Нюансы налогообложения стартапов с иностранными инвесторами

Всем привет! По просьбе читателя прошлого материала решил написать статью на тему, в которой я, как мне кажется, отлично разбираюсь. Тема эта – налогообложение. На этот раз мне хотелось бы разложить по полочкам вопрос налогообложения стартапа на стадии зарождения и привлечения инвестиций. Если при слове «стартап» у вас сразу возникают ассоциации с США или, чего греха таить, Силиконовой долиной, то вынужден вас огорчить – про детали бухгалтерии и налогов в США в этой статье не будет. По данному вопросу лучше обратиться к моим иностранным коллегам или CPA.

Нюансы налогообложения стартапов с иностранными инвесторами

Я же расскажу вот о чем – о налогообложении стартапов и их транзакциях на ранней стадии, когда вся команда находится в РФ. Бизнес-процессы, переговоры с инвестором и раунды сбора инвестиций в данной статье не рассматриваются. Только налоги.

Как стартапу заплатить налоги и спать спокойно?

Итак, вы придумали идею, собрали команду, нашли инвестора и перед вами встал вопрос: как платить команде, что делать с зарплатой и налогами? Кто, кому и какие документы должен предоставить? И при чем тут КИК - Контролируемая иностранная компания?

С налоговой точки зрения эволюцию стартапа можно разделить на 2 этапа:

1. Основатели стартапа находятся в РФ и являются налоговыми резидентами РФ.

2. Команде требуется переезд в США (возможно и в другую страну, я рассматриваю самый распространенный вариант). Следовательно, будет утерян статус налогового резидента РФ.

С налоговой точки зрения ключевым фактором здесь, как вы поняли, является статус резидентства. Будем считать, что до переезда в США вся команда – налоговые резиденты РФ, а после – налоговые резиденты США.

Я хочу остановиться на этапе, когда команда еще находится в РФ. Так как после превращения ее в налогового резидента США вопрос с российскими налогами отпадает - нерезидент не имеет обязанности платить налоги в РФ от источника, расположенного за пределом РФ. Однако, считаю важным сообщить, что доходы у нерезидентов, полученные в РФ, будут облагаться по ставке 30%.

Стартап готов к работе, вас заметили, и иностранный инвестор готов перечислить вам деньги. Но тут неожиданность – инвестор сообщает, что готов перечислить деньги лишь на счёт американской компании. Как платить команде? И как, черт возьми, избежать проблем с налогами? Ниже пошаговый план действий для фаундера:

1. Открываете компанию в США – на эту компанию вы будете получать инвестиции.

2. Открываете банковский счёт компании. Именно компании (не физического лица!). Дальше напишу, почему.

3. Подписываете контракты между вашей иностранной компанией и каждым членом вашей команды.

4. Подписываете контракт между вашей компанией и инвестором.

5. Получаете первый транш от инвестора.

6. Переводите деньги со счета своей американской компании на российские банковские счета членов вашей команды.

7. Теперь члены команды как обычные ФЛ обязаны оплатить свои налоги. Все хорошо. Какие и сколько, напишу дальше.

В пункте 2 я указал, что нужно открыть счёт на американскую компанию, а не физлицо. Дело в том, что после открытия банковского счета физические лица обязаны подать в российскую налоговую Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а потом каждый год подавать отчет о движении денежных средств по иностранным счетам. Не верите российским банкам и готовы к рутинной отчётности - смело открывайте банковские счета за рубежом, хотите сэкономить нервы - используйте валютный счёт в российском банке.

Теперь кто и что должен Российской налоговой?

1. Вы, как владелец американской компании, обязаны вести отчетность о КИК.

2. Ваша команда, вернее каждое физическое лицо, которое получает деньги от иностранной компании (КИК), должно указывать это в своей декларации 3-НДФЛ.

Стартап = КИК?

КИК. Всего три буквы, но звучит непонятно и сложно? Да, есть такое дело. Если кратко, то вы должны:

1. Подать Уведомление об участии в КИК в течение 3 месяцев с момента открытия/закрытия компании.

2. Подать ежегодное Уведомление КИК в срок до 20 марта.

3. Если сохраняется обязанность по уплате НДФЛ, то в срок до 30 апреля - подаёте Декларацию 3-НДФЛ.

Подробно про КИК я писал тут. Кратко - ниже на примере:

Пример: Вы открыли дистанционно компанию в США. Вы единственный владелец или у Вас доля больше 10%. Для примера возьмем дату регистрации компании - 15.05.2020. Вы обязаны подать Уведомление об Участии в иностранной организации в срок до 15.08.2020. На день позже - и будет штраф в размере 50.000 рублей. В этом году вам больше ничего по КИК делать не надо. Дальше вам нужно на ежегодной основе отчитываться о КИК - сдавать Уведомление о КИК в срок до 20 марта, иначе - штраф в размере 100.000 рублей за каждый год. Если по данным отчетности КИК есть налогооблагаемая прибыль, то в срок до 30 апреля подается налоговая декларация 3-НДФЛ и в срок до 15 июля оплачивается сам налог.

3-НДФЛ и Стартап

Декларация 3-НДФЛ. По сравнению с КИК все в разы проще:

1. Заполняете и подаёте декларацию 3-НДФЛ в срок до 30 апреля;

2. Указанную сумму налога в декларации оплачиваете в срок до 15 июля.

Пример: Программист - член вашей команды, должен получить $1.000. Инвестор перевёл на Вашу американскую компанию $10.000 из которых вы переводите $1.000 на российский счёт программиста в РФ. Далее Программист в следующем году указывает, что он получил $1.000, но в рублях - по курсу ЦБ на день получения дохода. Пусть будет 75₽ за 1 доллар. В итоге Доход составил 75.000₽ и налог на доходы физических лиц составляет 13%, что составляет $130 или 9.750₽ (130*75). Вот и все:

1. Получили доход.

2. Сделали расчет.

3. Заполнили и подали декларацию.

4. Заплатили налог.

Как видите, ничего сложного нет. И даже я бы сказал, что тут прослеживается определенная выгода по сравнению с тем сценарием, когда вы аккумулируете деньги в России и делаете выплаты своей команде.

Вопросик можно?

Скорее всего у вас остались вопросы. Некоторые из них я предположил и сразу пишу ответ ниже:

КИК - это вроде бы сложно?

КИК это и правда не просто, но чуть выше я кратко описал ваши шаги. Нужны детали - смотрите мою статью про КИК. Остались вопросы - смело пишите :)

Говорят, что закон о КИК скоро поменяют?

Давайте дождемся официальных изменений и будем смотреть по факту.

Не хочу, чтоб налоговая знала.

Вы либо играете по правилам, либо нарушаете их. Я за игру по правилам - владелец КИК обязан отчитываться перед налоговой. Это закон.

Говорят, что бухгалтерия в США проще, чем в РФ?

А вот и нет. Везде сложно. Просто в США все стандартизировано, а у нас пока ещё «медведи по улицам ходят». Нужно время и все будет хорошо. Наверное :)

Будут ли проблемы с переводом денег из США в РФ?

Да, проблемы могут быть. Это зависит от конкретного банка. Рекомендую перед открытием счета выяснить и получить подтверждение - можно ли отправлять деньги в РФ. А ещё лучше уточните, что это будет ЗП или вознаграждение в адрес физических лиц. Если скажут - нет, значит ищите другой банк.

Можно ли не платить налоги в РФ?

Это преследуется законом и штрафами. Сначала вызовут в налоговую. Вы будете переживать. Потом заставят объясняться и ответ «я не знал» не прокатит. Потом придётся заплатить в разы больше + потраченные нервы.

Как налоговая узнает?

Банки сообщают о всех валютных операциях в финмониторинг, а те - уже в налоговую. Конечно, в конкретном случае налоговик или банкир могут что-то напутать или забыть. Однако, если вам сразу не прилетит «письмо счастья» из ФНС, то это ещё не значит, что оно не прилетит через год или 2.

Можно ли сделать все онлайн и не ходить в налоговую?

На момент написания этой статьи я видел в личном кабинете возможность подать декларацию 3-НДФЛ, Уведомление об участии в иностранной организации. Однако, Уведомления о КИК там нет. Получается, что не совсем можно все сделать через онлайн.

Как лучше отчитаться: на бумаге или онлайн?

Мои клиенты делятся 50/50. Одни говорят, что берегут природу и деревья, а другие считают, что на бумаге «надежнее». Будет печать стоять. Решайте, как комфортно вам :)

А если я открою компанию/филиал/представительство в РФ и найму команду официально в штат?

Все зависит от конкретной ситуации. Надо смотреть. Однако, считаю, что это будет более дорогой и сложный путь. Если решитесь на него, то с удовольствием обсужу вашу ситуацию.

Могут ли члены команды быть ИП на УСН 6%?

Не вижу проблем. Вы главное сравните, что будет более выгодным и какая получится нагрузка итого. ИП на 6% выглядит привлекательным до момента, пока не считаешь цифры, а так еще есть 1% на пенсионный фонд, есть обязательные фиксированные отчисления ~ 32 тысяч рублей в год + ИП должен иметь расчётный счёт, который тоже денег стоит. А ещё ведь нужен бухгалтер или самому придется разбираться в бухгалтерии и отчетности. Впрочем, если нужен бухгалтер - обращайтесь ;)

А можно графическую схему изобразить?

Я не художник, но если среди вас есть мастер, который готов нарисовать понятную иллюстрацию, то свяжитесь со мной.

The End

Актуальные формы документов можно найти в Интернете или запросить у меня в личке. Они имеют обыкновение меняться, поэтому не хочу вводить в заблуждение материалами, которые устарели.

И да, в очередной раз упомяну, что если у вас еще остались вопросы, то велком в комментарии. Если вам неудобно тут или нужна приватность – пишите или звоните +7(926)388-22-29 (WhatsApp & Telegram).

1313
21 комментарий

Довольно годно, сохранил. Спасибо, милчеловек

2
Ответить

Спасибо за оценку 👍

Ответить

Да и вообще, тут вон в другой ветке обсуждали про закрытие гаваней на Кипре и Нидерландах, схемы рисовали с учётом LP, если вы профессионал, могли бы и интересное что нибудь привести для бизнеса.

1
Ответить

Спасибо за Ваш комментарий. Сейчас очень интересное время – формируется новая реальность: Кипр, Нидерланды, Швейцария, Гонконг, ... Надо дождаться финальной версии всех международных договоренностей и законодательных документов. 

Ответить

Со всем уважением, но нюансов не увидел. Описаны общие и самые очевидные вещи.

1
Ответить

Спасибо за материал, сохранил в надежде что понадобиться использовать такую или подобную схему :)

1
Ответить

Спасибо

Ответить