Как создавались бренды российских поездов

Как создавались бренды российских поездов

В России на наиболее популярных маршрутах работают специализированные поезда. Им присвоены названия, ставшие хорошо известными брендами.

«Сапсан» (Москва — Санкт-Петербург — Москва)

Постоянная эксплуатация этого высокоскоростного поезда, сконструированного немецкой компанией «Siemens» на базе платформы Velaro, началась в декабре 2009 года. Максимальная скорость — 250-280 километров в час (к слову, поезда назвали сапсанами в честь дикой хищной птицы — она во время охоты движется со скоростью более 300 километров в час).

Особенностями состава (по сравнению с другими подобными европейскими поездами) считаются: более широкие вагоны и дополнительное утепление («Сапсаны» выдерживают понижение температуры воздуха до минус 50 градусов).

Известно, что «Сапсаны» ходят по ветке, которую специально реконструировали для них. Как указывали СМИ в 2019 году, на главном ходу магистрали использовались на первых порах преимущественно рельсы японской металлургической компании Nippon Steel. В 2016 году произошло капитальное обновление материально-технической базы с акцентом на национальные технологии: на перегоне Бурга — Малая Вишера положили рельсы, изготовленные на Новокузнецком металлургическом комбинате.

Надо отметить, что бренд «Сапсан» официально зарегистрирован в Роспатенте и принадлежит ОАО «РЖД».

До запуска «Сапсана» — никаких высокоскоростных поездов между Петербургом и Москвой не было?

На этом маршруте раньше ходил поезд ЭР200. Созданный в 1973 году на Рижском вагоностроительном заводе, он являлся единственным поездом, который был способен развивать скорость более 200 километров в час в регулярном пассажирском графике. Время движения между двумя столицами составляло первоначально 4 часа 50 минут. Потом трассу модернизировали. В 2006 году ЭР200 проезжал установленный маршрут за 4 часа и 30 минут.

«Невский экспресс»

Подобные поезда, соединяющие Ленинградский вокзал Москвы и Московский вокзал в Петербурге, начали курсировать в 2001 году. Максимальная скорость состава — 200 километров в час, маршрут он преодолевает за 4 часа и 10 минут.

Производством экспресса занимались компании: Новочеркасский электровозостроительный завод, Тверской вагоностроительный завод и локомотиво-строительное предприятие в Чехии Skoda Works.

После запуска «Сапсана» некоторое время в прессе появлялись сообщения о возможной отмене «Невского экспресса». Это соответствовало первоначальным планам руководства «РЖД».

Однако от идеи отмены поездов данного типа отказались: состав был восстановлен в расписании.

«Красная стрела»

Состав, унесший счастье главной героини песни Алексея Мажукова и Николая Зиновьева, связала Москву и Санкт-Петербург еще в июне 1931 года. Первые фирменные поезда ходили регулярно, а расстояние покрывали за 9 часов 45 минут.

Уровень сервиса тоже соответствовал самым высоким стандартам: пассажиры могли скоротать время за настольными играми (шашки, шахматы), в поездах работали буфеты с доставкой в купе. Кроме того, в одном из вагонов стояли телефоны. Во время остановки поезда на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера разрешалось звонить не только в Москву, но и даже в зарубежные государства (Великобритания, Франция).

В 30-40-е годы услугами «Красной стрелы» пользовались преимущественно чиновники. Именно поэтому (по легенде) было установлено и столь своеобразное время отправления состава — 23:55. Это позволяло госслужащим получить суточные за лишний день.

В 1941 году регулярное движение «Красной стрелы» приостановилось. Только в 1944 году составы вновь запустили, но так как война все еще шла, то к поезду прицепляли дополнительно отдельную платформу с зенитными пулеметами.

После Победы составы и линию «Красной стрелы» постепенно модернизировали, что существенно увеличило скорость поезда.

В 1962 году «Красная стрела» поменяла и внешний облик: из синего (этот цвет использовался еще в царской России для обозначения вагонов первого класса) ее преобразовали в благородный вишневый.

В 1976 году в поездах подобного типа стали использовать вагоны марки Аммендорф. Они были построены в ГДР и отвечали самым высоким стандартам.

В том же году ввели официально второй рейс «Красной стрелы». Он отправлялся в 23:59. Потом — вторую «Стрелу» назвали «Экспрессом»...

В 80-е опыт «Красной стрелы» стал использоваться по всей стране: в СССР запустили фирменные поезда «Нева», «Полярный», «Юность», «Арктика».

В 1998 году Тверской вагоностроительный завод создал вагон нового поколения поезда «Красная стрела» под номером 61-4170. Он может использоваться на скорости до 200 километров в час.

Бренд «Красная стрела» зарегистрирован в Роспатенте в конце 2000-х.

«Ласточка»

Как указывают в РЖД, поезда «Ласточка» (как и «Сапсан») также были разработаны немецкой компанией Siemens AG. Составы — 5 вагонов, общая длина поезда — 130 метров (на некоторых маршрутах он немного длиннее, так как используются составы в 10 вагонов). Максимальная скорость — 160 километров в час.

Впервые «Ласточки» были опробованы в январе 2013 года на маршрутах Санкт-Петербург — Бологое и Санкт-Петербург Великий Новгород. Позже поезда использовались во время Универсиады в Казани и Зимней Олимпиады в Сочи, перевозя пассажиров, прибывших на спортивные соревнования.

Отметим, что «Ласточки» собирались на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области в партнерстве с Siemens. После ухода зарубежного партнера – холдинг «Синара», которому принадлежит завод, объявил о создании собственных электричек — ЭС104. Их главной особенностью считается собственная тяговая установка, а также разработанные скоростной тяговый редуктор, асинхронные двигатели и автопилот (локализация деталей — больше 90%).

В перспективе — российская «Ласточка-2» станет основой для целого семейства электропоездов. Например, ЭС105 планируется сделать двухсистемным поездом, работающим на постоянном и на переменном токе. Это даст возможность выстраивать более гибкий формат маршрута.

Бренд «Ласточка» зарегистрирован в Роспатенте в различных вариациях (первая, вторая, третья).

Иные поезда

Кроме вышеперечисленных, нередко также называются бренды поездов «Жигули», работающих на маршруте Москва – Самара с 1964 года, или, например, «Вятка». Последний — скорый фирменный поезд, курсирующий с 1967 года. Историки отмечают, что современная раскраска (красно-сине-желтая) была установлена для составов данного типа после 1997 года.

Стоит отметить, что у РЖД — десятки (если не сотни) подобных поездов. Наименования большинства из них зарегистрированы в Роспатенте как товарные знаки.

Полезное от Онлайн Патент:

Экспресс-проверка до 5 обозначений

Ответьте на вопросы, и наши специалисты смогут бесплатно проверить ваш товарный знак и рассчитать стоимость регистрации

88
13 комментариев

В заголовке ошибка. Не бренды, а названия, которые дали поездам, произведенным другими брендами.

1
Ответить

Бренд — знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой.

1
Ответить

ну там же об этом написано

Ответить

Сапсан по всей видимости, можно назвать самым лучшим поездом в России, потому что с его скоростью больше никто не сравнится

Ответить

Сапсан - это просто космос. Такой скорости и комфорта я еще не встречала на железной дороге.

Ответить

ну это путь не каждого

Ответить

понятное дело

Ответить