили оптовое направление.
Среди продавцов-лидеров в этом году: поставщик сельскохозяйственных товаров напродавал на 11,5 млн рублей, поставщик автозапчастей — на 32 млн рублей, производитель аттракционов и развлекательного оборудования — на 69 млн рублей. С каждым месяцем их продажи растут в среднем на 20–30%.
А вы как думаете, есть ли будущее у B2B-маркетплейсов?