Не дайте СЕБЯ ОБМАНУТЬ: как оценить стоимость бизнеса?
В последние годы наблюдается растущий тренд на привлечение инвестиций не только в виде займов, но и в долю компании, или даже на продажу всей компании целиком. Одной из самых больших проблем является неадекватная оценка бизнеса. В этой статье я расскажу, как грамотно подойти к оценке стоимости бизнеса с обеих сторон.
1. Оценка стартапа без результатов
Бизнес на старте, но уже запущен. Никаких результатов пока нет.
🚩 Выручка до 2 500 000 рублей в месяц.
Если проект действительно интересен и заслуживает внимания инвестора, независимо от ниши, целесообразно ориентироваться на оценку в 5 000 000 рублей за 10% компании. Это здравый подход, так как в данной ситуации анализировать нечего — бизнес находится на начальном этапе. У одних может быть сильная команда, у других — опыт в нише или хорошие навыки в маркетинге, но в совокупности это пока не полноценный бизнес.
Если такой подход вас не устраивает, можно рассмотреть вариант с «конвертом» (конвертируемым займом). Такой займ можно привязать к следующему этапу роста компании, и если он не произойдёт в оговоренный срок, займ конвертируется в долю по установленной цене.
2. Оценка растущей компании
Растущая компания с перспективами на 3-4 года с ростом более 100% в год.
💰 Оценка может составлять 5 годовых выручек. Хотя некоторые пытаются оценить выше, это часто выглядит менее обоснованно. Если компания демонстрирует стабильный рост, можно добавить мультипликатор к выручке за последние четыре месяца перед продажей доли. То есть берём эти четыре месяца, умножаем на 3, а затем на количество лет. Такой подход будет более справедливым для быстрорастущего бизнеса.
Основная цель инвестора — продать свою долю позже, будь то через год, два или пять лет, но важно, чтобы компания всё это время росла и было понимание, кому можно продать эту долю. Это может быть корпоративный инвестор или компания, готовящаяся к IPO. Если таких планов нет, то эта оценка может не подойти.
Также стоит учитывать, что оценка сильно зависит от рыночной ситуации. Если рынок растет и на нём много денег, стоимость может достичь 8 выручек. В противном случае, при неопределенной ситуации, она может упасть до 2.
3. Оценка среднего и крупного бизнеса
Средний и крупный бизнес с работающей моделью.
💲 Стоимость можно оценить в 5-8 EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации). Инвестор рассчитывает на стабильные дивиденды в долгосрочной перспективе. Компания должна работать прозрачно, а дивиденды начисляться полностью «белыми». При выручке от 150 миллионов рублей в месяц и выше показатели EBITDA могут сильно различаться у разных компаний, что напрямую влияет на оценку и на сумму, которую можно привлечь.
4. Оценка микро и малого бизнеса
Микро и малый бизнес, который стабильно работает.
💰 Оценка будет в диапазоне от 2 до 4 чистой прибыли за год. Здесь сложно проанализировать реальный доход компании, и, как правило, многие работают по «полусерой» схеме с оптимизацией налогов. Переход на полностью легальную схему может значительно снизить прибыль, что также сказывается на оценке.
Стоимость может варьироваться, если у компании есть активы или имущество, что позволяет рассчитывать на её увеличение.
Присоединяйтесь к нашему каналу, где мы обсуждаем привлечение инвестиций и делимся полезными инсайтами: https://t.me/solodovnikov_pro.
Что бы вы посоветовали тем, кто боится потерять деньги при инвестировании?
Очень плотно изучать то, куда собираетесь инвестировать и если не понимаете как это работает - не соваться.
Согласен с Николаем не нужно лезть в тему, в которой не разбираетесь. У меня был клиент лет 8 назад, он открыл ресторан в Москве, вложил 40 миллионов, только через год здание снесли. Но он не разбирался и вляпался. Да и сам ресторан он раскручивать не стал, просил найти ему такого же простофилю как он, чтобы варить ему ресторан. Я в итоге отказался
Я бы тоже боялся потерять деньги. Лучше сначала почитать больше про инвестиции, взвесить все и только потом начинать.
Здравствуйте. А какие ошибки в оценке могут привести к провалу переговоров с потенциальным покупателем бизнеса?
Самая главная происходит на старте - плохая подготовка к переговором и отсутствие знаний о инвесторе.
Николай, а как адекватно оценить стартап, если он ещё не вышел на прибыль, но уже имеет запущенный продукт?