«Tesla из Китая»: что известно о производителе «умных» машин Xpeng, который использует патенты американского конкурента
Кто основал стартап, что происходило с компанией до IPO в 2020 году и в чём Apple и Tesla обвиняли двух сотрудников автопроизводителя.
Кто основал компанию
Одновременно Tesla открыла все свои патенты для стороннего использования. Хэ решил создать китайский бренд электрокаров и задействовал наработки.
Миллиардер нанял пять инженеров и вложил несколько сотен миллионов юаней в создание Xpeng, продолжая руководить направлением цифровых развлечений Alibaba.
Вместе с Хэ, который занял пост генерального директора Xpeng, стартап основали:
- Генри Ся, директор и президент Xpeng. Ранее работал у китайского автопроизводителя GAC, где отвечал за «умную» систему для управления транспортом.
- Тао Хэ, директор и старший вице-президент. До Xpeng работал над новыми электроавтобусами на Shanghai Expo и участвовал в исследовании и разработке электрокаров в GAC.
Первые инвестиции стартап получил в марте 2016 года — $40 млн от американского фонда GWC Innovator Fund. Спустя год Xpeng привлекла около $320 млн от компании UCAR и закрыла инвестиционный раунд на неизвестную сумму от Alibaba Group, фондов GGV Capital и Matrix Partners China. В общей сложности Xpeng получила $2,6 млрд.
Хэ решил уйти из Alibaba весной 2017 года. Гендиректор Alibaba Дэниэл Чжан принял заявление об уходе и настоял на инвестициях в Xpeng. ИТ-корпорация стала одним из основных инвесторов стартапа.
Первой моделью Xpeng стал кроссовер G3, финальную версию которого стартап представил в 2018 году. Сооснователь компании Ся говорил, что стартап создаёт не просто машину, которую может произвести каждый, а «робота на колёсах».
Инвесторы Xpeng делают ставку на то, что в будущем автомобили станут похожи на iPhone: через них будут продавать музыку, карты, сервисы и собирать данные пользователей.
Пока стартап предлагает две модели:
В августе 2020 года Xpeng вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу. В ходе IPO компания привлекла $1,5 млрд, продав почти 100 млн акций по $15. Деньги помогут ей конкурировать с Tesla, Li Auto, Nio и другими производителями.
«Копия Tesla»
Предприниматель не отрицает, что американская компания сильно на него повлияла. Xpeng G3, к примеру, напоминает Tesla Model X: похожи тонкие фары, лобовое стекло, переходящее в люк на крыше, салон, интерфейс панели за рулём.
Как и Tesla, Xpeng разрабатывает зарядные станции и продаёт машины в собственных магазинах.
Xpeng также использует схожую с Tesla сборку аккумуляторного блока: одинаковые по форме батареи расположены на дне машины между мостами.
Похожи даже сайты. Китайский производитель будто скопировал дизайн страниц американского конкурента, заметило CNET.
Конфликты вокруг автопилота Xpilot
В автомобили Xpeng встроена система автопилота Xpilot. В последней версии ПО может автономно менять полосу движения на шоссе, переключать скорость, строить оптимальный маршрут до места назначения, самостоятельно парковаться по прибытии.
Хэ, у которого четыре Tesla, признавался, что Xpeng нанимает сотрудников американской компании. В марте 2019 года американский производитель обвинил бывшего инженера Гуангцзи Цао в краже исходного кода автопилота. К тому времени он уже работал в Xpeng. Цао был одним из 40 человек в Tesla с доступом к коду.
Позже разработчик признался, что сохранил файлы в iCloud, но, уходя, «приложил большие усилия для их удаления». Инженер не уточнил, все ли данные удалил.
Tesla просит доказать Xpeng, что производитель не использует её технологию, и считает: у китайской компании остаётся доступ к важной технологии, над которой Tesla работала пять лет и в которую вложила сотни миллионов долларов.
Xpeng отрицает, что причастна к этому инциденту, и начала свою проверку нового сотрудника.
В 2018 году Apple обвинила сотрудника, перешедшего в Xpeng, в краже плат и 40 ГБ данных о секретном проекте по беспилотным автомобилям. ФБР арестовала работника, когда тот пытался покинуть страну. Xpeng также заявляет, что не имеет отношения к происшествию.
Комментарий недоступен
Учитывая неумение китайцев в рамках их палочной экономики производить что то кроме говна - вряд ли. Одно дело когда у вас китайская мобила за 1200 долларов греется как утюг и нашпигована всплывающей рекламой - это терпимо если вы терпила, другое - когда ваша китайская мафынка сделанная из говна и палок врезается в стену и вы труп. Это уже неприятно.
Комментарий недоступен
мне кажется, с увеличением размера городов, и увеличением скорости общественного транспорта, машины как вид вымрут, а на место их придут всякие электро самокаты.
Когда все распробуют Джили Атлас трудно будет пересесть на конкурентов за кратно большие деньги как в плане обслуживания так и в плане стоимости и комфорта и качества. А электрокары у поднебесной есть все шансы сделать лучше чем у отца коммерческой космонавтики. Пользуюсь сяоми и айфоном и чаще хочется юзать сяоми из-за большей емкости батарейки в пути, а вот фото явно лучше у яблока, так и с машинами будет, что-то лучше(цена, опции), а что-то хуже(надежность, бренд). У китайцев есть все чтобы сделать хороший продукт, но порой чуть-чуть им не хватает настойчивости, качества и идей.
Я сяоми на пиксель поменял. На сяоми не вернусь
а вот фото явно лучше у яблокаПо независисимым техническим тестам лучшие камеры – у Cяоми и Хуавей.
Яблока и близко нет, только во второй десятке.
https://www.dxomark.com/category/mobile-reviews/