Как узнать, что нужно вашей аудитории? Вытаскиваем инсайты из людей без кастдевов, интервью, опросов, тестов и без JTBD
На примере своего продукта показываю и пошагово объясняю что, как и зачем делать, где собирать инфу и инсайты ЦА без душных интервью, платных тестов и без главное — без Jobs to be Done.
Задача: сделать удобный продукт по копирайтингу для тех, кто не хочет тратить на это задротство кучу времени
Оффтоп: статья без без рекламы, ссылок на продукт не будет, если кому интересно глянуть на лендинг — заходите в канал по ссылке из профиля, там в закрепе она.
В общем, да, продукт по копирайтингу. Ещё мне было важно гарантировать пользователям хоть какой-то результат, чтобы не чувствовать себя инфоцыганом. Это тяжело, потому что при слове «инфопродукт» всегда рядом возникает конь, а в ушах появляются золотые серьги.
Мне кажется, попытка удалась. И всё благодаря исследованию.
Скажу сразу: я не продакт, немного знаю про JTBD, немного знаю про социологию, но в целом — я просто чувак, который захотел сделать что-то крутое с реальной пользой для людей.
Поэтому давайте сразу к практике.
Шаг 1
Иду на Ютуб, ищу популярные обучающие видосы по копирайтингу и читаю каждый комментарий. Самые интересные скриню, потом собираю их в кучу, перечитываю ещё раз и расшифровываю.
Шаг 2
Делаю то же самое, но в телеге: ищу каналы и посты больших экспертов по теме, вдумчиво, без халтуры читаю каждый комментарий, скриню, перечитываю и пытаюсь разгадать, что человека волнует на самом деле.
Обратите внимание, я даже выделил слова «каждый» и «комментарий», потому что это ключевое.
В потоке инфы и бесконечного выгорания мы привыкли пробегаться по текстам поверхностно, но тут важно вчитаться в каждый, мать его, комментарий. И сохранить. И потом перечитать ещё раз, вытащить из него то, что на самом деле закладывал туда автор!
Зачем? Разве такое работает?
Комменты в интернете — сложная штука, ведь люди иногда пишут психоделический бред под товарами, которые даже не покупают. Называют непристойными словами женщин, которые им нравятся. Как тут разобраться? Где правда, брат?
Я исхожу из того, что если человек нашел время и силы посмотреть видос/прочитать пост, а потом написать обстоятельный комментарий под экспертным контентом — значит, его что-то действительно беспокоит.
Если человек пишет (цитирую реальный комментарий):
Спасибо большое! Раскладываешь всё по полочкам, полезная инфа, но не хватает дисциплины это все практиковать…
Вряд ли он нас с вами обманывает? Вероятно, ему действительно не хватает дисциплины. После этого коммента я нахожу ещё 15 похожих, где люди страдают от нехватки времени, стабильности и дисциплины в работе с текстами для своих блогов. И делаю общий вывод о проблеме.
И вытаскиваю инсайт: продукт должен быть таким, который решает проблему дисциплины. На старте я об этом даже не подозревал.
Вот ещё несколько реальных цитат, которые я себе выписал в процессе:
— Клиентам веду чётко, а себе по остаточному принципу. Нужна щепотка дисциплины
— у меня самая частая «проблема» - миллион идей для контента и невозможность их реализовать все сразу из-за ограниченности времени ахха
— Никакой гугл никогда не заменит мозги человека, его энергию и видение
— Недостаточно это переписать и знать, нужно в навык превратить
Чувствуете, как здесь собираются все ответы на вопросы, которые меня волновали?
Изучив это всё, я понял: чтобы гарантировать результат, нужно помочь пользователю продукта решить проблему дисциплины, времени и превращения теории в навык. Ни об одной из этих проблем я не знал в начале работы над продуктом, хотя занимаюсь копирайтингом всю жизнь.
> отсюда появились задания, которые не требуют много времени на выполнение
> дальше появилась идея бота, который регулярно выдаёт такие задания
> сверху появилась идея кнопки «обратной связи», чтобы сделать процесс быстрым, приятным, понятным и более результативным
И дальше что?
Все эти же смыслы я запихал и в коммуникации, и в упаковку лендинга. Дальше оно легко превращается в макретинговые идеи, раскладывается на этапы воронки.
Например, я сделал список из «50 идей для постов» и превратил его в лид-магнит, потому что он дополняет концепцию продукта: простые задания на развитие скиллов в копирайтинге и дисциплины. А на чём тренировать эти скиллы? На постах! И оно отлично сработало, я собрал несколько сотен заявок.
Выводы
Конечно, потом были исследования и тесты.
Я созванивался с людьми, показывал им лендос, заставлял делиться мнениями, чувствами и мыслями. Смотрел на реакцию, проверял продукт, тестировал отдельно задания на разных группах.
Но идея в том, что при создании такого (да и в целом почти любого) продукта не всегда нужно тратить МНОГО времени и сил на подготовку.
Статистика, ИИ, данные, таблички, презентации, диаграммы и дашборды — круто, но нет ничего эффективнее, чем самому увидеть живую (насколько это возможно) речь в комментах. Иногда люди просто делятся там своей болью.
Ручная, монотонная, вдумчивая работа с комментами — база для любого и макретингового, и продуктового исследования.
мне было важно гарантировать пользователям хоть какой-то результат, чтобы не чувствовать себя инфоцыганом.
Так наоборот же, только инфоцыгане гарантируют результат
шах и мат, согласен
но на самом деле тут именно МНЕ было важно гарантировать базовый результат, типа иметь возможность хоть как-то на него влиять, а не просто выдать контент на домашнее обучение и ждать чуда