Кейс частного детектива Лилии Ананичевой. Как мошенники используют судебную практику для черного PR
Мы часто слышим истории о том, как компания предоставила недостаточно качественный товар или услугу. Но что если свои полномочия превышает клиент?
Я – Ананичева Лилия Ильдаровна, профессиональный медиатор по досудебному урегулированию бизнес-споров (налоговых споров); частный детектив по экономическим (налоговым) вопросам. Создала детективное агентство «Шерлок».
Хочу поделиться кейсом, который произошел со мной: клиент оказался недобросовестным и решил отсудить выплаченный гонорар за проделанную работу. Удивительно точно с судами по этому делу совпала кампания по распространению ложных сведений обо мне в медиа.
Суть дела
Взаимоотношения с компанией ООО «НПО «ЭСП»» начались как с обычным клиентом: они обратились за помощью в споре о налоговых доначислениях. Такие задачи я решаю вместе с сотрудниками своего агентства «Шерлок»: мы помогаем бизнесу оспорить доначисления налогов в результате проверок. В данном случае речь шла о 86,7 млн рублей доначисленных налогов и штрафах на 15 млн рублей.
В ходе проверок налоговики, как правило, оспаривают сделки, проведенные компанией, и находят повод исключить их из налогооблагаемой базы. Таким образом, можно доначислить налоги. Моя методика предполагает сбор информации о сделках и доказательство их реальности. Для этого часто приходится прибегать к поиску компаний-контрагентов, их руководителей и бухгалтеров, поэтому я заключаю с клиентом договор об оказании детективных услуг.
С ООО «НПО «ЭСП»» мы заключили договор в ноябре 2022 года. В декабре я получила частичную оплату в размере 4 млн рублей, разработала план работы и начала реализовывать его. В течение месяца был проведен комплекс работ по договору с ООО «НПО «ЭСП»» : анализ финансов предприятия, консультации с руководством и налоговиками, поиск информации о контрагентах, составление документов для оспаривания выводов налоговой.
В конце месяца мы представили акт выполненных работ, где перечислили все проведенные мероприятия. Затем получили уведомление о том, что клиент подал в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании неосновательного обогащения, требуя возврата выплаченного гонорара.
В суде представители ООО «НПО «ЭСП»» утверждали, что не нуждались в услугах частного детектива, при этом не смогли внятно объяснить, что заставило их оплатить мне по счету 4 млн рублей. Они рассказали суду, что заблуждались насчет сути оказываемых услуг, а также сослались на то, что компания находилась в процессе банкротства, и конкурсный управляющий не согласовал расходы по нашему договору.
Приняв во внимание представленные мной доказательства проведенной работы, суд принял решение отказать в иске. Но это было только начало. Первое судебное решение увидело свет в июне 2023 года, с тех пор ООО «НПО «ЭСП»» регулярно оспаривает все новые и новые судебные решения. Но и суды – это не все.
PR-кампания
Каждый процесс по иску ООО «НПО «ЭСП»» совпадает по времени с массированной кампанией против меня в медиа. Разберу здесь, какие признаки характерны для «черной» PR-кампании.
1. Суд изначально инициирован как инфоповод
Скорее всего, сами суды изначально и планировались не для того, чтобы их выиграть, а просто чтобы дело появилось в картотеке, и можно было использовать его как инфоповод.
2. Информационные вбросы сопровождают каждый этап суда
После заседания на некоторых ресурсах в интернете, а в основном – в телеграм-каналах появляются заметки неизвестных авторов о том, что идет разбирательство, упоминается имя, а суть дела излагается без подробностей и крайне предвзято.
3. Искажение информации с точностью до наоборот
Публикации искажают суть дела и выворачивают реальную картину наизнанку. Мошенники не стесняясь, поливают грязью, используют размытые формулировки, единственная цель которых – бросить тень на мое имя и приписать мне мошеннические действия, которые совершала как раз не я.
4. Количество публикаций
Каждый вброс обычно оставляет несколько десятков публикаций. Количество их таково, что отследить каждую и потребовать законного удаления невозможно. Даже если заниматься этим конкретно, многие используемые телеграм-каналы просто невозможно идентифицировать и связаться с их администраторами.
Выводы
Как предприниматель, я еще раз подтвердила то, что, в общем-то, является основой деловых отношений, но в рабочей суете не всегда соблюдается. Работая с любым клиентом, необходимо иметь на руках договор и документировать каждый этап работы. В данном случае наличие акта выполненных работ и отчета дало возможность выиграть суды.
Как юрист, я прежде всего ориентируюсь на то, что свою правоту нужно доказать в суде. Что касается возможных уголовных дел по статье о клевете, в современных анонимных медиа доказать, кто конкретно написал и опубликовал материал, не так просто.
Но реальность медиа-войны такова, что мало отстоять свою позицию в суде. Необходимо донести ее еще и в публичном пространстве. Всегда существует риск, что кто-то другой намеренно исказит правду. Как ни печально, публикации явно заказного характера оказывают пагубное влияние на мнение аудитории.
Ничего себе... Писать заказные статейки. Да уж, когда анонимность интернете закончится.
Как юрист, интересно, как думаете, имеет ли смысл куда-то обращаться за клевету?