Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев
Привет, я Александр Малышев. Хочу поделиться своим опытом и ошибками в процессе проведения огромного количества самых разных соревнований. В статье я поделюсь экспертизой на чем сделать акцент в организации хакатона с задачами по созданию инноваций, рекрутингу и DevRel
Обо мне
- Top 50 Hacker 2020 по версии Major League Hacking
- 15.000+ разработчиков в моем сообществе
- 5 лет опыта в разработке ПО
- 40+ Участии, организации, судейства хакатонов по всему миру
Что такое хакатон?
Хакатон – это командное соревнование, где программисты, продакт-менеджеры, дизайнеры и энтузиасты генерируют новые идеи и решают актуальные проблемы. Они проходят в офлайне и онлайне, чаще всего в формате 36-48 часов, а само слово "хакатон" произошло от двух слов: hacking (находить уловки) и марафон, подразумевая, что поиск решений происходит именно в очень интенсивном формате – именно этим и отличаются все хакатоны от остальных соревнований.
Задачи, которые решают хакатоны
Есть три блока задач, которые решают хакатоны:
Инновации
- скаутинг проектов и идеи
- тестирование API
HR
- нанять разработчиков, продактов, дизаинеров
- вытащить своих тимлидов из офисов
- формирование сообщества
Brand-awareness
- создание инфо-повода
- улучшение employee-branding
Согласитесь, когда, например, крупный банк, объявляет о старте хакатона для разработчиков с призовым фондом в 1.000.000 рублей – это почти гарантировано воспринимается позитивно.
Помимо шанса для разработчиков, для кого этот конкурс организуется, многие будущие сотрудники банка позитивно смотрят на эту новость: о, этот банк поддерживает разработчиков, значит он передовой. Пойду туда работать.
Вообще, простая математика хакатона говорит о следующем. Допустим к вам придет сто разработчиков – это 25 команд. Они за 48 часов потратят 4800 человеко-часов или 30 человеко-месяцев.
На практике людей на хакатоне, ровно как и идей бывает намного больше. Например в среднем с одного нашего онлайн-хакатона компании получают около 100 идей для бизнеса, а это около 20000 человеко-часов или 125 человеко-месяцев. Конечно, сравнение грубое, но один хакатон при правильной работе менторов и команды организаторов дает только в труде разработчиков не менее 20.000.000 рублей.
Сделайте при этом акцент на вашей целевой аудитории – среднестатистический студент (который, конечно, ходит на пары) общается в течение дня с 100-500 людьми в своем окружении. Поэтому они идеально подходят для улучшения бренда работодателя – представьте, как о вашей компании будут говорить, если этот студент выиграл в хакатоне круглую сумму. В тоже время, помимо студентов есть и более опытные люди, которые решают задачи: разработчики, стратапы, ваши сотрудники. Чтобы определиться с целевой аудиторией воспользуйтесь табличкой:
Кстати, если вам интересен advanced-уровень по использованию открытых инноваций и хакатонов, то вам пригодиться эта статья
Как использовать хакатоны инноваторам?
В контекте хакатона часто говорят о слове "пилот", которое, вообще-то табуировано. Суть – у нас на рынке не у всех устоялась терминология, поэтому пилотом называют либо нежелание платить за полноценный продукт, либо существенную адаптацию (кастомизацию) под конкретного подрядчика. При этом пилот в 80% случаев подразумевает B2B решения, что вносит дисбаланс в экосистему стартапов.
То, что можно получить на хакатоне – это всегда proof-of-concept (POC). Далее вопрос рынка будет ли ваш POC являться минимальным жизнеспособным продуктом (MVP), перерастет ли он в прототип или пилотный проект.
По моему опыту, можно даже прыгнуть выше головы и реально получить пилоты после хакатона. Для этого нужно хорошо поработать с топ-менеджерами в течение пары месяцев над идеей хакатона, требованиям к командам, KPI и критериями успеха. Затем провести брейшторм с продактами и сформировать список гипотез, которые уже выдать на хакатон. После чего на хакатон приглашаются самые мощные коллективы с рынка и они фигачат кучу идей за 48 часов: на практике на 20 команд 1-3 коллектива могут реально дойти до этапа "вот коробка, её можно внедрять" – но это бывает только с компаниями, которые готовы интегрировать свои сервисы здесь и сейчас, не пропускать все через многомесячные согласования с бухгалтерией и т.п.
Для тех, кто знаком с парадигмой lean innovations, я как раз описал схему, где сперва происходит дизайн-мышление, затем гибкий подход к созданию продукта, а только потом начинается agile, спринты и работа напильником, чтобы проект запустился в проде.
В качестве референса, рекомендую статью "хакатоны как инструмент корпоративных инноваций"
Как использовать хакатон рекрутерам?
Чаще всего заказчиками хакатонов являются рекрутеры или главы HR департамента компании. И не зря – один хакатон может генерировать от 300 до 5000 актуальных контактов участников. Единой воронки здесь нет, но можно почитать вот это исследование, там очень подробно описаны мотивации участников при посещении хакатонов – это помогает верно определиться с темой и подобрать целевую аудиторию.
Ниже расскажу о нескольких важных моментах, которые стоит помнить рекрутерам.
1) Отбор кандидатов
В западных вузах, а также в заявках на стажировки в Google, Facebook и многие другие IT-компании у будущих студентов/сотрудников всегда спрашивают мотивационное письмо – именно эта графа часто является ключевой в принятии решения при скрининге кандидата. Мы также используем эту технику – ведь если ваша цель найм, то вам хочется, чтобы человек был заинтересован в участии в хакатоне, который представляет ваша компания?
Есть вообще всего две вещи, которые определяют успех хакатона. Первая – это бизнес-задача хакатона. Вторая – целевая аудитория. Для правильной формулировки бизнес-задачи организатор должен иметь приличный опыт работы с аналогичными контр-агентами, а для выбора целевой аудитории – идеально разбираться в мотивации junior/middle/senior/lead разработчиков.
2) Агрегация данных об участниках
Dribble, Github, LinkedIn, Facebook – вы лучше меня знаете какие сервисы используют участники хакатонов, если брать найм. Основное, что надо помнить – если ссылки на соц сети меняются редко, то ссылки на онлайн-резюме, питч-деки в половине случаев теряются уже спустя три дня после хакатона. Для этих целей, например, у нас на платформе по организации хакатонов все данные загружаются сразу на сервер.
3) HR-активности
Опытные организаторы устраивают разные мини-ивенты для сплочения участников, помощи им в трудоустройстве. По опыту, самая лучшая HR-активность – это та, которую придумали под ключ специально для спонсора. Из того, что встречал:
- Sbercraft – онлайн-игра от Сбербанка с элементами rpg: яркий пример как игровой формой можно вовлечь большое количество разработчиков. Вполне вероятно, что для вашего ивента можно сделать что-то аналогичное.
- HR speed dating – организия экспресс-знакомства с HR-ами компании. Темы, которые можно обсудить: разбор резюме кандидата, обсуждение проектов компании, ответы на вопросы по "плюшкам", которые дают сотрудникам
- Mini-ивенты с акцентом на веселье: игры в настолки, slideshare karaoke, онлайн-бар или круглый стол – в неформальной беседе порой легче склонить кандидата в сторону найма
Подробнее про найм через хакатоны я писал в этом лонгриде. Настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей ниже, если одна из ваших задач на хакатоне – найм сотрудников:
Как использовать хакатон бренд-менеджеру?
Выбор инструмента
Основное, с чего я бы начал, это с инструмента. Бывает, что у мероприятия нет четкой цели решить какую-то задачу, либо компания-заказчик хочет использовать хакатон в маркетинговых целях – например, рассказать об API, услугах для разработчиков или решить маркетинговые задачи и собрать большой охват. Частая ошибка в таких случаях – бренд-менеджеры бегут к CIO или продактам, пытаясь найти хоть какую-то задачу из индустрии для кейса.
В мире для задач по DevRel и Employee-branding уже давно используют хакатоны: например, в мире очень популярны Stupid Hackathon – где участники придумывают самые глупые и неприменимые гаджеты и софт.
Примеры можно посмотреть по ссылке:
Например, компания Contentful – достаточно мощный игрок на рынке CMS систем получает большой респект от сообщества за поддержку именно таких инициатив. Это круто, это то, что оценят все разработчики – когда вместо галер и работы по ТЗ, они могут сделать то, от чего им будет весело. В общем, всем деврелам будет на заметку.
Мерч
Если взять хакатон на 100 человек, то только 4 из них получат приз. Это означает, что 96% потратят огромное количество вашего времени, своего времени и все это улетит в трубу. В случае с задачами DevRel важно, чтобы большинство ваших участников были счастливы. Мы рекомендуем всем командам-финалистам дарить крутой и стильный мерч. Здесь есть несколько критериев успеха:
- Мерч должен быть многоразовым. В идеале, чтобы на нем было не более двух логотипов, чтобы он был достаточно современным и модным. Хороший показатель – вы хотите носить футболку спонсора/атрибутика постоянно мелькает на других мероприятиях
- Мерч должен быть полезным. Один раз компания-спонсор подарила моей команде за победу в хакатоне коллекционную тарелку. Это была очень красивая тарелка с лого компании и статусным чехлом. На подарки обычно не жалуются – вот и мне эта тарелка очень нравится. Но далее бизнес-задачи у такого мерча не было: её нельзя показать другу на ивенте, история про нее особо тоже не запоминается. Другая компания, например, подарила мне брелок-открывашку для пива – вы бы знали сколько раз этот девайс пригодился на практике
Продвижение бренда
В некоторых случаях не требуется ставить задачу – достаточно предложить организаторам свои сервисы и технологии. Например, наша команда Russian Hackers помогает в продвижении и дистрибьюции технологий среди сообщества более 15000 разработчиков. Примерно такая же модель используется Github Education
Послесловие
Если после прочтения этой статьи вам стало интересно узнать больше про хакатоны, то мы рекомендуем обратиться к Russian Hackers. Наше сообщество помогает решать бизнес-задачи с помощью хакатонов. Если вы уже опытный организатор, то даю референсы, что советую почитать для того, чтобы ваш ивент прошел на новом уровне.
Что почитать по теме
- Hackathon-as-a-Service: как мы сделали самую популярную платформу по организации онлайн-хакатонов в 2020 году
- Что такое хакатон и зачем он нужен вашему бизнесу
- Хакатон как инструмент корпоративных инноваций
- Лонгрид: нанять 33 разработчика с хакатона — миф или реальность
- Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых
- Ликбез: как поставить задачу по Data Science на хакатон. Какие они бывают, как правильно составить и какой выхлоп ожидать
- 90% of Corporate Hackathons have negative ROI
- Physical or online? How to make your hackathons a success
- Инструменты для проведения онлайн-мероприятий
Поделитесь в комментариях: что было полезно в материале и о чем вы бы хотели узнать ещё
Поделитесь в комментариях: что было полезно в материале и о чем вы бы хотели узнать ещё
Спасибо за статью!!!
Спасибо за отклик. Что понравилось в материале?
Летом были слишком специфичные закрытия под мобильные проекты и хакатон казался мне самым рабочим решением, ибо получить несколько решений по проекту и необходимую команду одним движением - шаг, который в моих глазах hr окупался в полной мере.
Жаль, проект решили свернуть. До сих пор руки чешутся опробовать этот метод, но подходящих задач пока нет.
На самом деле в некоторых случаях можно попробовать и без организации отдельного ивента под ключ – достаточно выступить партнером одного из существующих.
Исследование про рекрутинг, кстати, упоминаемое в статье – https://vc.ru/hr/109272-longrid-nanyat-33-razrabotchika-s-hakatona-mif-ili-realnost