Что такое push-уведомления для бизнеса в 2020 году?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, что представляют собой push-уведомления в 2020 году, на языке бизнеса, а не программистов

Сегодня расскажу о пушах и нюансах их использования. Казалось бы, 2020 год – чего тут рассказывать? Уже давно все знают, что push – это некий аналог смс-сообщений, оповещающий о новых важных событиях. У пушей имеется краткий заголовок, основной текст и иконка приложения, к которому они привязаны. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях, и этих деталей довольно много, о них и пойдёт сегодня речь.

Разберу тему пушей не с технической точки зрения: говорить о том, как их настроить программисту я не стану, это уже отдельная тема. Мой блог больше рассчитан на основателей стартапов, и, поэтому, о пушах я буду говорить с точки зрения бизнеса.

Что же такое push?

Итак, пуш – это краткое сообщение, отправляемое приложением в телефон пользователя. Классический пример – WhatsApp. Пришло сообщение в личку – у вас появляется пуш-уведомление. Если сообщение в группе – уведомление получают все её участники. Таким образом, пуш может быть индивидуальным или групповым.

Что такое push-уведомления для бизнеса в 2020 году?

Есть такое понятие, как «токен». если опустить технические детали, то это ключ, по которому сервис отправки пушей определяет устройство. Массовый пуш может точно так же отправляться на группу: например, в топик занесено определённое количество устройств, на которые и отправляется один общий пуш. Также может быть осуществлена глобальная рассылка сразу по всем пользователям.

Примеры индивидуальных и массовых push

Проектируя своё коробочное решение для маркетплейсов услуг несколько раз продумывали как лучше отправлять пуши и по каким событиям. Остановились на такой модели. При создании задания, например, в маркетплейсе услуг, исполнители, подписанные на категорию, в которой было опубликовано это задание, получат массовый пуш.

После того, как мастер откликнется на задание, заказчику придёт индивидуальный. В итоге заказчик получит ряд индивидуальных пушей от каждого из мастеров, в то время как уведомления о новом задании для мастеров будут массовыми и одинаковыми для всех.

При нажатии на push-уведомление открывается та или иная ссылка внутри приложения. В случае того же сервиса заказа услуг открывается задание, где заказчик может посмотреть список всех откликов.

Встречаются и другие варианты. Например, в сервисах по заказу еды чаще применяются массовые пуши: скажем, перед обедом всем пользователям рассылается общее уведомление аля «не забудьте заказать еду в нашем классном сервисе», «сегодня у нас скидка» и т.д. Человек, который ещё не решил, где поесть, может заинтересоваться предложением и заказать еду с выгодой.

Так пуши повышают продажи: в другое время клиент и не вспомнил бы про еду с доставкой, а так сообщение выскочило, напомнило – он взял, да и заказал. Принцип, аналогичный «семи касаниям», с помощью которых до клиента можно эффективнее донести те или иные ценности, важные клиенту, и таким образом повысить конверсию. Пуш в данном случае играет роль одного из касаний, которое заинтересовывает часть пользователей. Так это и работает: простая отправка пушей может существенно увеличить продажи.

В сервисе заказа услуг push используется не для конкретной продажи, а в качестве сервисной функции, существенно ускоряющей отклик мастера. Учитывая, что заявки могут быть о прорывах и прочих вариантах, когда требуется срочное действие, медленная скорость отклика мастеров оттолкнёт пользователей с сайта или приложения.

В случае же получения пушей мастера будут отвечать гораздо быстрее (а порой и вовсе мгновенно), так как смогут получать уведомления о новых сообщениях и заявках в режиме реального времени. При таком раскладе клиенту не нужно прозванивать доску на Авито: все исполнители узнают о новом заказе сразу же после его размещения – и, вероятнее всего, сразу же отыщутся желающие за него взяться. По замерам YouDo средний выбор исполнителя срочных проектов – 5-10 минут. Поэтому наличие в сервисе пуш-уведомлений позволяет ускорить взаимодействие между его участниками, а значит, привлечь большее их число.

Как часто отправлять push-уведомления?

Важно помнить, что пуш-уведомления не стоит присылать слишком часто, иначе можно просто заспамить пользователя. Другая крайность – присылать их так редко, что человек и вовсе забудет о вашем приложении. Для индивидуальных рассылок частоты нет – уведомление должно приходить сразу же после события. С массовыми же всё сложнее, и нельзя назвать конкретный срок, когда стоит делать рассылку.

В среднем по рынку отправка сообщения происходит раз в два дня, но это не значит, что каждые два дня все должны отправлять пуши: всё зависит от конкретного приложения и конкретного рынка. Пуш должен быть отправлен тогда, когда он сможет замотивировать человека зайти в приложение и сделать заказ.

Так, у одного нашего клиента имеется оптовая база цветов. Их покупатели – розничные продавцы. При поступлении новых позиций им отравляются пуши: клиенты заходят в приложение, набирают в корзину нужные цветы. Сервисе заказа еды ждать какого-то поступления не нужно, можно просто напомнить о себе перед завтраком, ужином или обедом, главное не забывать о принципах вежливости и не слать 3 раза в день.

Если же слишком часто писать розничным продавцам цветов, которые и так уже пользуются сервисом и вряд ли с него соскочат, никакого смысла нет. В их случае массовая рассылка должна быть осуществлена тогда, когда она актуальна для них самих: а именно, при обновлении каталога цветов. Отправлять «а вы не забыли про нас» раз в два дня, только потому, что так «в среднем по рынку» — значит попросту раздражать клиентов зря. Это их бизнес, и они вряд ли забудут о поставке, так что лучше не отправлять пуши, которые не несут смысловой нагрузки.

Иными словами, при массовой рассылке push-уведомлений есть грань между напоминалками в стиле «не забудь про меня» и целевым сервисным сообщением для конкретной аудитории, и её нужно соблюдать. Представьте, что было бы, отправляй вам Whatsapp пуши в духе «а вы не забыли сегодня пообщаться с друзьями?». Это был бы настоящий бред, и до такого доводить нельзя.

Длина пуша

Существует заблуждение, что писать можно сколько угодно, но это не так. Пуши должны быть короткими, чтобы вмещались в один экран телефона: от 62 до 235 символов. В среднем рекомендуется делать сообщение до 100 символов. Разумеется, в первые строки нужно вместить самое важное: ключевой оффер, который поместится даже в самый древний телефон, а дальше – менее значимый текст, раскрывающий суть предложения, но которым в случае чего можно пожертвовать.

Сколько стоят пуш-уведомления?

Многие считают, что пуши ничего не стоят, но это тоже заблуждение: они стоят денег, как и СМСки, просто существуют бесплатные сервисы, предлагающие их бесплатно. В среднем ценник отправки миллиона уведомлений держится на уровне трёх тысяч рублей. Есть и бесплатные сервисы, например, FCM, составная часть серверного пространства firebase. Пуши в нём бесплатны – точнее, за них платит Гугл.

Что такое push-уведомления для бизнеса в 2020 году?

Всегда уточняйте у разработчика, какой сервис отправки пушей он подключает: от какого поставщика и с какой тарификацией. Это важно, ведь платные сервисы предлагают более лёгкий инструмент внедрения, и их гораздо проще вставить даже тем разработчикам, которые в мобильных приложениях разбираются хуже. У некоторых сервисов может быть лимит: скажем, 1000 бесплатных уведомлений, а затем за них нужно будет платить: будет очень неприятно обнаружить такое только после запуска сервиса.

Больше информации о полезных фишках для стартапов можно получить на моём канале.

17
20 комментариев

"Другая крайность – присылать их так редко, что человек и вовсе забудет о вашем приложении" - нет такой крайности, ИМХО. Если я получаю пуши, которые не относятся к готовности моих заказов в ПВЗ, или к моим посылкаи, или напрямую не связаны с моими финансами, я их блокирую полностью от всего аппса. Непрошенные пушы - хуже емайл рассылки, под которую хоть можно настроить фильтры.

19

Разделяю Ваше раздражение, но статистика говорит об обратном. Вовремя отправленный пуш "пора жрать" неплохо поднимает продажи доставки. Се ля ви

3

Комментарий недоступен

8

"со стоимостью наврал" - т.е. они бесплатные? тема не раскрыта

Из-за желания ебучих маркетологов вкорячить как можно рекламных посланий, приходится отключать пуши вообще в большинстве приложений. Неужели не понятно, что у пользователя и так может быть полно дел и тупо некогда отвлекаться на всратые промокоды, акции и прочий булшит?) Особенно морозит, что отключать приходится в банковских приложениях и в маркетплейсах, а ведь там должна быть инфа о том, что заказ доставлен, или что бабло пришло/ушло. Иначе, как выкручиванием рук это не назовёшь. Реклама, сука, должна быть целевой, а не бесячей и в ущерб удобству. Ненавижу маркетологов)

5

Человек, который ещё не решил, где поесть, может заинтересоваться предложением и заказать еду с выгодой.

Я еще работаю, мне не до обеда, а вы уже заколебали меня своим пушем "с выгодой" по конским ценам. Сразу минус 125 к репутации и бан вашей забегаловки навсегда. 

3

да я уже понял что я вас заколебал, хоть и "забегаловку" ещё не открыл. Странно, что Вы думаете, что ваш бан хоть на что-то влияет

1