Презентация ключа на банке, игра Pepsi Invaders и Санта-Клаус: заметные рекламные кампании Coca-Cola в 20 веке
Одно время производитель рекламировал даже кольцо на банке — до конца 1960-х покупатели пользовались открывашками.
Немного истории
Жизнь Coca-Cola началась 8 мая 1886 года. Тогда 55-летний фармацевт и ветеран Гражданской войны в США Джон Стит Пембертон сварил на заднем дворе своего дома в Атланте бодрящий сироп от головной боли.
Напиток начала продавать местная аптека Jacob’s Pharmacy в центре города, по 5 центов за стакан. Сначала колу покупали по девять человек в день, и Пембертон считал эти показатели неплохими.
Логотип, который компания использует до сих пор с небольшими изменениями, нарисовал Фрэнк Робинсон, бухгалтер Пембертона, владевший каллиграфией. Он же придумал первый рекламный слоган напитка — «Пейте Coca-Cola».
«Великий безалкогольный напиток», 1906
Сухой закон вступит в силу только через 14 лет, но компания уже использует слоган с актуальным на то время смыслом: «Coca-Cola — это хорошая альтернатива алкогольным напиткам». Он закрепится до 1917 года, после его сменит «3 миллиона в день». Так компания хвалится, сколько бутылок продаёт по всему миру за сутки.
В 1909 году Департамент агрокультур и химии министерства сельского хозяйства США начал долгий судебный процесс «США против 40 бочек и 20 кег Coca-Cola».
Компанию обвиняли в том, что в рецепте слишком много кофеина. В ответ Coca-Cola заказала независимое исследование, публично подписав договор: результаты должны быть опубликованы в любом случае.
Итог судебного процесса и исследований был следующим — в небольших дозах кофеин не вреден. После завершения процесса в 1912 году Coca-Cola снизила содержание кофеина в своих напитках вполовину и оплатила все судебные издержки.
«Пауза, которая освежает», 1929
В год начала Великой депрессии фирменной фразой напитка стала «Пауза, которая освежает» (“The Pause That Refreshes”). Слоганы со словом «освежение» в разных вариантах компания использовала до 1947 года.
- В 1932 году — «Напиток, который делает паузу освежающей» (“The Drink That Makes the Pause Refreshing”)
- В 1937-м — «Сделай паузу… Освежись» (“Stop For a Pause... Go Refreshed”)
- В 1938-м — «Любое время подходит, чтобы сделать паузу и освежиться» (“Anytime Is the Right Time To Pause and Refresh”)
- В 1947-м — «Расслабьтесь с паузой, которая освежает» (“Relax With the Pause That Refreshes»)
Оригинальный слоган придумал копирайтер Артур Ли, работавший в агентстве D’Arcy. Президент компании Роберт Вудрафф хотел, чтобы Coca-Cola отличалась от других напитков.
Сильных конкурентов у неё в то время было много: Pepsi Cola, Dr Pepper, Chero Cola (в 1934 году поменяет название на RC Cola) и Hires Root Beer (корневое пиво).
Обвал фондового рынка США произошел всего через пару месяцев после старта этой рекламной кампании, однако продажи росли: в 1930-е Coca-Cola отчитывалась о рекордных продажах каждый год, исключением стал только 1932 год, когда финансовые показатели упали на 30%. В 1934 году компания получила прибыль в $14 млн, к 1940 году она удвоилась и составила около $29 млн.
adbranch.com
В том же году на рынок США вышел напиток Bib-Label Lithiated Lemon-Lime Soda (будущий 7 Up). Он попал на полки за две недели до биржевого кризиса, но стал популярным.
Изначально в его составе был цитрат лития — вещество, которое использовали как стабилизатор настроения при лечении психических заболеваний. Из состава напитка его вывели только в 1950 году, когда компонент запретили использовать в пищевой промышленности США.
Образ современного Санта-Клауса, 1931
Слоган был «Снимаю шляпу перед освежающей паузой» (“My hat’s off to the pause that refreshes»). За эту иллюстрацию художнику заплатили $1000 (цена автомобиля в то время была в районе $700). В качестве вдохновения художник использовал поэму Клемента Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», где святой изображался добрым толстяком.
В 1936 году Хэндблом нарисовал Санту говорящим “Me too”. Иллюстрация позиционировала напиток как нечто, что помогает на несколько минут расслабиться кому угодно, даже сказочному персонажу.
В следующие годы художник нарисовал еще множество иллюстраций с приключениями Санты.
«Отдавайте и принимайте»
amazon.comПрезентация ключа на банке, 1968
До этого Coca-Cola продавали в алюминиевых банках, на которых не было круглых колец для вскрытия, поэтому нужна была открывашка. В 1968 году на банках компании появилось кольцо. В том же году компания выпустила рекламный ролик, который объяснял, как правильно открывать такую банку.
Однако Coca-Cola не была первой. На пять лет раньше кольцом оснастил банки производитель пива Schlitz.
В ролике кольцо отличается от современной версии — оно полностью отсоединяется от крышки. Привычный механизм, когда кольцо остается плотно прижатым к банке (так называемый Sta-Tab) создадут только в 1975-м.
Coca-Cola всему миру, 1971
Множество молодых людей разных рас стоят на холме с бутылками Coca-Cola и поют песню, главная фраза которой — «Я бы хотел купить всему миру Coca-Cola» (“I’d like to buy the world a Coke”).
Компания получила более 100 тысяч писем с восторженной реакцией и со временем сняла несколько десятков продолжений: к примеру, рождественское или версию 2015 года.
Идея ролика пришла креативному директору рекламного агентства McCann Erickson Биллу Бэйкеру 18 января 1971 года. Самолет, на котором он летел из Нью-Йорка в Лондон вынужденно сел в ирландском Шанноне из-за сильного тумана.
Пассажиры должны были оставаться от аэропорта на случай, если туман рассеется, из-за этого они злились. На следующий день Бэйкер увидел многих из них в кафе аэропорта, они смеялись и что-то радостно рассказывали друг другу за бутылкой Coca-Cola.
Позже он напишет о своей идее:
В тот момент я увидел бутылку Coca-Cola в совершенно ином свете… Я начал воспринимать её как нечто большее, чем просто напиток, который освежает сотни миллионов людей в день почти в каждом уголке земного шара.
Я начал воспринимать слова «Давайте выпьем Coca-Cola» как нечто большее, чем просто приглашение сделать паузу. На самом деле это способ сказать «Давайте составим друг другу компанию на некоторое время». И я знал, что эти слова говорят по всему миру, и в тот самый момент, когда я сидел там, в Ирландии.
Тут же он написал на салфетке слоган кампании — ”I’d like to buy the world a Coke”.
Взломанная игра Space Invaders, 1983
В 1983 году компания раздала 125 копий модифицированной игры Space Invaders для Atari 2600 участникам съезда по продажам — в качестве сувенира.
1982–1983 годы были для Pepsi Cola и Coca-Cola временем напряженного противостояния — они вытеснили всех конкурентов с первых мест по продаже газировки в стране и активно выводили на рынок свои версии диетических и безкофеиновых напитков.
Изменения в самой игре были незначительными — вместо пришельцев нужно было расстреливать буквы P, E, P, S, I с помощью бутылки Coca-Cola. На нескольких фанатских сайтах утверждают, что получатели игры подарок не оценили — большинство копий игры тут же выбросили.
Сохранности игры не способствовала и упаковка — по словам очевидцев, она была тонкой и хрупкой. «Выжившие» экземпляры стоят дорого: в 2017 году копию игры на eBay продали за $2000.
Реклама с Максом Хэдрумом, 1986
В 1985 году году компания впервые за 99 лет изменила рецептуру оригинальной Coca-Cola, представив New Coke — более сладкий напиток.
Исследования тех лет показали, что Coca-Cola теряет молодую аудиторию, потому что она предпочитает более сладкую Pepsi. Продукт продвигал выдуманный персонаж Макс Хэдрум. Он вел разговорные шоу на британском и американском телевидении с 1985 по 1987 годы.
Создателями шоу он позиционировался, как полностью сгенерированный на компьютере. На самом же деле Хэдрума играл актер Мэтт Фрюэр.
В рекламных роликах Хэдрум называл себя Coke-ologist, постоянно сравнивал Pepsi с New Coke, а также повторял рекламный слоган “Ca-ca-catch the wave!” (Одним из фирменных приемов шоу Хэдрума был дерганый монтаж, в результате которого он как бы заикался.)
Верните кокаин в кока-колу!
Кстати, о его наличии в напитке в начале ХХ века до его повсеместного запрета в статье ни слова, журналистика на 10/10.
такая старая компания и до сих пор актуальна, вот это я понимаю, бизнес
me too уже не тот
К счастью, тренд пошёл на спад, недавно даже оправдали старину Спейси
Боже, как же я стар! Я помню эти банки с треугольными отверстиями и отрывающимися ключами. Я реально Super Star!
Я недавно пил такую колу 0,33 у нас в России - продается в некоторых магазинах, завезенная с Ирана.
Капании 🤣🤣🤣