Как развить IT продукт через общение с сообществом — опыт браузера Vivaldi
Привет, на связи Vivaldi Technologies. Мы занимаемся разработкой браузера. У нас в штате более 50 сотрудников и несколько тысяч активных участников сообщества по всему миру, которые помогают развивать браузер. Рассказываем, что мы сделали, чтобы организовать командную работу с пользователями и как это помогает продукту.
1. Набрали тестеров-волонтёров
Прежде всего, из числа наиболее технически подкованных пользователей мы организовали группу волонтёров Sopranos. Это добровольные бета-тестеры, у которых есть доступ в закрытую систему отслеживания ошибок.
Sopranos находятся в прямом контакте с разработчиками. На сегодня это 40 добровольцев со всего мира. Ребята в свободное время пробуют новые функции и помогают исправлять недочёты на стадии внутреннего тестирования. Так в публичную сборку идёт более качественная версия, и к её тестированию приступает наиболее активная часть пользователей.
В августе тестеры Sopranos помогли QA-специалистам разобрать 1093 тикета и выявили 99 ошибок.
У Vivaldi две публичные ветки — тестовая и стабильная. Пользователи, которые стремятся первыми опробовать новинки, устанавливают тестовые сборки и гоняют их в рабочем режиме, помогая находить и ликвидировать сложные в обнаружении ошибки. Затем, после многонедельного тестирования и отладки, мы выпускаем новую стабильную версию, которую устанавливают себе все пользователи браузера.
Таким образом, сообщество помогает нам выпускать более качественный продукт, в котором сами пользователи потом и работают.
2. Вовлекли в разработку новых функций
Пользователи ежедневно проводят в браузере по несколько часов, поэтому он должен быть функциональным, быстрым и легко настраиваемым под конкретного человека.
Внедрить сразу все функции с маленькой командой сложно. Поэтому мы решили выстроить работу так, чтобы пользователи помогали разработчикам решать, какие инструменты нужно реализовать в первую очередь, а какие — потом.
Мы собираем пожелания разными способами: через форму обратной связи на сайте, опросы на форумах или в соцсетях. На официальном форуме Vivaldi существует раздел, посвящённый сбору пожеланий, где каждый может оставить запрос или проголосовать за уже существующий. По количеству голосов мы видим, насколько популярен запрос, и расставляем приоритеты в работе.
3. Предложили помочь с переводами
Ещё один важный элемент развития приложения, предназначенного для глобального рынка — локализация. Эту работу можно отдать в бюро переводов, но мы предложили делать перевод браузера самим пользователям.
Любой желающий может зарегистрироваться в качестве переводчика Vivaldi и после небольшой проверки получает возможность вносить посильный вклад в локализацию.
На данный момент нам помогают переводить браузер и сервисы компании более 200 человек из 50 стран мира, в браузере доступно более 40 языков и ещё 20 находятся в процессе перевода.
Такая локализация является более качественной — пользователи сами выбирают, как лучше перевести названия функций, упрощая процесс освоения работы в программе для соотечественников.
4. Объединили на одной площадке
Среда обитания нашего сообщества — сайт vivaldi.net. На этом портале пользователи общаются через форумы и ведут свои блоги. Модераторы и команда там же осуществляют большую часть технической поддержки и накапливают базу знаний по продукту.
Каждый пользователь может выбрать свою роль в сообществе. Магия заключается в том, что внеся даже небольшой вклад в разработку продукта, человек начинает чувствовать свою сопричастность. Vivaldi — это не просто один из многих браузеров — это браузер, в создании которого пользователь принимает непосредственное участие. А потом рассказывает об этом друзьям.
Даже если человек не участвовал в переводе или тестировании, он может стать модератором на локальном форуме, или частью команды амбассадоров — волонтёров, помогающих рассказывать о браузере и его преимуществах.
Мотивация участников сообщества разная: кто-то указывает этот опыт в резюме, кто-то хочет идентифицировать себя в tech-сообществе как амбассадор Vivaldi, а кто-то доверяет нашим разработчикам и хочет, чтобы браузер развивался.
В качестве заключения
Подобный способ работы с сообществом не является чем-то новым — на самом деле до Vivaldi многие из наших разработчиков трудились над развитием браузера Opera на движке Presto. Именно благодаря тесному сотрудничеству с пользователями они смогли сделать продукт популярным во всём мире.
Наша команда во многом повторяет этот путь и внедряет свои решения по выстраиванию отношений с сообществом, без которого мы вряд ли смогли бы сделать браузер таким какой он сейчас.
Друзья, это наша первая статья на vc.ru, будем рады обратной связи.
Опера была охуенная, а Vivaldi - говно. И с таким подходом всегда будет говном.
А все потому что он тормозит by design. Потому что вы сделали UI на веб технологиях. Работать с вивальди на постоянке это сплошная фрустрация, ты открваешь браузер и ждешь пока ИНТЕРФЕЙС ПРОГРУЗИТСЯ. Ты открываешься новую вкладочку и ждешь пока она пролагается. Жмешь на любую кнопку и чувствуешь бесячую задержку отклика, такую же как в веб интерфейсах.
В нативном интерфейсе ты жмешь кнопку и действие происходит сразу. А в вивальди все как в ебучем слаке. Вроде выглядит как нормальный ui, но эти микротормоза постоянно раздражают.
Как будто работаешь не с аппой, а с привычно-тормозящим сайтом
Спасибо за отзыв. Жаль, что у вас получился такой опыт с нашим браузером. Мы добавляем много функций в интерфейс - в том числе и для кастомизации, и для новых фич. Со своим интерфейсом это сделать намного проще и быстрее. А использование HTML/CSS/JS позволяет использовать для рендеринга интерфейса сам движок браузера.
Прикольный дизайн! Явно удобная штука. А что-то от Opera в браузере останется?
Cергей, Opera и Vivaldi это разные браузеры 😊 Мы добавляем новые функции, в основном, по пожеланиям пользователей.
Почти все осталось от "старой оперы", но в новой обертке
Было много планов и надежд, но до сих пор нет почтовика встроенного и много чего еще по мелочи.
Зато есть фича - "время на отдых" в последнем релизе.
И с лицензией непонятно, вы все-таки opensource или нет.
Виктор, спасибо. Почтовик в работе, очень надеемся, что скоро покажем. По поводу opensource - у нас закрытого кода 5% (пользовательский интерфейс), остальной код открытый. Статья от нашего разработчика на эту тему: https://ru.vivaldi.net/vivaldi-browser-open-source-ru/