История IT-Solution: как предприниматель из Санкт-Петербурга стал партнером «Битрикс24» из любви к приложениям

38-летний Евгений Хлобыстин развивает бизнес в нескольких направлениях: «1С-Предприятие», фото, игры, медиа. Но именно «Битрикс24» помогает ему осуществлять давнюю мечту — создавать прикладные приложения для предпринимателей, и приносит более 25 млн рублей выручки в год

История IT-Solution: как предприниматель из Санкт-Петербурга стал партнером «Битрикс24» из любви к приложениям

Со старта бизнеса в 2005 году программист Евгений Хлобыстин делал ставку на «1С-Предприятие». Интеграции приносили его компании IT-Solution основную выручку, но не выделяли среди других франчайзи.

«Битриксом» Евгений занялся из любви к разработке приложений. Изначально это направление было очередным бизнес-экспериментом. До него программист создавал игры для «ВКонтакте», открывал фотостудию и агрегатор фотостудий.

Направление по внедрению «Битрикс24» внезапно выстрелило и стало приносить до 40% выручки — 25 млн рублей в 2019 году, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее. IT-Solution попал на верхние строчки рейтинга интеграторов.

Хлобыстин сфокусировался на малом и среднем бизнесе. Но крупные клиенты тоже пользуются разработками его компании и заказывают доработки. Среди них аэропорт «Пулково», Alex Fitness, дочерние компании РЖД и «Росатома», S7 Airlines.

Как предпринимателю удается развивать несколько компанийодновременно и в чем ему помогает «Битрикс24»?

Первые шаги в программировании

Евгений Хлобыстин родился в казахстанском городе Семипалатинске в семье военного и воспитательницы. Из-за профессии отца семья в течение семи лет часто переезжала. «Помню, мы даже в секретных военных городках жили», — делится предприниматель. В школу он пошел в Санкт-Петербурге, с тех пор жил только в этом городе.

История IT-Solution: как предприниматель из Санкт-Петербурга стал партнером «Битрикс24» из любви к приложениям

Если бы у Евгения были сомнения в выборе профессии, отец настоял бы на службе. Но любовь к компьютерам все определила. Хлобыстин с пятого класса ходил на кружок программирования. На уроках в школе быстро расправлялся с заданиями и писал код на бумажке. А после занятий бежал проверять его в Дом пионеров — своего компьютера у него еще не было.

С годами интерес к программированию усилился, поэтому Евгений поступил на факультет технической кибернетики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Параллельно с учебой студент подрабатывал в компании, которая занималась разработкой программы БАРС — Базовый Автоматический Расчет Смет. Никаких CRM еще не было: Евгений получал листок с фамилиями и телефонами клиентов, а затем отправлялся устанавливать ПО.

За эту работу Хлобыстин получал «копейки» — по 80 рублей за выезд. Зато работодатели разрешали студенту продавать дополнительные услуги: ремонт CD-rom, переустановка Windows, настройка принтера. Такое техобслуживание приносило студенту по 1000-3000 рублей от одного клиента, многие обращались повторно. Заработка тех времен хватило на покупку мобильного телефона и автомобиля — «семерки».

Курс на «1С»

В начале нулевых студент заметил популярность вакансий для программистов «1С». Евгений решил пройти нужные курсы в компании «Диалог ИТ».

После учебы желающим предлагали поработать у партнеров. «Студентов “продавали” в рабство франчайзи», — смеется Хлобыстин. Он попал в компанию «ОЛС», где ему платили $150 в месяц. Старые подработки приносили куда больше, но Евгений остался в компании, чтобы набраться опыта.

В 2005 году «ОЛС» выкупила компания «Первый БИТ». По словам Хлобыстина, «все разбежались». Тогда он открыл свою компанию IT-Solution. Предприниматель признается, что собирался работать на фрилансе — в то время он еще учился в магистратуре Политеха. Юрлицо он зарегистрировал практически случайно: не знал, что можно открыть ИП.

На старте работал один и занимался тем, чем привык: настраивал «1С» и компьютеры.

Через три месяца один из клиентов сдал предпринимателю комнату под офис. Хлобыстин переехал и начал нанимать людей. Первыми сотрудниками стали будущая жена и одногруппник, который работал системным администратором.

Новых клиентов приводило сарафанное радио. «Я не пойму, откуда, но постоянно кто-то приходил. Более того, они всегда надолго с нами оставались», — уверяет Евгений. По догадке предпринимателя, дело в бухгалтерах, с которыми он когда-то работал: они переходили из одной компании в другую и приводили к нему новых работодателей.

Выручку того времени Хлобыстин не помнит. По его словам, денег хватало на жизнь и покупку джипа в кредит. До 2008 года IT-Solution работал стабильно.

Из-за кризиса люди перестали заказывать обслуживание техники и покупать лицензионный софт. Но «1С» выстоял, компания продолжила работать без потрясений. С 2010 года IT-Solution отказался от сторонних направлений и сфокусировался на «1С», который помог сохранить доход в следующие кризисы — 2014 года и пандемию коронавируса.

Приложения для «ВКонтакте»

Хлобыстин понял, что аутсорсинговый IT-бизнес сложно масштабировать, и начал пробовать себя в других сферах. В 2006 году в «ВКонтакте» появилась новая опция для программистов — можно было создать свое приложение. Евгений сделал игру «Что о тебе думают твои друзья».

Пользователям нужно было зайти на страницу другого человека и отметить галочками в списке, какой он: вежливый, добрый, умный. Дальше приложение показывало, сколько людей выбрали ту или иную характеристику. Развлечение пользовалось популярностью. «Я вечером выкатил приложение, а через несколько часов было 200 000 установок. Оно “ложилось” от нагрузки. Я на такое не рассчитывал. Пришлось срочно оптимизировать», — вспоминает Хлобыстин. По его словам, «Что о тебе думают твои друзья» использовали больше 4 млн человек.

Предприниматель решил повторить успех. Начал «штамповать приложения» и продавать рекламные баннеры — по 10 000 рублей за неделю показов в игре. «Деньги посыпались», — улыбается бизнесмен. Среди крупных проектов того времени — приложение «Шахматы с друзьями», которым пользовались 1,5 млн человек. По словам Евгения, оно работает до сих пор, а прибыли хватает «на сервера» для IT-Solution.

Вскоре «ВКонтакте» изменил правила площадки и запретил продавать рекламу напрямую. Сеть обязала разработчиков платить комиссию около 50%. Доходы предпринимателя упали, интерес к площадке пропал. «Зато накопил опыт работы с высоконагруженными системами», — заключает Хлобыстин.

Фотобизнес

В 2008 году предприниматель увлекся фотографией. У него было свободное помещение, в котором Евгений собирался с друзьями и смотрел фильмы. В 2010 году Хлобыстин решил превратить его в фотостудию «Без рамок» — чтобы на вырученные деньги платить аренду.

Он завел группу «ВКонтакте», приобрел необходимое оборудование, нанял фотографа. Продвигался в соцсетях на внутреннюю валюту «голоса», которые получил благодаря приложениям. План сработал, новый бизнес два года приносил прибыль.

В 2012 году на рынке появились купонаторы — сайты, которые предлагали услуги с большими скидками. По словам предпринимателя, люди, далекие от профессиональной съемки, приходили в «Без рамок» для промышленного шпионажа. Подмечали советы экспертов, а затем предлагали свои фотоуслуги на подобных сайтах. Причем для этого арендовали по часам его же фотостудию. «Они нанесли колоссальный урон профессиональным фотографам. Поток заказов сильно упал. Мы доснимали старых клиентов и закрыли компанию. Не стали дожидаться, когда купонаторы ее добьют», — сетует Хлобыстин.

Он решил заработать на буме фотографов. Вместе с одногруппником сделал онлайн-каталог студий Fotogenico. По традиции завел группу «ВКонтакте», потом запустил полноценный сайт. Раскрутил компанию и начал продавать рекламу фотоателье. Проект работает до сих пор, приносит партнерам около 2 млн рублей выручки в год.

Рывок в «Битрикс24»

По словам Хлобыстина, его эксперименты не мешали основному бизнесу.

Предприниматель находил время для переговоров и важных дел. Продолжал расширять команду: нанимал в основном студентов, чтобы «вырастить» их под себя. Следил за рынком.

Сфера продолжала развиваться. IT-услуги всегда пользовались спросом. Евгений выбрал выигрышную стратегию: продавал не проекты под ключ, а «часы» программистов, которые готовы выполнить любое задание в течение оплаченного времени.

Благодаря такому подходу клиенты оставались с IT-Solution на годы. «Это конек, который тащит компанию. Финансирует остальные проекты», — говорит предприниматель.

С «Битриксом» он познакомился в 2014 году из-за неугасающего интереса к приложениям. В нем он нашел новую площадку после разочарования во «ВКонтакте». «Я подумал: “Вот оно!”. Это те клиенты, которых я понимаю, которым нужна польза, а не просто игры. Функционал, который расширит их возможности», — вспоминает Хлобыстин.

Он изучил REST API «Битрикс24» и с 2015 года начал выпускать приложения: «Курс валют», «База знаний», «Распознавание текста на картинках», «Лиды из ВКонтакте» — всего более 30.

Программы сработали как маркетинговый крючок. К предпринимателю начали обращаться потенциальные клиенты. Команда IT-Solution стартовала с консультирования по «Битрикс24». Пришла к работе с малым и средним бизнесом и крупным заказам: от дочерней компании РЖД и «Пулково» до «Росатома» и других корпораций. Были и запросы из необычных сфер — так разработчики развивали онлайн-версию секс-шопа «Ламур» и параллельно поддерживали сайт благотворительного фонда «Ночлежка».

Увлечение выросло в партнерство, которое продолжается больше пяти лет. Евгений предугадал, что все сложится. «У меня был запрос на “Битрикс24” еще до его появления», — шутит предприниматель.

У Евгения был самописный трекер задач. Клиенты, которым он давал доступ к программе, просили нечто подобное. С нуля такое сделать было непросто. Теперь Хлобыстину есть что предложить. Также он докручивает решение под задачи клиентов и «надстраивает сервисы» с помощью открытого API. Это занятие нравится ему больше, чем простое внедрение. «Я вижу колоссальный спрос», — добавляет бизнесмен.

Доля заказов от «Битрикс24» в IT-Solution с годами растет. В 2018 году это направление принесло около четверти выручки — 10 млн рублей. В 2019 году — 40% и 25 млн рублей соответственно. Компания Евгения находится в топе партнеров.

Прогнозы на будущее

Основатель IT-Solution не собирается останавливаться в поисках идей для бизнеса.

«Мне нравится изучать новое. “Мочь”во всем: от настройки серверов до сдачи отчета в налоговую, от программирования до продаж»

Сейчас он рассчитывает монетизировать авторские приложения, которые пока неохотно покупают. Предприниматель предлагает их клиентам в довесок к «Битрикс24». Надеется, что остальные партнеры тоже будут так делать.

Он уверен, что клиенты будут готовы платить за приложения отдельно. Евгений видит тренд на развитие прикладных решений, с помощью которых люди будут избавляться от рутины и упрощать рабочие процессы.

Предприниматель собирается стать №1 в мире среди разработчиков приложений для «Битрикс24». Его цель — сотни тысяч компаний-пользователей. Он планирует «подготовить армию программистов», которые с помощью его наработок смогут создавать свои приложения с дополнительным функционалом.

«Я все время думаю, что и как можно автоматизировать, — говорит Хлобыстин. — Следующие поколения будут уметь программировать, и людям будет проще жить».

22
1 комментарий