Почему бизнесы не взлетают или что удерживает бизнес от масштабирования
Привет, я Сабирова Юлия, основатель и консультант агентства бизнес-консалтинга. 16 лет в компаниях прокачиваю лидерство, 4 года выстраиваю операционку в компаниях, консультирую бизнесы по управлению и развитию.
Ко мне обращаются компании, которые хотят развиваться, но видят, что процессы, команда, продукт или работа с клиентами не позволяют это сделать. За время работы я выделила 7 проблем, которые мешают сделать предпринимателю заметный скачок в бизнесе.
Отмечайте, что про вас и делитесь в комментариях своими причинами, которые мешают или мешали вам расти.
💼 Ловушка самозанятого
Начинающие предприниматели и эксперты начинают свои первые шаги с того, что все делают сами. Чтобы получить первых клиентов и нащупать рабочую бизнес-модель ты буквально становишься многоруким многоногом. Начинаешь развиваться в маркетинге, smm, продажах, контенте, нанимаешь первых людей на работу – и вот ты уже эйчар.
На первых порах в условиях ограниченных инвестиций – это необходимый этап. Однако могут пройти годы, а предприниматель так и совмещает в себе разные роли. Как результат – накопленная усталость собственника, отсутствие надежной команды профессионалов, которая может работать самостоятельно и постоянное тушение пожаров.
Чтобы не попасть в эту ловушку, стоит четко для себя понять – как я вижу свою роль в своем бизнесе через 5-10 лет. Вполне можно быть единственным сотрудником в своем бизнесе и с каждым годом расти в цене, а можно построить команду, выстроить систему и делегировать процессы.
🤔 Невыстроенные процессы и отсутствие структуры и систематизации
Когда предприниматель ушел от ловушки самозанятого, то его может поджидать следующая проблема. Появляются первые люди, инструкции, правила и что-то как-то начинает работать.
В начале создания компании все работает на энергии, идеях и энтузиазме основателя. Однако, добавляя новых людей и еще не выстроив систему управления в компании, может начаться большая текучка кадров. Сама по себе текучка – не выглядит как проблема. Ушел один специалист, возьму другого. Но постоянный найм – это дорого (поиск, адаптация, обучение, увольнение), долго и энергозатратно. При уходе сотрудников, чьи задачи и результаты работы не описаны происходит потеря данных – получается время и силы, которые ты инвестировал в сотрудника были зря. Оттуда появляется страх, что при уходе сотрудников (особенно ключевых) все нужно будет начинать сначала – так может формироваться зависимость от конкретных сотрудников.
Если не решать эту проблему, то масштабирование не скоро наступит. Чтобы снизить текучку и сильную уязвимость бизнеса от смены сотрудников, пора выстраивать системно процессы. А для этого стоит сесть и описать – какой сотрудник, на какой должности, какие задачи, в какие сроки и в соответствии с какими правилами решает.
🙅♀ Продукт не соответствует потребностям клиентов
Продукт, за который нам платит клиент – самая важная часть в компании. От того, насколько качественно, быстро и выгодно мы закрываем боль клиента своей услугой или продуктом зависит насколько долго клиент будет с нами, будет ли нас рекомендовать и возвращаться.
Есть ряд моментов, которые также отделяют бизнес от масштабирования:
- Нет четкого понимания продуктовой линейки (под разную аудиторию и запросы)
- Отсутствует понимание, кто из клиентов готов покупать, за какую сумму и почему
- Продукт не развивается годами и не адаптируется под новые реалии
- Есть жалобы на продукт или услугу, отвал клиентов, но никто никогда не общался с клиентом напрямую об их потребностях и желаниях и др.
Без хорошего продукта все маркетинговые бюджеты на масштабирование не принесут весомых результатов. Улучшайте продукт постоянно, добавляйте маркетинг и получайте рост в продажах.
💬 Проблемы с коммуникацией (в команде и с клиентами)
Кто-то хочет создать идеальную команду, кто-то не верит в ее существование и видит в сотрудниках только функцию. На мой взгляд, сильная команда – это большой ресурс, который может вывести компанию в лидеры. При этом команда, которая идет вместе в долгую работу – экономит деньги, время и создает удовлетворенность от работы.
С клиентами и сотрудниками бывают конфликты, у каждого из них есть свои цели и ожидания.
Безопасная открытая коммуникация решает проблему доверия, объединяет людей, превращает клиентов и сотрудников в союзники. Выстроенные отношения позволяют решать все новые вызовы и проблемы сообща, а не по-одиночке.
Максимально подробно тему про коммуникацию я раскрыла в книге UniQ форума “Жизнь без фильтров”.
По моему опыту все самые сложные и амбициозные задачи можно решить за счет коммуникацией с командой, клиентами, внешними консультантами, конкурентами и другими участниками рынка.
📈 Нет аналитики действий и опоры на цифры и деньги в бизнесе
Сюда я бы отнесла все: и базу клиентов, и финансовый учет, и аналитику проектов, сумму денег, которую приносят сотрудники Сюда я бы отнесла все: и базу клиентов, и финансовый учет, и аналитику проектов, сумму денег, которую приносят сотрудники.
Если вы не знаете, какой клиент вам приносит больше прибыли, сколько клиентов возвращаются, от каких решений в какой месяц была максимальная прибыль. Чтобы бизнесу вырасти в деньгах, медийности и выходить на новые рынки, нужно опираться на аналитику. Без цифр тоже можно, но эти интуитивные действия чаще разовые. Их невозможно повторить, а значит они не приближают к масштабированию.
🎯 Нет глобальной идеи, целей и видения своего развития
Главная цель компании и основа ее существования – зарабатывать прибыль.
Однако, идея просто заработать деньги не собирает вокруг себя сильных профессионалов и не проходит испытание временем. Сотрудники в компании меняют не только время на зарплату, но и хотят разделять большую цель и миссию компании, понимать, куда компания движется.
Например, миссия компании Яндекс – помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни. Все продукты компании подстраиваются под глобальный смысл существования компании.
Без понимания КУДА конкретно идет компания, сложно прийти в эту самую точку Б. Для начала нужно поставить цель, вовлечь всю команду в ее достижение, и потом прорабатывать решения для ее достижения.
🎭 Психологические страхи и синдромы (самозванца, отличника)
Мне нравится фраза, что команда – зеркало руководителя, а компания – отражение основателя.
Если честно посмотреть вглубь проблем компании и приглядеться, то можно найти много закономерностей, связанных с личностью основателя.
В компании Nestle один из основных принципов – lead by example, который означает, что хочешь изменить команду, изменись сам.
Я часто вижу как в компании ограничения основателя или руководителей мешают росту. “Такое не покупают”, “Это дорого”, “на рынке нет хороших специалистов”, “На новом рынке много конкурентов, там нет места” – все эти ограничения переходят по иерархии из одной головы в другую в бизнесе.
Каждый день собственники и руководители принимают тысячи решений – конечно, там есть страхи делегировать, что не получится, сложно, неизвестно и т.д. Важно понять, что решить это можно, а сняв это ограничение у себя, можно получить новый виток развития своего дела.
А как можно иначе?
Любое масштабирование и изменения начинаются с проработки мышления. Тут поможет хороший коуч или психолог. Когда есть энергия и желание, то команда профессионалов поможет исправить любые проблемы в управлении, продукте, маркетинге или команде. Ну а привлечь сильных компетентных специалистов можно только благодаря коммуникации. Так что развитие компании начинается с развития самого основателя и руководителей.
Несмотря на проблемы в компании, которые будут всегда и будут меняться в зависимости от роста компании, важно помнить, что у вас уже есть продукт, ваши горящие глаза и клиенты – а остальное точно можно решить. Лучше идти в масштабирование, опираясь на опыт других бизнесов и профессионалов – так быстрее и дешевле.
Шаг за шагом решайте проблемы, которые будут тормозить вас в масштабировании и становитесь номером 1 в вашей нише (если конечно, вы сами этого хотите)
Пишите в комментариях, с чем сталкивались вы в развитии бизнеса