Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Как разработать одну из крупнейших социальных сетей для предпринимателей от СБЕРа, пройти через сотни правок и итераций дизайна, объяснить и доказать свою правоту и экспертизу, а также сделать крутой продукт, которым пользуются тысячи влиятельных людей со всей России? История создания Клуба Первых с прототипами, дизайном и факапами, приятного чтения)

Всем привет, на связи UXART, где мы ежедневно делаем интернет удобнее. За 6 лет сделали более 250 проектов для крупных корпораций. За это время заняли высокие места в рейтингах, а также получили множество наград за свои работы.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Сегодня расскажем про Клуб Первых — социальную сеть от СБЕРа, которая уже получила первое место в рейтинге WDA (в номинации «СМИ, ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО/МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ»)

Предыстория

Основная концепция клуба — точка входа для предпринимателей, собственников, топ-менеджеров и прочих влиятельных лиц России. Здесь пользователи могли бы находить новые знакомства, устраивать совместные мероприятия и разрабатывать новые продукты.

Для этого создателям Клуба нужно было разработать своё пространство, где все взаимодействия бы и осуществлялись. Естественно, для такой задачки простенький форум или чат в тг не подойдет. Поэтому авторы сразу решили разработать свою социальную сеть с мессенджером и группами, умной лентой и мероприятиями, пульсаром и киллер-фичами.

До нашего включения в проект, у Клуба уже была реализована первая вариация своего сайта. Выглядел он, как собственная CRM-ка с узнаваемым дизайном. Ребята видели, что такой продукт сейчас не устраивает пользователей ни дизайном, ни функционалом, поэтому команда Клуба Первых поняла, что тут необходима сторонняя экспертиза по интерфейсам.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Это наша ключевая специализация, т.к. мы одна из немногих UX-ориентированных студий. Благодаря этому выбор пал именно на нас и после небольшого диалога в телеграме мы начали работу над проектом)

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Цель

У нас была простая и понятная задача — не устраивает старый дизайн, хочется осовременить интерфейс, сделать его красивым и удобным, а также разработать новые функции с учетом best practise.

Основной упор шел на мобильное приложение, затем также делали дизайн десктопа.

При этом, приложение должно включать в себя привычные паттерны социальных сетей — группы, мессенджер, «умную» ленту новостей и так далее. Плюс сам Клуб хотел видеть инновации, о которых мы тоже поговорим, но чуть позже.

Задачи

Тут немного сложнее. В начале нас привлекли как экспертов в UX с единственной задачей — разработкой и реализацией одного раздела. Мы же проанализировали весь интерфейс и поняли, что практически на всех экранах страдает и UX, и UI. Поэтому мы передали аналитику заказчику и после нескольких коллов мы начали работать над всем проектом.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Изучили конкурентов

В рамках анализа рассмотрели приложения конкурентов, в которые пользователи Клуба заходят на ежедневной основе (социальные сети, аля ВК, ТГ и прочее, сервисы по доставке еды, банки и т.д.).

Решили проанализировать последние, так как часто в таких приложениях встречается интересный функционал, который можно адаптировать.

Основной упор в этом блоке пошел на анализ функций, которые можно переложить на Клуб Первых.

Так, во Вконтакте мы подробно анализировали поисковое меню с их фильтрацией. Например, вы знали, что каждая категория поиска (на мобилке) отличается не только по набору фильтров, но и формату отображения и контенту? Тогда как Телеграм делит контент на группы, разделяя их заголовками.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

В «магазинах» поиск тоже отличается. App Store сходу показывает пользователям актуальные и рекомендуемые запросы в топе до тапа. В самокате заголовок при скроллинге закрепляется и становится «выпадашкой», а в Яндекс Еде/Delivery поиск разделен на 3 разных блока — «все», «рестораны» и «магазины».

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И каждое приложение в той или иной степени показало нам свою вариацию поискового окна. Мы попытались совместить наиболее удачные решения и перенести это в Клуб. Но что получилось узнаете чуть позднее.

Такой анализ, понятное дело, провели не только с поисковыми запросами, это был скорее показательный пример, нежели единственный)

Сами выводы занесли в отдельный док и поделили их на 4 сегмента:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

На этом этапе также начали составлять гипотезы по функционалу, который можно использовать в Клубе:

— Поиск по материалам мероприятий — добавление в глобальный поиск параметров фильтрации по вложениям мероприятий (фото, видео, документы)

— Состав карточек участников мероприятия

— Добавления чата в папку — как это сделано в ТГ

— Вид календаря мероприятий

Прототипы и дизайн

За два года было спроектировано и отрисовано 12 многофункциональных разделов. Далее будем показывать и подробно рассказывать о них. Давайте коротко расскажем о части из них и перейдем к главным разделам:

  • Чат — собственный мессенджер внутри Клуба Первых, основанный на принципе «быть всегда на связи без лишних действий»;
  • Мероприятия — каждый может создать мероприятие и пригласить поучаствовать других;

  • Профиль — максимально подробная информация об участниках Клуба: упор ставится на достижениях участника и его работе, а не на личной жизни. Поэтому бизнес-информация считается приоритетной и показывается выше.

  • Лента — классический способ поделиться контентом с пользователями;

  • Участники — место для поиска новых контактов;

  • Пульсар* — одна из «киллер-фич» Клуба Первых.

  • и это только малая часть разделов

*Публикация в новом месте (городе или стране) выводится в отдельный блок — пульсар. Если пользователь оставляет своё гео, другие участники в приоритетном порядке видят эти публикации. Так мы решили создать «площадку» для встречи, тусовок или бизнес предложений здесь и сейчас.

И это лишь главные разделы, а есть же еще и дополнительный функционал. О нем мы тоже расскажем, но чуть позже.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Для того, чтобы реализовать свою ленту, мы проанализировали ближайших конкурентов:

(вот, например, часть гипотез)
(вот, например, часть гипотез)

На основе аналитики перешли к прототипированию экранов.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

В центре — классическая лента новостей. Здесь пользователи видят публикации друзей и/или групп, на которые подписались.

Слева расположилось навигационное меню, которое переводит пользователей на другие разделы Клуба.

Правая часть — фильтрация ленты, рекомендуемые (по вашим интересам) мероприятия и прочие активности.

В верхней части — поисковое меню и возможность добавить свой пост на одном экране.

Мы решили не изобретать велосипед, воспользовавшись привычными паттернами ВК. Единственное исключение — мероприятия, на которых и строиться упор коммьюнити «Клуба Первых».

Редактор поста также решили оставить на экране «ленты». Пишите текст, добавляете картинки, видео, документы, опросы или гео и публикуете пост. Внутри редактора вы также можете менять блоки местами, чтобы фото выводилось не снизу, а в конкретном для вас месте:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Каждый пост, как мы привыкли, можно комментировать, лайкать и репостить. В случае чего, можно даже пожаловаться, но так мы делаеть не рекомендуем)

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Впоследствии дополнили ленту, внедрив формат прямых трансляций.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И это лишь малая часть от всех экранов, которые мы спроектировали. А мы еще даже о мобилке не говорили.

Проект в целом оказался поистине огромным и показать его полностью в рамках даже 20000 символов практически невозможно. Поэтому далее мы будем меньше говорить и больше показывать.

А теперь интерактив — напишите в комментах, получилось ли у нас сделать «удобно, современно и красиво» ленту, или нет.

Критика — один из лучших мотиваторов для роста, поэтому хотим услышать ваше мнение)

И пока вы пишите комменты, переходим к следующему блоку.

Мероприятия

Здесь мы сделали макеты для 2-х групп пользователей Клуба:

  • ClubFirst Business — офлайн;
  • ClubFirst GlobAll — онлайн.

Их главное отличие — наполнение и порядок блоков.

На этапе диалога, нам поставили конкретную исходную задачу, которая описывалась на основе ранних прототипов. И выглядело это так:

(1 из 2 страниц с объяснением задачи)
(1 из 2 страниц с объяснением задачи)

Если кратко — нам нужно было спроектировать главный экран «мероприятий» для двух групп, сделать категории и выбор города, скролл, календарь, показ посещенных и прошедших мероприятий, а также уведомления в ленте.

По мере работы мы предложили изменить календарь:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И выбор города:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Нам сказали «гуд», вводим изменения и показываем финальные прототипы:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

После чего дизайним все экраны:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Чат

С чатом все было проще: заказчик изначально понимал, что хочет как в ВК. Поэтому мы сразу подготовили прототип, основываясь на бывшей социальной сети Дурова:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Далее мы задизайнили свой чат с блэкджеком и топ-менеджерами:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Естественно, мы не скопировали полностью чат ВК. Непрофессионально ведь. Адаптировали под общий визуальный стиль Клуба, добавили «папки»:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Создание групп:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Администрирование:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И множество других полезных экранов и фич.

И вот как все выглядит на мобилках:

(до-после)
(до-после)

Пульсар

Самая интересная функция в Клубе Первых. Напомню, что при помощи пульсара пользователи могут видеть друг друга на карте в режиме реального времени.

Начали работу с метапрототипов — здесь показали, что пользователи будут видеть на каждом экране пульсара. Например, создание метки или информацию об участниках.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Получили апрув → переходим к детализированным прототипам:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

А после и к дизайну:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Поиск

Здесь немного больше расскажу про аналитику. Поиск, в отличие от прошлых разделов — дополнительный функционал к приложению. Поэтому показывать сам интерфейс будет не так интересно, как в прошлых разделах.

На старте решили посмотреть на прямых конкурентов — социальные сети и их внутренний поиск:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Отличие соц. сетей от других приложений — при поиске в первых рядах всегда высвечиваются пользователи. А вот с контентом возникают проблемы. Ведь вам приходится переходить в соответствующую категорию, совершая дополнительные клики.

В остальном же, все социальные сети показали стандартный функционал. Мы решили пойти дальше и начали анализировать сервисы по доставке еды и банковские приложения:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Так, например, в самокате заголовок при скроллинге закрепляется и становится «выпадашкой». А Тинькофф прямо в поиске группирует самые популярные запросы пользователей.

Собрали всю инфу в один файл, вывели главные пункты и пошли к заказчику.

Сделали 3 варианта высокоуровневых прототипов:

  • С переключателем;
  • Без переключателя, с заголовками;
  • Комбинированный (вкладка «все» с заголовками)
Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Далее приступили к детализированным прототипам.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И наконец дизайн

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Профиль пользователя

Профиль — он же визитная карточка любой социальной сети. Здесь профиль пользователя в первую очередь выводит бизнес информацию. Кто, кем, где, когда работал и все вытекающее.

Начиная с ранних прототипов показывали, как это будет выглядеть:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Еще одна интересная функция профиля — благодарности. Каждый участник клуба может поблагодарить вас, написав, что вы «крутой чел». Эти благодарности видны всем и в какой-то степени повышают ваш социальный рейтинг. Вымышленный, естественно.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Так выглядят прототипы мобилки:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

А так для ПК:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Следом перешли к дизайну для мобилки:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И здесь вы можете заявить — но этот дизайн ведь не подходит под цель «удобно, современно и красиво». И вы чертовски правы. Это была первая итерация дизайна, которую в будущем мы изменили. И стало все выглядеть так:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И теперь ПК:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Участники

Последний крупный раздел, о котором мы поговорим с вами сегодня — участники. Ближайшая аналогия из других социальных сетей — друзья в ВК. Здесь вы можете добавлять новых друзей, удалять старых, написать им в личку, выделить избранных друзей и… да и всё. Вот какие прототипы были у пк:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

И вот как выглядит итоговый дизайн:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Ну и про мобилочки, конечно, не забываем:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Не только про интерфейсы

Кроме самих интерфейсов мы также отрисовали презентацию для партнеров и лендинг, который рассказывает о всех преимуществах Клуба:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART
Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Cопровождали разработку на протяжении всех 2 лет. Описали логику построения коллажей для разрабов:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Делали множество дизайн-ревью:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

А суммарное количество макетов за это время давно перевалило за две сотни:

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

Что дальше?

А дальше еще больше интерфейсов для крупнейшей социальной сети от СБЕРа. Сейчас пк версия во многом отстает от мобилки, некоторых функций банально нет, иногда прослеживается ранний дизайн страниц и все это вызывает вопросы.

Но происходит это не по нашей вине, а из-за выбранной Клубом модели ведения своего продукта. В основном же сейчас люди пользуются мобайлом, так почему не делать ставку на него?

Клуб первых — огромный проект, работа над которым ведется и по сей день. И на этом работа не заканчивается, мы уже придумали и спроектировали новый функционал. И эта статья не завершение работы над проектом, а наша история о том как этот проект зародился и каким является сейчас.

Как мы создали социальную сеть для Сбера: полный редизайн, внедрение новых фич, факапы и лучшее мобильное приложение 2024 года | Кейс UXART

В нашем телеграме вы можете найти много полезных материалов по UX/UI, там же делимся инсайдами с внутренней кухни крупных компаний, так что советуем подписаться)

Понравился проект и хотите также? Давайте обсудим ваш)

С вами был редактор UXART, до скорых встреч)

99
3 комментария

Сколько сил вы потратили на согласования?

Ответить

Видимо, много

1
Ответить

Очень, очень круто.


Спасибо, поржал )))

Ответить