Как использовать привычки при построении продуктов
Сегодня рубрика «разбор косметички» — будем смотреть мои приложения и «следить за руками» — как продукты используют механики по созданию привычек.
Привычки используются в self-improvement и не использовать их в product-improvement — это "рыночный грех" (если, конечно, наша основная метрика не Retention).
Итак, чтобы создать привычку у пользователя, нам понадобятся... скотч, наручники...
А если серьёзно, то нам понадобятся:
- Цель
- Среда
- Сообщество
- Петля (конечно же) обратной связи (а вы что подумали?)
Цель
Любой современный продукт проектируется по JTBD (это когда пользователь нанимает продукт на работу), а там уже заложена пользовательская цель. Осталось только эту цель обозначить в явном виде - прямо сказать: "пользователь, у тебя такая-то цель!" Но лучше всего — дать ему возможность создать её.
Второй аспект работы с целями - это трекание процесса продвижения к цели.
Есть типичные приложение, в которых трекание целей и есть главный функционал, но есть и неочевидные кейсы, например эксперты помогающих профессий: коучи, диетологи, менторы и т.д.
Можно поставить цель с клиентом на первых сессиях, а потом трекать их во всяких трекерах привычек.
Например, когда я занималась с психологом по КПТ (Когнитивно-Поведенческая Терапия) мы использовали обычный трекер состояний, в качестве моего дневника (в КПТ ведут дневники и потом анализируют и выявляют нефункциональные паттерны).
Да, приложение было стороннее, но аналитику по нему могла интерпретировать только мой психолог, поэтому я на нее сильно "подсела" на какое-то время.
Среда
Среда — это пространство, которое мы формируем, чтобы пользователю было удобно что-то делать в нашем продукте.
Тут важно спроектировать идеальный CJM (карта пути пользователя), учитываю нюансы:
1. Фокусировка на core-фиче
Одним из базовых законов построение привычки - это невозможность пройти мимо (как тот коврик для йоги, который нужно расстилать и запинаться об него по утрам).
Для этого нужно определиться с главным сценарием, его еще называют core-фича - пользователь хочет "прийти— увидеть— победить."
Вот, например, я захожу в приложение для дыхательных практик, а там и фразы великих йогов, и какие-то программы медитации, и разные типы дыхательных практик, и биоритмы...
Вы скажите: "Ага, сделай им одну кнопку, а что если у нас еще много сценариев есть, тебе вот таймер нужен, а может другому человеку захотелось бы почелледжить?"
Тогда можно на этапе онбординга узнать основной сценарий и кастомизировать приложение (см. выше приложение FatSecret).
Или можно вынести частотные сценарии в какие-нибудь закрепы или "горячие кнопки" по типу: есть мое и все остальное.
2. Возможность повторить
Так как мой сценарий постоянно воспроизводится, то я хочу иметь возможность сэкономить время и повторить его. Самый яркий представитель такого решения это все возможные истории действий в приложениях:
Если я каждый день я покупаю йогурты, то я не хочу проходить все шаги снова и снова, хочу выбрать прошлую покупку и ее повторить.
3. Возможность создать свой мир
Я могу слушать музыку где угодно, но слушаю в Яндекс Музыке, потому что там у меня есть мой любимый плейлист, который я создала, а алгоритм знает, что я люблю:
Людям нравится создавать свои миры: будь то Notion или Яндекс Музыка. Если ваш продукт даёт пользователю возможность создать свой мир, то вряд ли он из него уйдёт.
3. Возможность вернуться на тоже место, где прервал сценарий
С медиа контентом вроде все зрело: везде есть возможность зайти в просмотренное, вернуться на нужную страницу в эл. книге, но... например, то что прямо сейчас рвет мой сценарий по изучению статей на блоггерских порталах - это невозможность вернуться на тоже место, где я остановилась читать статью. А статьи бывают длинные.
Сообщество
Делать рутинные процессы скучно и одиноко, но если видишь, что ещё 5 человек дышат, читают, занимаются на фортепиано или учат испанский- все легче. В толпе двигаться проще:
Я например, уже год «подсевшая» на Content Hero, но не потому, что мне нравится писать каждый день (хотя, да нравится), а из-за классного сообщества. Каждый раз думаю: «Всё, хватит, уйду». Но потом вспоминаю, что там есть классные люди, которые меня вдохновляют и остаюсь.
Петля обратной связи
Состоит из элементов:
1. Призы
Кажется, что это глупость для взрослых людей. Но кто не испытывал радости, когда на кассе предлагают списать бонусы? Я могу купить помаду в любом бьюти-маркете, но если у меня есть бонусы в Золотом яблоке, я скорее пойду туда:
2. Ачивки
Когда в каршеринге вам пишут, что вы «дивно водите» — приятно, правда? Давайте признаем нашу потребность в "поглаживаниях".
Если приложение хвалит, значит оно тебя ценит, и ты начинаешь его ценить взаимно:
3. Аналитика
Когда пользователь видит свой прогресс, он получает дофамин и ощущает, что на правильном пути. Он хочет видеть зелёную полоску длиннее, хочет понимать, где и почему что-то пошло не так. Функционал аналитики даёт чувство контроля и спокойствия, а это тоже "подсаживает".
Хьюстон, у нас проблемы!
Самое удивительно и парадоксальное в продуктах, созданных на принципах построения привычек, это то, что если такой продукт вдруг начнет лажать, пользователь будет терпеть это (до определённого момента, конечно), потому что смена привычного продукта требует усилий, на которые мозг не хочет подписываться.
А вы подписывайтесь на мой канал в Телеграме (тем более после этой статьи вы все уже обо мне знаете, ну или почти все...