Навигация для бизнеса: как мы создали геосервис «Компас»
Продукт, который помогает предпринимателям с поиском мест для открытия бизнеса
Как пришли к идее
Команда аналитического проекта T-Data регулярно выпускает исследования для бизнеса на основе больших данных. Они помогают предпринимателям лучше ориентироваться в рынке и принимать взвешенные решения. Но обычно такие исследования касаются всей категории товаров в целом или какой-то большой локации. Нам же хотелось создать такой продукт, который даст ответы начинающему предпринимателю именно для его кейса, будь то цветочный в Кузьминках или магазин косметики в Строгине.
Так появилась идея сервиса «Компас», который очень упрощает геомаркетинговые исследования для бизнеса. Открыв карту города, можно увидеть уровень конкуренции, средний чек, количество покупок на одного клиента, проходимость и другие показатели для конкретной категории и места. Они собираются исходя из данных по поведению более 45 млн клиентов Т-Банка и выдаются в обезличенном виде. Особенно это актуально для малого бизнеса, который не может на начальном этапе позволить себе проанализировать карту города: для этого потребуется много ресурсов, финансовых в том числе.
Сервис «Компас» для клиентов экосистемы Т-Банка работает бесплатно и для многих предпринимателей стал киллер-фичей при выборе банка-партнера.
Прежде чем запускать разработку продукта, мы проанализировали многочисленные запросы от предпринимателей и поняли, что в подобном сервисе многие очень нуждаются. Особенно это касалось малого бизнеса. Мы провели серию опросов и десятки глубинных интервью с представителями бизнеса из восьми сегментов, чтобы понять их основные боли в этом вопросе.
Далее определили факторы выбора локации для точки:
- проходимость трафика;
- конкурентная загруженность района;
- средний чек конкурентов;
- число покупок в районе;
- стоимость аренды.
Изначально у нас были и другие показатели в работе, но они оказались невостребованны, поэтому данные по ним решили не считать и в прод не выкатывать. И наоборот, обратная связь клиентов помогала нам откалибровать недостающие метрики.
Для команды разработки это экспериментальный проект, который стал настоящим вызовом. Одной из фич была оптимизация под мобильные устройства, чтобы отстроиться от конкурентов.
В несколько подходов доработали UX и UI, используя исследования, интервью с представителями целевой аудитории. Научились обрабатывать большие объемы данных для перерисовки карты в приемлемое для пользователя время. Удалось добиться хорошего покрытия для устройств и браузеров в короткие сроки и серьезно прокачать скилл команды.
От идеи — к реализации
Сначала нужно было собрать команду. В проекте участвовали ребята из аналитического проекта T-Data и команды специальных проектов. Всего восемь человек: разработчики, аналитики, маркетологи и менеджеры.
Процесс разработки состоял из семи этапов:
- Реализация MVP на основе данных.
- Исследование MVP на живых клиентах.
- Разработка концепта дизайна.
- UX-исследования.
- Разработка карты, авторизации, демокарты и всех фич внутри продукта.
- Устранение багов и тестирование.
- Выкатка на прод.
Если говорить про сложности, основная была в том, чтобы сделать карту удобной и отобразить аналитику большого массива данных самым простым и производительным образом.
Мы несколько раз меняли размер районов и их цвета, чтобы добиться наиболее понятной для клиента визуализации. В результате сделали отображение областей тремя способами: выделяли районы треугольниками, квадратами и сотами (гексагонами). Последний вариант работает по умолчанию: он равномерно покрывает поверхность и дает лучшую сбалансированность при анализе пространственных данных. Из-за этого фигура стала стандартом отрасли.
Кроме того что наша команда впервые работала с картой, в проекте была еще одна особенность. Компас стал первым продуктом Т-Банка, который предоставил внутреннюю геоаналитику напрямую пользователям.
Основная технологическая уникальность Компаса в том, что на основе транзакций мы получили высокое покрытие всех торговых точек городов-миллионников России, тем самым предоставляя пользователям качественную аналитику. Данные обновляются раз в месяц и не требуют вмешательства команды — это позволяет гарантировать актуальность информации на карте и не заставляет разработчиков и аналитиков отвлекаться на рутину.
Какие итоги
С момента запуска сервиса по сентябрь 2024 сайт Компаса посетило свыше 185 тысяч пользователей. Все они искали место для открытия или сравнивали показатели у конкурентов в таких сферах, как общепит, автозапчасти и автосервисы, дом и ремонт, бары, продукты и салоны красоты.
После запуска мы добавили фильтр среднего чека. Еще одним нововведением стало сохранение района: после перерыва пользователю показывают ту локацию, на которой он остановился. Протестировать Компас можно по ссылке.