Клиентское счастье в Авито или 9 кругов ада для пользователя
В корпоративной культуре Авито принято говорить о важности клиентского счастья. Счастливый клиент — успешный бизнес. Это в теории, а как на деле?
Рассказываю, как заблокировали мой многолетний профиль на Авито, что удалось восстановить, а что — нет. Вы узнаете, как Авито в действительности хранит ваши паспортные данные и биометрию и как сервис блокирует доступ добросовестным пользователям по ошибке в целях охоты на спамеров.
В конце статьи — краткие выводы о том, как избежать блокировки, и обращение к команде Авито.
Я профессионально в теме: 12 лет работаю в сфере интернет-маркетинга и веб-аналитики, 3 года работала inhouse в сервисе размещения объявлений, а в юности работала на тикетах в поддержке.
Контекст
Некоторое время назад Авито ввел 2 новые функции:
- Подтверждение профиля по паспорту
- Возможность привязать профессиональный профиль к личному
Потенциально полезно — у тебя есть личный профиль, ты можешь подключить еще 4 профессиональных. Классная вещь, молодцы.
А теперь моя история взаимодействия с сервисом / юзер стори:
Круг 1. Как я потеряла доступ к личному профилю
У меня был личный профиль с 2019 года, более 60 оценок. Рейтинг 4.9. Имея 3х детей, я часто пользовалась Авито для покупки и продажи детских вещей: колясок, одежды, обуви. Параллельно я создала связанный профессиональный профиль и подтвердила его по паспорту для убедительности.
Позднее решила, что продвигать проф.профиль не буду и удалила профиль, подтвержденный по паспорту.
При этом на экране не выводилось никаких предупреждений из серии “После этого действия вы никогда не сможете восстановить доступ к этому или связанному аккаунту”. А было написано “Вы удаляете абсолютно все данные профиля”. Ну я и удалила.
Итого имеем:
- Личный неподтвержденный профиль, более 60 отзывов, 5 лет работы
- Удаленный проф.профиль с пройденной проверкой по паспорту
Круг 2. Аккаунт Авито заблокирован, проверка по паспорту не пройдена
При входе в личный профиль приложение Авито запросило подтвердить личность “любым способом, кроме Госуслуг”.
Я подумала, ну ок, могу подтвердить по паспорту. И при попытке подтверждения по паспорту, мой личный профиль заблокировали.
Я написала в поддержку, и вот здесь мне даже дали ложную надежду:
За несколько звонков и писем в поддержку я узнала, что если вы удаляете профиль, подтвержденный по паспорту, вы никогда не сможете использовать профиль на Авито.
Т.е. мой профиль, который я пользовалась 5 лет, где висят мои активные объявления с детской одеждой и обувью, 60+ отзывов, я больше не могу использовать.
На вопрос, почему мои паспортные данные не удалились из Авито, поддержка отвечает, что они хранят эти данные год в целях безопасности.
Разбираясь в ситуации, я узнала, что я не одна, и таких [добросовестных] пользователей, заблокированных из-за досадного “технического нюанса”, очень и очень много. Некоторые особенно настойчивые пользователи писали публичные обращения к Авито, и кому-то даже адресно сбрасывали проверку по паспорту. Кто-то даже ждал год, заводил новый профиль, и получая запрос на проверку профиля, пытался пройти ее по паспорту - и получал вечный бан профиля. Почему? Потому что Авито не удаляет паспортные данные удаленного профиля даже спустя год.
Круг 3. Новый профиль
Поддержка посоветовала мне завести новый профиль, и начать с чистого листа.
У меня было 2 свободных номера, и я использовала ранее на Авито только 1 из них.
При публикации первого же объявления на детскую куртку система заподозрила меня в масспостинге 🤦🏻♀ и предложила пройти проверку любым способом, кроме Госуслуг. Я попробовала подтвердить через Тинькофф ID. Меня отправили в бан (видимо, есть связь с паспортом).
Круг 4. Новый профиль - 2
Еще одна попытка.
Я связалась с поддержкой и спросила, как мне себя вести, чтобы система не банила меня. Я ведь не злоумышленник. Я — многодетная мама, которая хочет разместить объявление о продаже детских вещей. Я готова отправить скан паспорта или записать видео, чтобы подтвердить личность. Никакой конкретики в ответ. Просто "попробуйте еще раз".
Я создала новый профиль, и система снова меня остановила при попытке создать новое объявление. Я попробовала пройти проверку через Сбер ID и тоже получила бан.
Круг 5. Создание профиля на ИП
Я решила зайти в поддержку с нового тикета с просьбой разблокировать мой основной профиль. Зацепилась за возможность восстановить профиль, если его привязать к ЛЮБОМУ подтвержденному профилю в Авито. Создала новый профиль на Авито, привязала его к ИП, как профессиональный. Подтвердила его оплатой с расчетного счета. Отправила в поддержку все документы, которые они запросили (свидетельство о регистрации ИП и прочее).
Я спросила поддержку “Если я свяжу заблокированный личный профиль с подтвержденным по реквизитам ИП профессиональным, не станет ли личный профиль профессиональным?” Сотрудник поддержки заверил меня, что личный профиль останется личным.
Я переспросила, и мне подтвердили информацию:
Я связала профили. Наконец смогла войти в личный профиль, но он стал профессиональным. Реквизиты ИП теперь продублировались в обоих профилях.
Почему статус профессионального профиля мне не подходит:
- Это не соответствует действительности. Когда другие пользователи ищут б/у вещи, они могут поставить галочку “исключить компании” - так мои объявления не попадут в поиск, хотя являются частными
- Теперь я плачу за каждый просмотр объявления, как проф.продавец. Даже продавая кеды за 200 рублей или детскую ветровку за 500. При такой стоимости размещение на Авито теряет смысл.
- Мне недоступны некоторые функции. Например, другой пользователь запрашивал у меня доставку обуви в другой город. Я хотела отправить, но функция доставки мне не доступна, пока я не укажу НДС в файле автозагрузки для проф.продавцов. Загрузка этого файла доступна в доп.тарифе за 2000 р./месяц. Детские сапоги стоят 1000 р. Посылку я отправить не смогла.
Круг 6. Попытка вернуть статус личного профиля
Я обратилась в поддержку с просьбой поменять статус профиля. Клиентоориентированные специалисты поддержки ответили мне, что я использую профиль в профессиональных целях и много (!) продаю 😁. Поэтому тип профиля они не поменяют.
Я возразила тем, что в моем профиле только б/у детская одежда и обувь.
Ответ:
Круг 7. Подтверждение профиля по Госуслугам и попытка разделить
После привязки профиля к профилю ИП подтвердила профиль по ГосУслугам (уж куда надежнее) и затем попросила разделить профили. Теперь у меня:
2 связанных подтвержденных профиля:
- профессиональный профиль, подтвержденный по ИП
- профессиональный (личный) профиль, подтвержденный ГосУслугами
Разделите, говорю, мне профили. Они оба подтверждены.
Поддержка ответила: при разделении профилей вам придется заново пройти проверку в обоих профилях любым способом, кроме ГосУслуг. Вся ирония в том, что после заблокированной проверки по паспорту (т.к. я удалила профиль с пройденной проверкой по паспорту), я могу пройти проверку только ГосУслугами. А здесь их использовать нельзя.
Я опять в пролете.
Круг 8. Обращение в юридический отдел Авито
Я решила обратиться не в поддержку, а в другой департамент Авито. Может они просто не знают, что происходит на уровне поддержки, и реально готовы решать проблемы добросовестных пользователей?
Я написала письмо в какой-то другой отдел Авито. Мне быстро ответила приветливый менеджер, представилась.
Мой запрос передали специалисту по индивидуальным вопросам:
Я объяснила ситуацию и около недели ожидала решение. В итоге он просто переслал мой запрос в поддержку. Поддержка проблему не решила, и еще раз обозначила правила:
Финиш.
Круг 9. Последняя попытка
Написала тому же менеджеру из юридического отдела, которая выглядела доброжелательно, еще раз. На этот раз она даже не стала отвечать, еще раз переслала мое письмо в поддержку.
Краткие выводы для других пользователей:
- Не проходите в Авито проверку по паспорту, если ее не требуют. Ваша биометрия останется в Авито навсегда //вопреки закону.
- Не удаляйте с Авито профиль с пройденной проверкой по паспорту. Профиль удалится, а проверку вы больше не пройдете никогда.
- Если заводите новый профиль после блока, дайте ему “отлежаться”, не размещайте сразу новое объявление. (я сама этому совету не последовала, но позже узнала, что это важно)
- Не ищите правды в поддержке. Они общаются по скриптам, просто потратите время впустую.
Обращение к Авито
Уважаемые коллеги из Авито. Я вижу, что эта проблема — системная и техническая. Прошу не только адресного решения. Вернуть возможность повторно пройти проверку по паспорту разгрузит вашу поддержку и сделает ваших добросовестных пользователей счастливее. А еще это решение позволит выполнить законное требование пользователей об удалении персональных данных при удалении аккаунта.
Ссылаясь на опыт других крупных сервисов: когда пользователь подтверждает данные в новом аккаунте (телефон, паспорт или что-то еще), система сбрасывает подтверждение в старом профиле. Это очень удобно.
Заключение
На данный момент проблема не решена. Мой профиль для личных нужд имеет статус “профессиональный”. Этот тип профиля не соответствует действительности и лишает меня доступа к некоторым важным опциям. В профиле пройдена проверка по Госуслугам. Изменить его тип на “личный” или создать новый личный профиль я не могу.
Поделитесь, какой у вас был опыт решения проблем с блокировкой профиля и удалось ли вам восстановить доступ?