Как открыть ООО без штрафов и нервяка. Чек-лист из 7 обязательных пунктов
Представим, что собрались как-то молодые и неопытные Илон Маск, Джефф Безос и Джек Ма и решили открыть ООО в России. Придумали название — Киафама. Скачали из интернета комплект документов, вписали свои имена и отдали на регистрацию в налоговую. Сели и задумались — а что дальше?
Всем привет, на связи Евгений Ма — специалист по агрегации корпоративных знаний в Профдело — компании, которая настраивает управленческий учет и строит эффективные финансовые стратегии, а ещё помогает малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы.
В частности, Профдело может открыть ООО «под ключ», так что наши специалисты знакомы с процедурой не понаслышке. Итак, вот чек-лист на 7 пунктов.
Выбрать систему налогообложения и известить ИФНС
В 2024 году выбор системы — дело непростое. А с 2025 года он станет ещё сложнее и смотреть в будущее лучше прямо сейчас.
Хорошая новость: если наша троица решит, что им подходит общая система налогообложения или ОСНО, никого ни о чём извещать не нужно — эта система назначается всем вновь открывшимся компаниям по умолчанию.
Если же Киафама будет работать на УСН, то нужно:
а) выбрать объект налогообложения — Доходы или Доходы минус расходы;
б) отослать в налоговую Уведомление по специальной форме.
Маск предлагал заняться разработкой в сфере высоких технологий, но Безос и Ма убедили его, что интернет-торговля принесёт им большие доходы практически сразу. Поэтому решили в 2024 и 2025 году заявить УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы». А там, если доходы превысят 400 млн рублей, перейти на ОСНО.
Что светит, если применять УСН или другой спецрежим без уведомления налоговой: доначисление налогов, которые нужно платить на ОСНО, за весь период деятельности, штраф в процентах от недоимки и пени, которые будут рассчитаны начиная с плановых сроков уплаты.
Нанять директора
Любой из нашей троицы стал бы отличным директором. Так что Маск, Безос и Ма решили разыграть должность в дурака. В трёх партиях из пяти Джефф навесил остальным погоны. А значит, ООО «Киафама» заключило трудовой договор с Джеффом Безосом, принятым на должность Генерального директора. Кстати, договор гражданско-правового характера не годится, руководитель-физлицо не может работать на его основании. А руководитель-ИП может. Но, если Безос зарегистрирует ИП и заключит договор ГПХ с Киафамой на директорство, ФНС обязательно заподозрит схему ухода от налогов. Ибо директор-ИП — это, как правило, кризисный управляющий не из числа участников общества.
Казалось бы — формальность. Но кто-то должен быть главным, чтобы нести ответственность. Ну, и получать за это соответствующее вознаграждание, куда же без этого.
Чтобы соблюсти все формальности, Илону, Джеффу и Джеку пришлось оформить решение собрания участников и издать первый приказ по компании о назначении Генерального директора.
Новоиспечённый генеральный директор может принять в штат своих товарищей, заключив с ними трудовые соглашения. Илону дали должность директора по развитию, а Джеку — коммерческого директора.
Теперь предстоит внести записи о назначениях в электронные трудовые книжки и сдать форму ЕФС-1 в ПФР.
Что будет, если не назначить директора: невозможно будет совершить дальнейшие действия.
Что будет, если неправильно оформить директора: штраф до 100 000 рублей за некорректно оформленный трудовой договор.
Что будет, если вовремя не сдать ЕФС-1: штраф от 300 до 500 рублей за каждый несданный или неверный отчёт.
Изготовить печать
Это необязательно, но с печатью проще жить. К сожалению, ещё не всё делопроизводство в России переведено в электронный вид, а значит, печать пригодится в любом случае.
Информацию о печати необходимо будет добавить в Устав ООО «Киафама».
Что будет, если не сделать печать: усложнится подписание бумажных документов.
Что будет, если не внести сведения о печати в Устав: ответственность не прописана.
Открыть расчётный счёт в банке
Если в ООО есть Генеральный директор, значит, есть кому расписаться в карточке счёта. И поставить в ней печать.
Счёт нужен ООО, чтобы принимать платежи от покупателей, платить поставщикам товаров и услуг, перечислять налоги в бюджет.
Что будет, если не открыть расчётный счёт: ООО не сможет полноценно работать.
Сформировать уставный капитал
Джефф, Джек и Илон должны внести на расчётный счёт ООО «Киафама» свои доли в уставном капитале. На это у них есть четыре месяца с момента регистрации компании. Резиденты РФ вносят деньги только рублями, нерезиденты могут перечислить валюту.
Что будет, если не внести уставный капитал: ИФНС инициирует процедуру ликвидации ООО судом.
Организовать ведение бухгалтерского учёта
По закону руководитель обязан организовать бухучёт в своей организации. Оо может сделать это несколькими способами:
- вести бухучёт сам;
- нанять главного бухгалтера в штат;
- заключить договор ГПХ с физлицом на бухгалтерское обслуживание;
- заключить договор на бухгалтерское обслуживание с аутсорсером — диким фрилансером или аутсорсинговой бухгалтерской компанией.
Свой бухгалтер по закону должен быть в кредитных организациях — банках, микрофинансовых структурах. Остальные могут выбирать — штат, ГПХ или аутсорсинг.
О том, что из этого выбрать, есть моя же статья Почему бухгалтер-надомник — это обезьяна с гранатой? Разминируем бизнес.
Что будет, если не вести бухучёт: блокировка счёта после первой же неуплаты налогов, проверка, суд, ликвидация ООО и, возможно, открытие уголовного дела против директора по статье о неуплате налогов.
Подключить необходимые сервисы
Так как три товарища решили, что основным направлением ООО «Киафама» станет интернет-торговля, им нужно подключить, как минимум, интернет-кассу и интернет-эквайринг.
Кассу обязан применять любой бизнес, который работает с физлицами за рядом очень незначительного списка исключений. Подробнее: Кому нужна онлайн-касса.
Что будет, если не применять кассу: штраф до 1 000 000 рублей.
Открытие ООО — это не только старт успешного бизнеса, но и начало бесконечной цепочки обязанностей перед государством. Что-то в ней делается однократно, а что-то — в частности, сдача отчётности и уплата налогов — регулярно. Если в ООО хороший бухгалтер, никаких сложностей не возникнет.
Сложности с хорошим бухгалтером? Есть аутсорсинговые компании, которые проведут учредителей ООО через все бюрократические процедуры в оптимально минимальное время и будут вести бухгалтерский учёт, кадровое делопроизводство, вовремя сдавать ЕФС-1, 6-НДФЛ, Декларации по НДС и налогу на прибыль — всё то, о чём у генерального директора болит голова с плохим бухгалтером и не болит с хорошим.
Напоминаем. После регистрации ООО нужно:
1. Выбрать систему налогообложения и известить ИФНС
2. Нанять директора
3. Изготовить печать
4. Открыть расчётный счёт в банке
5. Сформировать уставный капитал
6. Организовать ведение бухгалтерского учёта
7. Подключить необходимые сервисы.
Подготовили чек-лист в формате документа, сохраняйте. Скачать чек-лист.
Более объективный взгляд и стройные мысли — на канале Про безопасный бизнес.
ЗЫ В зависимости от специфики бизнеса какие-то пункты чек-листа необходимо будет добавить, а какие-то можно не выполнять.
ЗЗЫ Кто догадался, почему ООО назвали «Киафама»? Пишите свои мысли в комментариях.
0. При регистрации юрлица в ИФНС приобрести сим-карту, указать этот номер при регистрации, а после регистрации выбросить. Иначе ВСЮ оставшуюся жизнь вам будут спамить все подряд
Точно! Лайфхак
А потом позвонят из налоговой и скажут что потеряли 100тыщмильярдов и попросят уточнить, а то начислят налог.
Но мы же в налоговую не ходим, контакты не налаживаем, мы им другой номер не давали))
И... не дозвонились... случайно начислили еще 100тыщмильонов налогов и повесили на счет блокировку.
но мы то в суде конечно все это оспорим и выиграем... месяца так через 3 или полгода или год...
Спасибо, записали на карандаш )
Таксист рассказывает пассажиру:
— Мне нравится моя работа. Сам себе начальник, никто мне не указ.
— Здесь налево!
Клиент - это не начальник, если на то пошло)
Классный анекдот ))