Управление цепочкой поставок. Внутренний ресурс повышения дохода

Управление цепочкой поставок. Внутренний ресурс повышения дохода

При создании своих продуктов современные компании используют кооперацию, то есть: привлекают компании-поставщиков, распределяют производство продукта, разделяют риски и инвестиции при производстве. Такой подход позволяет увеличить эффективность труда и снизить стоимость конечного товара, за счет распределения затрат. В то же время кооперация создает цепочку поставок – главную артерию, по которой движутся материальные потоки от поставщиков к клиентам. Качество работы этой системы отражается на финансовых показателях работы компании и, следовательно, влияет на стоимость акций.

В течение 5 лет я работал главным специалистом по качеству поставок в российской авиастроительной корпорации − «Гражданские самолеты Сухого» (ныне «ПАО «Яковлев»). Мне есть что рассказать о том, как управление цепочкой поставок может помочь компании сократить оборотный капитал и увеличить денежный поток. Некоторыми идеями я решил поделиться в своем блоге.

Рисунок 1. Производственная площадка АО «Гражданские самолеты Сухого». Я с коллегами.
Рисунок 1. Производственная площадка АО «Гражданские самолеты Сухого». Я с коллегами.

Для функционирования компании необходим капитал. В условиях экономических кризисов, когда регуляторы с целью борьбы с инфляцией сокращают ликвидность на рынках и повышают базовые ставки, деньги становятся дорогими. Поэтому компании могут испытывать сложности при привлечении инвестиций. Если компания не может привлечь средства в оборотный капитал или занять большую долю на рынке, то необходимо искать ресурсы внутри. В таком случае, улучшение качества цепи поставок может увеличить доход и сократить потребность в инвестициях. Но насколько существенным может быть эффект?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать какой % затрат компании формируется в цепи поставок. В качестве примера возьмем отчет компании Dell Technologies Inc. за 2022.

Согласно отчету, расходы на закупки составляют $75 млрд., а совокупный доход $101 млрд. Предположим, улучшение качества цепочки поставок, сократит затраты на 10%. Что, в свою очередь, даст эффект 7.5% роста чистого дохода или $7.5 млрд. Полученный результат отразится на экономической прибыли и на стоимости акций компании.

Рисунок 2. Схема финансовых потоков компании.
Рисунок 2. Схема финансовых потоков компании.

Поскольку оборотный капитал включает в себя деньги бизнеса, ликвидные активы, складские запасы и дебиторскую задолженность, работа по ряду направлений сократит потребность в финансировании оборотного капитала и повысит экономическую прибыль. Разобраться стоит с:

1. Сокращением количества товаров, которые были заказаны, но не отгружены.

2. Сокращением количества запасов.

3. Сокращением затрат.

Как сократить затраты в цепочке поставок?

Из следующих статей вы узнаете, что нужно для оптимизации цепочки поставок. Мы разберемся, как прийти к сокращению затрат и увеличению дохода, посредством:

1. Управления затратами. Учет и снижение затрат позволяет компании выявлять и устранять потери выручки от продаж, что, в свою очередь, повышает их прибыльность.

2. Управления SKU. Категоризация и сокращение количества единиц складского учета – SKU. Снижает необходимый оборотный капитал и затраты на складскую инфраструктуру.

3. Балансировки продаж и запасов (S&OP). Управление товарными запасами напрямую влияет на прибыль. Недостаточные запасы означают невозможность выполнения заказа, а значит упущенную прибыль. Избыточные запасы – замороженный в товаре оборотный капитал.

4. Инвентаризации. Улучшение данных об остатках запасов позволяют делать более точные планы закупок и эффективно расходовать оборотный капитал.

5. Аудита и управления качеством поставщиков. Выявление потенциальных рисков, обеспечение соблюдения спецификаций и стандартов качества приводит к снижению затрат в цепочке поставок.

6. Внедрения инструментов обеспечения качества в цепочку поставок. Согласование с поставщиками показателей качества и определение допустимых дефектов, снижает количество возвратов и расходы на логистику.

На ранних стадиях развития рынков, когда борьба за клиента не велась, от специалистов по снабжению требовалось обеспечить наличие товара по минимальной цене. Сейчас, когда выигрывают более качественные продукты с лучшим сервисом, от специалистов требуется умение управлять поставщиками. Цель такого взаимодействия – создание конкурентной продукции и управление затратами на всем жизненном цикле продукта.

Как видите в арсенале специалиста по управлению качеством поставщиков находятся различные инструменты, оказывающие непосредственное влияние на доход компании. Именно о них мы поговорим в следующих статьях.

11
3 комментария

Сотрудничество с поставщиками, снижение производственных затрат и повышение эффективности труда, это как бэ вещи всем очевидные.

Ответить

Рад что вы работаете в хорошей компании и для вас это очевидные вещи.

Ответить