Я написала 20 статей в СМИ за полгода без пиарщика: делюсь опытом и секретами, о которых никто не говорит
Я публиковалась в Бизнес-Секретах, писала для Texterra, SMM Planer, Digital Broccoli и Postium. Расскажу, с какими подводными камнями столкнулась, на примерах покажу всю внутреннюю работу с редакциями+таблицу СМИ.
Привет! Я Лия, копирайтер с 4-летним опытом и автор тг-канала про контент и бесплатное продвижение в телеграме. С июня 2024 года самостоятельно и абсолютно бесплатно (с моей стороны:)) пишу статьи в СМИ о продвижении.
Зачем я трачу на это время?
- Для карточек эксперта в поисковиках. Это когда люди гуглят «Лию Рейн» и появляются много страниц в разных СМИ со списком статей. Так увеличивается доверие.
- Чтобы аудитория в тг-канале воспринимала, как эксперта. Иногда я продаю там услуги или продукты, поэтому периодически выкладываю уже опубликованные статьи и «поддерживаю имидж».
- Собираю портфолио статей для федеральных СМИ. У меня есть цель — попасть в РБК, Коммерсантъ и Форбс. И не просто выложить профинансированную статью, а стать колумнистом и постоянно писать для изданий. Без нормального портфолио ничего не выйдет.
- Чтобы показать опыт, как копирайтер. Сами по себе статьи добавляют х2 к востребованности специалиста, а это значит, что я не только могу писать их для клиентов, но и повысить цену за услуги.
Этот список, к слову, не только обо мне. В нем есть частые запросы и причины публиковаться. Перед тем, как писать в редакции, определите, для чего вам статья и какие сейчас цели.
Например, если для репутации нужна статья в РБК, вам понадобится минимум 10 статей в средненьких изданиях и помощь пиарщика. Даже для привлечения клиентов через СМИ (а это реально, просто долгосрочная стратегия) и работы над лояльностью, нужно выпускать хотя бы 30 статей в год.
Я решила собрать портфолио и закрыть мечты о статьях, поэтому написала 20 штук.
Как я писала в изданиях
Еще зимой этого года я просматривала корпоративные медиа, журналы и СМИ по тематике фриланса, маркетинга и соцсетей. Моя тема: продвижение, монетизация и ведение телеграм-каналов.
Собрала почты в таблице, получилась объемной. Поделена на два столбца — название и почта. Это не секретная информация, просто для новичка трудозатратно искать контакты по всем сайтам.
Сама таблица👇
Далее создаю шаблон и начинаю рассылать, немного видоизменяя для каждого отдельного СМИ. Первые письма были безликими.
Главная ошибка здесь: я не предлагаю темы и тезисы статей, не добавляю примеры написанных материалов. Редакторы в 99% случаев даже не отвечают на такие письма.
Что нужно сделать вам, чтобы редактор ответил на письмо:
- Во первых, не пишите сто раз по новому, если не ответили. 1000 сообщений на почту от эксперта раздражают и вас с большей вероятностью закинут в спам.
- Во вторых, в письме ВСЕГДА приводите релевантные примеры материалов. Например, я хочу опубликоваться в журнале о маркетинге, поэтому отправлю статью о контент-маркетинге из Texterra.
- В третьих, если у вас нет примеров текстов, напишите пару статей на vc и только потом отправляйтесь в издания.
- В четвёртых, никогда не спрашивайте: «Что для вашего медиа актуально по моей теме?». Сразу предлагайте актуальные тезисы и заголовки статей. Вы никто, на вас всем насрать, проявите инициативу.
Чтобы инициатива была актуальной тематике медиа, изучите статьи конкурентов. Я так делаю всегда. Смотрю, были ли публикации по моей теме, и если да, то что ещё могу рассказать. Ещё во многих изданиях есть поиск по сайту, просто введите нужные ключевые слова и увидите весь список материалов.
Возвращаемся к шаблону письма. Через какое-то время, опытным путем я поняла, что безликие шаблоны — фигня, и надо составить структуру получше.
Я учла ошибки и изменила структуру, теперь она выглядит так:
- Короткая самопрезентация. Здесь я рассказываю о себе, своем опыте и изданиях, с которыми работала.
- Предпочтительные темы. Например, я больше всего разбираюсь в телеграм, упаковке, продвижении и контенте для соцсетей.
- Примеры статей. Достаточно 2-3 материалов, я скидываю из SMM Planer и Бизнес Секретов.
- Темы и тезисы. Здесь я предлагаю несколько вариантов потенциальных статей.
С редакцией ведите себя привычно и прилично. Никогда не знаешь, кому и в каком проекте тебя посоветуют. Или не посоветуют:)
Ещё лайфхак — рассылайте письма сразу в пару десятков изданий. Из 10 мне ответили 3-4, в остальном тишина, особенно для неизвестного в СМИ чувака.
Процесс публикации в изданиях
Первым делом я хочу порекомендовать начать писать в СМИ через издания с низким порогом входа. Такие как Porusski (у меня там 6 статей). Некоммерческие издания, лайф-журналы или тематические — без разницы. Важно, чтобы не было особых требований к длине, теме и структуре статьи. И чтобы с редактором связывались можно легко.
Приведу пример. В Тинькофф Банке есть два медиа: Т-Ж и Бизнес Секреты. В первое очень сложно пройти со статьей, долгие правки и согласования. Во второе я отправила две статьи и опубликовали их без особых правок, как минимум не было некритичных замечаний. Кстати, через бот @bs_community_bot.
В изданиях процесс работы над статьей выглядит так:
- Вы отправляете темы и тезисы
- Редактор выбирает лучшее или отказывает
- Если выбирает, то начинаете писать статью, если отказывает— присылаете новый список тезисов и тем, но с учётом ошибок в предыдущих (их надо понять самостоятельно)
- Статью пишете на 100% уникально, вручную без нейросетей, проверить уникальность можно в сервисе Text.ru (она должна быть 100%) и по Главреду (там смотрите количество знаков и чистоту текста не ниже 8)
- Обычно длина текста в медиа не выходит за рамки 15-20 тысяч знаков, гигантские статьи люди не читают.
- Статью пишете в гугл документах, открываете доступ к редактированию и после отправляете редактору ссылку на статью, а не сохранённый pdf-файл.
- Прежде чем отправлять материал, проверьте текст на тавтологию, орфографические и смысловые ошибки.
- В тексте обязательно должны быть примеры, ссылки на первоисточники или скрины/таблицы, кейсы и личный опыт.
- В статьях для медиа не должно быть никакой рекламы, расхваливайте себя в другом месте.
- После отправки редактору вас ждет 3-4 раунда правок, бывает больше (правки можно найти в комментариях к гугл документу со статьей)
- В процессе, начале или конце правок статью могут отклонить, но это бывает нечасто (если материал не взяли, отправьте его на другой носитель, а не оставляйте "пылиться на полке")
- Обязательно скиньте редактору свое фото, короткую инфу о себе с ключевой информацией и регалиями, а также имя, фамилию и ссылку на тг-блог/сайт, если есть.
- Фото загружайте в Яндекс Диск, потом скопируйте ссылку и так присылайте, иначе редактору будет неудобно.
- Все иллюстрации, скрины и фото загрузите на Яндекс Диск и отправьте ссылку редактора вместе со ссылкой на гугл документ со статьей.
Раньше я бы очень хотела знать внутрянку, но нигде об этом не писали, увы 🙈
Очень важно изучить редполитику медиа и оформить статью по ней, иначе правок будет ещё больше. Файл с редполитикой спрашивайте у редактора или посмотрите на сайте издания в разделе для авторов, если такой есть.
После публикации статьи, если издание предусматривает оплату, обязательно уточните, сколько вам заплатят. Перед началом сотрудничества уточняйте, платят ли вообще авторам.
Какие есть варианты оплаты:
— за 1000 знаков (на Постиуме)
— за статью
— стандартные цены на объем товара (например, до 10 тысяч знаков статья стоит 3000р, а от 10 до 20 тысяч знаков — уже 7000р)
Настоятельно рекомендую оформить самозанятость, если ещё этого не сделали. Редакции часто заключают договоры с авторами и платят только по СЗ или ИП. Некоторые отправляют деньги на карту, а некоторые требуют подписать NDA. В любом случае, чек приведет к пандемии :) и лучше указать на него ссылку, а не присылать фото чека редактору.
Что обязательно надо сделать после публикации
Я очень надеюсь, что у вас есть какая-то соцсеть :) выложите статью везде, где только можно, и сохраните ссылку на нее в портфолио. Желательно сразу после публикации отправлять новые темы согласованному редактору, чтобы не затягивать, быстрее собрать необходимое количество статей и перейти к федеральным СМИ.
Ставьте лайки и сохраняйте, если статья была полезной. Буду рада вашим вопросам в комментариях:)
У меня есть канал про бесплатное продвижение в телеге, где я делюсь пользой, лайфхаками и разными способами продвижения. А ещё пишу про контент и цепляющие тексты. Подписывайтесь))
На Т-Ж можно опубликоваться в "Сообществах" - там статьи смотрит только модератор. Нельзя указать должность, регалии, малейшие намеки на рекламу вырезают. Но в тексте можно написать про свой опыт и примеры из практики) Если все подготовить, будет выглядеть как полноценная статья
Да-да, вы правы. Я пыталась сделать там "экспертную" статью — отклонили. А у коллег личный опыт заходит очень неплохо
Лия, спасибо, что поделились опытом. Я тоже за бесплатное продвижение) у меня есть статьи и в Т—Ж, и в Нетологии, и в других изданиях. Этот опыт сильно мне помог в карьерном развитии. Желаю вам успехов❤️
Вы меня вдохновили ❤
Спасибо, что поделились своим опытом. Я раньше писала только для специализированных медицинских журналов. Надо попробовать писать в обычную прессу.
Конечно пробуйте ❤
Лия, желаем успехов в продвижении🔥